Тема |
Занятие 7. Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи.
|
Предмет |
Шахматы
|
Класс |
1
|
Тип урока |
Ознакомление с новым материалом
|
Цель |
Знакомство с новой шахматной фигурой – ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
|
УУД |
Регулятивные – учиться высказывать свои предположения. Познавательные – добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; знать названия шахматных фигур, ходы фигур, взятие фигур. Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной речи; поддерживать диалог, отстаивать свое мнение, учитывать мнения других. Планируемые результаты: Личностные – раскрыть свои творческие способности; развивать и совершенствовать в себе внимание, память, воображение, мышление, волевое управление поведением. Метапредметные – моделирование ситуаций, при которых необходимо действовать решительно и четко. Анализировать ситуации, при которых нужно действовать правильно и быстро. Использовать знания в различных жизненных ситуациях.
|
Основные понятия |
Ладья. Правила хода. Взятия ладьи.
|
Межпредметные связи |
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, определение наиболее эффективных способов достижения результата; построения рассуждений; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, выполнения алгоритмов;
|
Ресурсы: — основные -дополнительные |
демонстрационная доска с фигурами, шахматы для каждого ученика.
|
Конверт с заданиями, листочки для решения шахматных нотаций. |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников
|
Планируемые результаты (УУД) |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: Эмоциональный настрой к познавательной деятельности |
— Ребята, какое сейчас внеурочное занятие? — (Слайд 1Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:
Человечки очень споро (Слайд 2). Посмотрите, кто это нас встречает?
— Он приготовил для вас загадку: В этой стране Король с Королевой живут без корон, Ладья без весел, без хобота слон, А рядовые не человечки. (Шахматная страна)
|
Определяют свою готовность к занятию. Включаются в ритм занятия.
НОЛИК |
Умение дать самооценку готовности к занятию. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы.
|
(Слайд 3). Посмотрите, кто это нас встречает? Она тоже приготовил для вас задание. Отгадайте, о чем пойдет речь? 64 близнеца На два лица: Половина белых, Половина чёрных. (Шахматная доска)
Задание для групп: расставьте правильно фигуры на доске.
— (Слайд 4). ШПУЛЯ, тоже хочет с вами поиграть. Отгадайте его загадку: Не люди, не звери, не часы, а ходят. (Шахматные фигуры)
|
СИМКА
Выполняют практическое задание, ориентируясь на полученные знания.
|
Ориентироваться в своей системе знаний Находить и исправлять ошибки, оценивать. Свободно излагать свои мысли в устной форме.
|
III. Введение в тему урока. Цель этапа: Умение определять и формулировать тему и цель деятельности. |
(Слайд 5). -Сегодня на занятие мы как раз поговорим об одной фигуре.
По углам доски стоят
— (Слайд 6). Тема нашего занятия: Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. |
Ученики слушают отгадывают загадку. |
Умение предполагать, рассуждать. Умение формулировать тему урока . |
IV. Открытие новых знаний. Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
|
— Возьмите в руки фигурку шахматную ладью. Внимательно рассмотрите. Опишите ее.
— Сколько всего на доске ладей? (4 – два чёрных и два белых) (Слайд 7). — Как расположены? — Назовите «адреса» ладей на шахматной доске (белые: а1, h1; чёрные: a8, h8)
(Слайд 8). Следующей по силе после ферзя на шахматной доске по праву считается шахматная ладья. Эта фигура похожа на крепостную башню. Иногда у нее на голове есть небольшие зубцы, которые выглядят как небольшие кирпичики. Шахматную ладью называют Тура, Крепость, Башня. (Слайд 9). Изначально в Индии шахматная фигура ладьи выглядела, как колесница и носила такое название. В Персии ладью называли именем сказочной птицы Рух и изображали в виде неё. А на Руси эта фигура имела вид парусного судна и называлась ладья. В эпоху Петра I облик ладьи поменялся на общепринятый: она превратилась в башню замка, но название осталось неизменным. — Вспомните, как ходит ладья? — (Слайд 10). Ладья может ходить прямо по горизонталям и вертикалям на любое число клеток.
— За сколько ходов ладья обежит вокруг доски, двигаясь только по углам?
— В скольких направлениях может пойти ладья из углового поля?
-Сколько полей по горизонтали контролирует ладья из углового поля?
— Сколько полей по вертикали держит под ударом ладья из углового поля?
(Слайд 11). Возьмём ладью и поставим её на клетку с координатой d 5 на шахматной доске.
— А в скольких направлениях может пойти ладья в данном случае?
-Сосчитаем все возможные ходы.
Несмотря на то что ладья очень похожа на башню, она может быстро передвигаться, как маленький танк. Ладья ходит по прямым линиям вперёд и назад, вправо и влево на столько клеток, на сколько захочет. И когда хочет, может остановиться. Покажите, ка ходит ладья. — У каждого партнера по 2 ладьи. — Если на пути ладьи встречается фигура противника, то ладья может её «съесть» или «побить». В этом случае ладья занимает поле взятой фигуры. «Съеденная «фигура партнера снимается с доски. Такой ход называется «взятием». (Показ учителем на экране). (Слайд 12, 13, 14, 15). |
Работают с шахматной доской.
Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503
За 4 хода
В двух направлениях
7 полей
7 полей
Выполняют действия на шахматной доске с ладьей. 4 направления
14 ходов |
Умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Искать пути решения поставленной задачи. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
|
Физминутка |
Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. |
Выполняют физминутку. |
|
V. Развитие умений – применение ранее изученных знаний. Игровая практика Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
— А что нужно ещё знать, чтобы правильно играть в шахматы? (Как ходят фигуры.) Далее учитель вызывает желающих учеников к демонстрационной доске давая задания: — (Слайд 16). Шахматная задача: — поставить ладью на поле h1 и за 3 хода попасть на d7 — поставить ладью на поле с4 и сделать ход на 4 поля вверх по вертикали. — поставить ладью на поле d4 и сделать ход на 3 поля вверх горизонтали. (Слайд 17). Впиши адреса шахматных фигур (Слайд 18). Игра «Съешь клубничку». Нарисуй путь ладьи до клубнички, минуя грибы.
|
Формулируют ответы на вопросы.
Выполняют задания учителя на демонстрационной доске.
Выполняют задания на карточках. |
Высказывать предположения на основе наблюдений. Работать в парах, участвовать в выборе решения. |
VII. Первичное закрепление темы. Цель этапа: Умение использовать полученные знания на практике
|
Самостоятельная работа. (Слайд 19, 20, 21) Учитель следит за выполнением заданий. — Белая ладья должна побить все черные фигуры, уничтожая каждым ходом по фигуре. — Как белой ладье быстрее всего добраться до ракеты? Посчитайте, сколько ходов вы сделали?
|
Выполняют практические задания. Дидактические игры: «Один в поле воин». Игра «Кратчайший путь» (Дети работают с раздаточным материалом в парах).
|
Извлекать информацию, представленную в разных видах. Искать пути решения задачи. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
|
VIII. Рефлексия Цель этапа: Умение оценить свою работу на уроке.
|
Игра «ДА – НЕТ» 1. Ходит ли ладья по белым и черным полям? 2. Может ли ладья пойти с белого поля на белое? С белого поля на черное? С черного поля на черное? С черного поля на белое? 3. Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля? Через 4 поля? Через 5 полей? Через 6 полей? 4. Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через белую? 5. Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью? 6. Может ли в начальном положении ладья сделать хотя бы один ход? (Слайд 22). Выбери вариант соответствующий твоим ощущениям после сегодняшнего занятия. |
Дети заканчивают предложение.
Оценивают работу на занятии.
|
Оформлять свои мысли в устной форме. |
IX. Итог урока. Цель этапа: Проверить знания, полученные на уроке.
|
— О чем узнали на занятии? — Что вызвало затруднения? — Что больше понравилось? |
Делятся впечатлениями, высказывают собственные мнения. |
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
