X-PDF

Конспект занятия по теме Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции.

Поделиться статьей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАКЕЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

 

Применение определенного интеграла для нахождения площадикриволинейной трапеции.

 

дисциплина ОДП.01 Математика

специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонтавтомобильного транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Макеевка, 2018

 

         Методическая разработка открытого занятияпо теме: «Применение определенного интеграла для нахождения площадикриволинейной трапеции», дисциплина ОДП.01 Математика

 

 

Разработчик: И.И. Мальцева — преподаватель математики,преподаватель первой квалификационной категории ГПОУ «Макеевскийполитехнический колледж» — 2018

 

Рецензенты:

 

 

 

Представленаметодика проведения комбинированного занятия по теме «Применениеопределенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции»с использованием информационных технологий с целью визуализации процессаобучения.

 

Для преподавателей математики  средних профессиональных образовательных учреждений Донецкой Народной Республики

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии математики ивычислительной техники

Протокол №____   от «__________» 2018г.

Председатель цикловой комиссии ________________ И.И. Мальцева
Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ5

План занятия.. 6

Структура занятия.. 8

Ход занятия.. 9

Приложение А.. 18

Приложение Б.. 19

Приложение В.. 19

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы дляпроведения открытого учебного занятия объясняется тем, математика занимаетособое место в образовании человека, что определяется безусловной практическойзначимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышлениячеловека, её вкладом в создание представлений о научных методах познаниядействительности. Являясь частью общего образования, среди предметов,формирующих интеллект, математика находится на первом месте. Математикаявляется фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимсяустойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся.

Общие цели изучения математикитрадиционно реализуются в четырех направлениях:

       общеепредставление об идеях и методах математики;

       интеллектуальноеразвитие;

       овладениенеобходимыми конкретными знаниями и умениями;

       воспитательноевоздействие.

Профилизация целей математическогообразования отражается на выборе приоритетов в организации учебной деятельностиобучающихся. Для технического профиля профессионального образования выбор целейсмещается в прагматическом направлении, предусматривающем усиление и расширениеприкладного характера изучения математики, преимущественной ориентации наалгоритмический стиль познавательной деятельности.


 

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

 

Вычисления определенных интегралов – однаиз важных составляющих при изучении темы «Применениеопределенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции».Основной задачей интегрального исчисления является восстановление функции F(x)по известной производной (дифференциалу) этой функции. Интегральное исчислениеимеет многочисленные приложения в геометрии, механике, физике и технике. Онодает общий метод нахождения площадей, объемов, центров тяжести и т.д., чтонеобходимо для понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностямипрофессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания поданному учебному предмету.

Изучение нового материла  построено такимобразом, что обучающиеся принимают активное участие  в выводе алгоритмаприменения метода вычисления криволинейной трапеции. Приводится много примеров,где в практической деятельности необходимы эти умения. На этапе закрепленияматериала для самостоятельного выполнения предлагаются задачи на вычислениеопределенного интеграла прикладного характера.

 

 


 

План занятия

Группа:ОРА 17/1                                                       Дата:20.02.2018г.

Специальность:23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Тема занятияПрименение определенного интеграла для нахождения площадикриволинейной трапеции».

Цель занятия:

Методическая:

       совершенствоватьметодику проведения лекционного занятия с применением информационных технологий.

Дидактическая (учебная):

       формироватьпредставление о нахождения площади криволинейной трапеции с помощьюпервообразной;

       закрепитьумение вычислять определенный интеграл с помощью формулы Ньютона-Лейбница;

       формироватьумение вычислять площади криволинейной трапеции с помощью определенногоинтеграла;

Дидактическая (развивающая):

       развиватьпознавательную активность студентов, умений применять полученныезнания на практике;

       развиватьабстрактное  мышление, способность выделять главное, анализировать, сравнивать,определять и объяснять понятия;

       формироватьумение строить логическую цепочку рассуждений;

       развиватьпредставление о практическом применении математических знаний.

Воспитательная:

        воспитыватьположительное отношение к знаниям, интерес к учебному предмету;

       воспитыватьдисциплинированность;

        формироватьумение осуществлять самоконтроль, саморегуляцию, способность своевременновыявлять пробелы в собственных знаниях.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Формы и методы проведения занятия: словесные,наглядные, опережающие

Междисциплинарные связи:

обеспечивающие:ОДП.01.Математика («Функции и их свойства», «Построение графиков функций с помощьюпреобразований», «Графики основных элементарных, тригонометрических,показательных функций», «Первообразная функции. Неопределенный интеграл»,«Определенный интеграл и его применение»)

обеспечиваемые:ОДП.02Физика, ОП.02 Техническая механика, ОП.05 Мерологиястандартизация и сертификация (Характеристика, расчет и выбор переходныхпосадок), ОП.11 Гидравлические и пневматические системы.

 

Предложенная методика проведения занятияформирует у студентов общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальнуюзначимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственнуюдеятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональныхзадач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных инестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

и профессиональныекомпетенции, соответствующие виду деятельности:

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы потехническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль прихранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонтаузлов и деталей.

 

Методическое обеспечение: рабочаяучебная программа, учебно-методический комплекс по дисциплине ОДП.01 Математика;методическая разработка открытого занятия; мультимедийные и видео материалы; раздаточныйматериал, опорный конспект.

 

Технические средства обучения: мультимедийныйпроектор, ноутбук, экран.

 

Литература:

1.       Алгебра иначала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват.организаций: базовый и углубл. уровни / [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М. В.Ткачева и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 463 с.

2.       Нелин Е.П.Алгебра и начала анализа: Двухуровневый учеб. для 11 кл. общеобразоват. учеб.заведений. – 2-е изд. – Х.: Мир детства, 2010. –    416 с.

3.       https://www.desmos.com/calculator

 


Структура занятия

 

1.

Организационная часть

— приветствие

— фиксирование отсутствующих

1мин.

 

2.

Ознакомление студента с темой и целью занятия

1мин.

3.

Мотивация учебной деятельности    

2 мин.

4.

Актуализация опорных знаний

10 мин.

5.

Формирование новых знаний и способов действий

25 мин.

6.

Применение знаний, формирование умений

30 мин.

7.

Итоги занятия.

5 мин.

8.

Объявление домашнего задания              

1 мин.

9.

Рефлексия

1 мин.

 

 


Ход занятия

1.     Организационнаячасть

Преподаватель приветствует студентов назанятии: «Добрый день, уважаемые студенты. Я рада видеть здесь всехприсутствующих и надеюсь на совместную плодотворную работу. Проверьте наличиерабочих тетрадей, инструментов Проверим присутствующих.»

Старостагруппы называет отсутствующих и причину отсутствия.

«Есливсе готовы к занятию, тогда начинаем.»

 

2.    Ознакомление студентов с темой и учебными целями занятия

Тема нашего занятия: «Применениеопределенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции».

Цель занятия: закрепитьнавыки нахождения определенного интеграла, усвоить понятие «криволинейнаятрапеция», усвоить различные способы нахождения площади криволинейной трапеции;рассмотреть прикладное назначение первообразной. Помощникамив работе будут опорные конспекты. Подпишите, пожалуйста, свой конспект.

 

3.    Мотивация изучения.

Иногда, особенно когда у вас что–нибудь вматематике не получается, выпугаетесь, а потом возмущаетесь и задаете мне один и тот же вопрос: «Зачем мыэто изучаем? Где нам это потребуется?»

Так вот сегодняшний занятие как раз будет одним изответов на ваш вопрос. Мы сегодня узнаем зачем, где и как применяется изучаемыйнами материал.

А начну я вот с какой истории.

В средние века жил английский ученый, которому нужнобыло точно вычислить площадь Англии. Он знал только точную площадь одного изграфств и имел при себе карту Англии. Как вы думаете, каким способом этотученый вычислил площадь своей страны?

Он вырезал контуры Англии и графства из карты и нашелотношение их весов. Точно в такой же пропорции соотносились и площади.

Безусловно, способ очень оригинальный. И, конечно,использовать такой способ не совсем удобно.

Вы уже поняли, наверное, что сегодня на уроке мы свами будем говорить о площадях. Причем о площадях необычных фигур.

 

4.     Актуализация опорных знаний. Проводится в форме фронтального опроса и тестирования

Тест Проверка теоретическихзнаний

 

 

 

1.   Чемуравен нижний предел интегрирования в интеграле .

а)5

б)f

в)-3

г).

2.   Данныйинтеграл равен:

а)0

б)-4

в)4

г)8

3.   Вданном интеграле подынтегральная функция равна:

а)

б)

в)0

г)2

4. Данный интеграл равен:

а)1

б)С

в)0

г)зависит от подынтегральной функции

 

5.   Выражениеданного вида  называется:

а)определенный интеграл

б)неопределенный интеграл

в)интегралом функции

г)дифференциалом

6.    Определенный интеграл вычисляется с помощью формулы:

а) Лейбница

б) Ньютона

в) Лагранжа

г)Ньютона-Лейбница

 

7.    При перестановке пределов интегрирования в определенном интеграле,интеграл …

а)не изменится

б)увеличится в 2 раза

в)поменяет знак

г)подынтегральная функция изменится на обратную

 

А теперь ответьте на несколько вопросов.

1)   Чтоназывается первообразной?

(Функция F(x) называется первообразной для функции f (x) на данном промежутке,если для любого х из данного промежутка F(x)= f (x)..)

2)   Чтоназывается неопределенным интегралом от данной функции?

(выражениеF(x) + C, где С – произвольная постоянная, называется неопределенныминтегралом.)

3)    Сформулируйтеопределение определенного интеграла.

(ПриращениеF(b)-F(a) любой из первообразных функций F(x) + C при изменении аргумента отх=а до х=b называется определенным интегралом от а до b функции f(x): .)

4)   Вчем заключается геометрический смысл определенного интеграла?

(Определенныйинтеграл – это площадь фигуры, сверху ограниченной графиком функции f(x), снизу- осью абсцисс, по бокам —  прямыми х=а и х=b.)

5)    Записатьформулу Ньютона-Лейбница.

 

 

5.    Формирование новых знаний и способов действий.

1) И так,определенный интеграл – это площадь фигуры, ограниченной графиком положительнойфункции f(х), осьюабсцисс и прямыми х=а, х=b. Такаяфигура называется криволинейной трапецией.

Сегодня мы узнаем, что такое криволинейная трапеция ирассмотрим различные способы нахождения ее площади с помощью определенногоинтеграла.

Запишите в конспекте тему урока: «Применение определенного интеграла для нахождения площадикриволинейной трапеции.» (слайд 2).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

2) Что же такоекриволинейная трапеция?

Пусть на отрезке [ab] осиабсцисс определена функция у=f(х)>0. Фигура,ограниченная графиком этой функции, отрезком [ab] и прямымих=а, х=bназывается криволинейной трапецией (слайд 5). В конспекте рядом с чертежомзапишите определение.

3) Исходя из геометрического смысла определенногоинтеграла, площадь криволинейной трапеции равна:  (слайд 6), где пределыинтегрирования – это отрезок [a; b] оси абсцисс, на котором мы рассматриваемтрапецию, а подынтегральная функция – та, график которой ограничивает трапециюсверху.

4) Рассмотрим следующие фигуры.

a)  (слайд 7) Фигураограничена графиком функции у=f(x), отрезком [a, b] и прямыми х=а,х=b.Заштрихуйте  фигуру, ограниченную этими линиями.

Как можноопределить площадь этой фигуры? (Проинтегрировать функцию у=f(x) на отрезке[a, в]).

Но этафигура находится «ниже» оси Ох и вычисляя интеграл мы получим отрицательноезначение, чего не может быть при вычислении площади.

Следовательно,площадь равна:  (прописать).

Запишите вконспектах правило нахождения площади рассмотренной фигуры. (слайд 8)

b)  (слайд 9). Покажитекриволинейную трапецию, ограниченную графиками функций g(x) и f(x).

На какомотрезке рассматривается данная фигура?

Как найтиконцы этого отрезка? (Концы отрезка – это точки пересечения графиков. Чтобынайти абсциссы этих точек функции надо приравнять).

А каквычислить площадь этой фигуры? (Эта фигура является разностью фигур сплощадями  S1 и S2).

Следовательно,S=S1–S2 (прописать).

Запишите вконспектах правило нахождения площади рассмотренной фигуры. (слайд 11)

c)       (слайд 12).Заштрихуйте фигуру, ограниченную графиками функций g(x) и f(x) и осью абсцисс.

В чемособенность  этой фигуры? (Она состоит из двух частей, одна сверхуограничена графиком функции f(x) и рассматривается на отрезке [a,0],другая – графиком g(x) на отрезке[0, b]).

Следовательно,S=S1+S2 (прописать).

d)              Заштрихуемфигуру, ограниченную графиком функции   f(x).  Этафигура состоит из 4-х одинаковых фигур. Если проинтегрировать функцию у=f(x) наотрезке [0; A] иумножить на 4, то получим искомую площадь.

Следовательно,S = 4S1 (прописать).

Запишите вконспекте правило нахождения площади рассмотренных фигур. (слайд 13)

Обобщим полученные знания и составим алгоритмнахождения площади криволинейной трапеции (слайд 14)

1.         Изобразитьчертеж и убедится, является ли данная фигура криволинейной трапецией.

2.     Найтипервообразную

3.     Применитьформулу

 

 

6.    Применение знаний, формирование умений

Рассмотрим примеры и выбирая нужную формулусчитаем площади:

1)   Пример 1. Найти площадь фигуры,ограниченной графиком

функции , осью абсцисс (Ox) ипрямыми x=1, x=3.

Построим функцию и прямые.  гипербола с областьюопределения

Применяя формулу  найдем площадь закрашеннойфгуры.

 

2) Пример 2. Найти площадь фигуры,ограниченной параболой и осью абсцисс (Ox).

Строим параболу. Для этого находм ее вершну  . Точки пересечения с осью(Оу) и симетричная ей (6;5) и осью(Ох).

 По еореме Виетта корниуравненния  

Получаем параболу. Штрихуем нужную область.

Данная фигура расположена ниже оси абсцисс. Поэтому для вычисленияеё площади воспользуемся формулой (2). Пределами интегрирования являютсяабсциссы  и  точек пересечения параболы сосью Ox. Следовательно,

кв.ед.

 

3) Пример 3. Найти площадь фигуры,ограниченной функциями  и .

Построим графики данныхфункций и найдем их точки пересечения.

Строим параболу. Для этого находм еевершну  . Точки пересечения с осью(Оу) и симетричная ей (-4;5) с осью(Ох) точек пересеченя нет.

 прямая, для ее построениядостаточно двух  точек  и

Найдемточки пересечения двух функций

Неполное квадратное уравнение.

Получили пределыинтегрирования

 кв.ед.

4)    Пример4. Определить площадь фигуры, ограниченной линиями y=x+3,y=2-x и осью абсцисс. 

Построимпрямые для этого возьмем по две точки

x

y

 

x

y

-3

0

 

0

2

0

3

 

2

0

 

Даннуюфигуру можно разбить на две части. Поэтому для вычисления её площади воспользуемсяформулой (4). Пределами интегрирования являются абсциссы  и  ,

Следовательно

 кв. ед.

7.    Итоги занятия.

Сегодня мы познакомились с понятием «криволинейная трапеция»,узнали, как можно вычислять ее площадь, рассмотреливозможные фигуры ограниченные функциями и формулы для нахождения их площадей. Составилиалгоритм нахождения этих площадей. Применили данный алгоритм к решению задач.

8.    Объявление домашнего задания.

Вычислить площади фигур изображенных на рисунках в ваших опорныхконспектах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.    Рефлексия

Хотелось бы закончить наше занятиестихотворением, которое доказывает тесную связь математики даже с литературой.

Математика и литература – две ветви человеческой культуры,

Такие, разные, как буква и число, неразделимые, как лодка и весло.

Что их роднит, объединяет в вечность? Великой мысли дух и бесконечность!

Ведь сколько сил приложил граф Толстой, чтоб математике учитьнарод простой.

Он «Арифметику» создал для них понятную, без лишней сложности идля ума приятную!

А первою любовью Софьи Ковалевской был молодой ещё писатель ФедорДостоевский.

Который позже, в размышлениях беспечных блуждал по миру линийбесконечных.

А Лейбниц Брюсовым воспет как мудрости, пророчества рассвет,

Создатель многих вещих книг, которых современник не постиг!

Великий Лермонтов любил решать задачи, с числом и слово ярче,веселей, богаче!

И подтверждает это Грибоедов, дипломат, окончив в МГУ физмат.

И «человек есть дробь» — сказал Толстой, учитель, чтопредставляешь ты собой, есть твой числитель. А что ты мыслишь о себе, естьзнаменатель.

Сочти, какая дробь ты, дорогой приятель!

Что есть число: основа жизни нашей! Число направит жизнь влогическое русло,

Без слова в этой жизни будет грустно! Числу присущи нормы изадачи,

От слова ждём добра, успеха и удачи. Великие умы числу началальстили,

И возвеличивали, и превозносили! Но величать «Число» они призвали«Слово»!

Так что важней, что есть первооснова? Как в жизни нашей каждыйдень единствен,

Великолепен, положителен, таинствен.

Так слово и число едины в мирозданье, Два величайших человеческихсоздания!


 

Приложение А

Тест Проверка теоретическихзнаний

1.  Чемуравен нижний предел интегрирования в интеграле .

а)5

б)f

в)-3

г).

2.  Данныйинтеграл равен:

а)0

б)-4

в)4

г)8

3.  Вданном интеграле под интегральная функция равна:

а)

б)

в)0

г)2

4.  Данныйинтеграл равен:

а)1

б)С

в)0

г)зависит от под интегральной функции

5.  Выражениеданного вида  называется:

а)определенный интеграл

б)неопределенный интеграл

в)интегралом функции

г)дифференциалом

6.   Определенныйинтеграл вычисляется с помощью формулы:

а) Лейбница

б) Ньютона

в) Лагранжа

г)Ньютона-Лейбница

7.   Приперестановке пределов интегрирования в определенном интеграле, интеграл …

а)не изменится

б)увеличится в 2 раза

в)поменяет знак

г)подынтегральная функция изменится на обратную

 


Приложение Б

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет