Муниципальноеобразовательное учреждение дополнительного образования детей города ДжанкояРеспублики Крым «Центр научно-технического творчества»
Открытоеучебное занятие на тему:
«Витраж»
Автор: Лещий Алена Владимировна,
педагогдополнительного образования
МОУ ДОД ЦНТТ, руководитель
объединения «Живопись»
г. Джанкой, 2021
Цель урока: изобразить конструктивное построение образа сказочнойптицы в нетрадиционной технике витражирования.
Задачи урока:
1. Развивающие:
— познакомить детейс одним из видов декоративного искусства витражом;
— развивать у детей творческие способности, наглядно-образноемышление, фантазию;
— развивать познавательную активность, формировать навыкисотрудничества;
— научить создавать рисунок с использованиемнетрадиционной техники;
— развивать художественныенавыки рисования, творческие способности;
— расширять художественныйкругозор учащихся;
— развивать целеустремленность, самостоятельность,усидчивость.
2. Воспитательные:
— воспитывать эстетический вкус, эмоциональнуюудовлетворенность от проделанной работы;
— совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности,содержать в порядке рабочее место.
3. Обучающие:
— формировать умение самостоятельно находить решенияхудожественных задач, отвечающих выбранной технике;
— знакомство с мифологией о жар-птице.
Тип занятия: комбинированный.
Форма организации деятельностиобучающихся: индивидуально – групповая
Методы и приёмы:словесный (беседа), наглядно – демонстрационный, практический,рефлексия, разгадывание загадок, викторина.
Дидактическое обеспечение: наглядный материал, презентация, конспект занятия,викторина.
Оборудование и материалы: бумага А3, простой карандаш, акварель или гуашь, кисти ичерный маркер или черна гуашь и тонкая кисть.
Структура занятия
1. Организационный момент/приветствие / 3 мин.
2. Актуализация знаний / 5 мин
3. Введение в тему занятия/объяснение нового материала / 15 мин.
4. Физкультминутка /5 мин
5. Практическая работа. /50 мин.
6. Выставка творческих работ / 5мин.
7. Подведение итогов, рефлексия /5 мин
8. Организованное завершениезанятия /2 мин
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Ребята мы сегодняснова становимся художниками. Поэтому откладываем телефоны и слушаем.
2. Актуализация знаний
Вначалеотгадайте загадку:
Птица чудная она.
Вся из пламени-огня.
Крылья плавно поднимает,
Хвост как веер распускает,
Глазки яхонтом горят –
Удивительный наряд.
Побеждает темень, мрак.
Туче черной – первый враг.
А перо той дивной птицы
Вмиг желание исполнит,
Людям счастье принесет.
-Правильно, это Жар-птица.
3. Введение в тему занятия /объяснение новогоматериала
Любители вы сказки?
-Любим.
-Ятоже их люблю. Много их вы прочитали, наверное, вижу это по вашим глазам. А вкаких сказках встречалась вам Жар-птица?
-«Конек– Горбунок», «Иван-царевич и Серый волк», «Жар-птица и Василиса-царевна».
-Говорят,что тот, кто найдет ее перо, у того исполнится самое заветное желание, а самаЖар-птица прилетит на зов о помощи.
Жар-птица- сказочная птица из славянской мифологии, воплощение лучезарного бога солнца игневного бога грозы.
Внародном воображении Жар-птица неразрывно связана с небесным огнем-пламенем, иее сияние так же слепит глаза, как солнце или молния. За Жар-птицейотправляются сказочные добрые молодцы, и к тому, кто овладеет хоть одним ее пером,приходит великое счастье.
Жар-птицаживет в тридевятом царстве, тридесятом государстве в прекрасном саду,окружающем терем Царь-девицы. Растут в том саду золотые яблоки, возвращающиемолодость старикам. Днем Жар-птица сидит в золотой клетке, напевает Царь-девицерайские песни. Когда поет Жар-птица — из клюва скатный жемчуг сыплется. Ночьюлетает Жар-птица по саду, вся как жар горит; полетит куда-нибудь — все вокругосветится разом. Одному ее перу цена побольше целого царства будет, а самойЖар-птице и вовсе цены нет. (видеоматериал «мифология Жар-птица»)
-Скажите, пожалуйста, какая она на ваш взгляд в картине Виктора МихайловичаВаснецова «Ковер-самолет»? (обращение к наглядности)
-Жар-птицав клетке высокомерная и гордая.
-А в этой иллюстрации к русской народной сказке «Об Иване-царевиче, Жар-птице иСером Волке» Ивана Яковлевича Билибина? (обращение к наглядности)
-Онаиспуганна.
-В этой иллюстрации к сказке Петра Петровича Ершова «Конек-горбунок»? (обращениек наглядности)
-Возмущенная.
-Но у всех она какая?
-Красивая,волшебная, сказочная.
-Воти мне как-то, в очередной раз перечитав свою любимую сказку «Конек-Горбунок»,захотелось нарисовать Жар-птицу.
Давайте вместе создадим нашу волшебную птицу.Красота и сказочность ее будет зависеть от вас. И она не будет похожа ни наодну из предыдущих птиц. Она будет особая.
Нопрежде чем начнем рисовать, узнаем о некоторых секретах и волшебстве цвета.
-На какую птицу похожа Жар-птица?
-Напавлина.
-Посмотрите какую красоту создала природа! Какого перышко цвета? (презентация)
-Зеленый,синий, фиолетовый.
-А какие цвета нам понадобятся для того, чтобы раскрасить Жар-птицу?
-Красный,желтый, оранжевый.
-Почему?
-Потомучто она светится золотым светом.(варианты ответов детей)
-Конечноже, за сходство с огнем, пламенем. Она горячая. Давайте сравним настоящийогонек свечи и Жар-птицу. Больше всего на пламя огонька похожи перышки хвоста.
-Какогоцвета язычок пламени?
-Желтого,красного, оранжевого.
-Да, красного, желтого, оранжевого, но можно заметить и синие искорки. Поэтомудля основного фона мы будем использовать красный, желтый, оранжевый цвета, идобавить синий.
Есть еще однасказочная птица, в славянской мифологии ее называют Алконост — сказочнаяволшебная птица с женским человеческим лицом. Эта птица живёт на морскомберегу, она обладает красивым чарующим голосом, услышав которой люди забываютобо всём на свет и нередко тонут в морской пучине. Так же с этой птицей связановозникновение штормов и морских бурь. По славянским легендам и повериямсчиталось, что алконост несёт яйца и на неделю погружает их на морское дно. Втечение недели море остаётся спокойным, а после вылупления волшебных птенцовалтокоста на море начинается шторм и бури.
Будем рисовать жар-птицу,которые мы выполним в необычной технике витражирования, апомогут нам гуашевые краски или акварельные краски и маркер для тех кто рисуетакварелью сегодня.
— Вы знаете, что такое витраж?
-Где мы можем узнать значениеэтого слова?
— Втолковом словаре это слово обозначает – картина или узор из стекла.
– Откуда пришел к намвитраж?
Витраж появился воФранции в Х веке, когдав церквях стали стеклить оконные проемы. Витражные узоры изготавливали изкусочков цветного стекла, которые скрепляли раствором или вставляли в раму изметалла (свинцово-паечный витраж ). Получаласьсвоеобразная стеклянная мозаика.
Витраж популярен и в нашевремя, используется для оформления современного интерьера и для оконныхподвесок.
— Зная, как выполняется витраж,можно создать вот такие рисунки втехнике витражирования.
— Кто догадался, какую рольиграют краски? (стеклышки), а черные линии (рамку), которая обозначаетграницы цветов.
Рассмотрите линии. Как высчитаете, они проведены в определенном порядке или произвольно? ( Верно,произвольно, на усмотрение художника.)
-Посмотрите на эти предметы.Как вы думаете, эти предметы сложно нарисовать?
(Ответы детей)
Верно, несложно. Особенностьэтой техники такова, что форму предметов можно упростить, детально невырисовывать.
4. Физкультминутка
Перед началом работы повторим техникубезопасности. Скажите, как правильно работать с художественными материалами?
— К работе можно приступать только сразрешения учителя.
— При работе с кисточкой и карандашомстрого запрещается:
1. Брать их в рот,
2. Засовывать в ухо, нос, глаза себе илисоседу,
3. Размахивать ими,
4. Ломать, выщипывать ворсинки из кисточки,
5. Класть в непредназначенное для нихместо,
6. Рисовать на теле или одежде как своей,так и соседа,
7. Бросаться ими.
— В случае не исправностей у кисточки или карандашаобратиться за помощью к учителю
— Во время работы с кисточкой и карандашомстараться сохранять правильную позу и осанку.
— После окончания работытщательно вымыть руки, вытереть насухо (для этого у нас есть полотенце либо увас сухие салфетки).
5. Практическая работа.
— Приступим кработе. Перед Вами альбомный лист по вертикали. Сейчаспостроим композицию глазами. Найдем глазами середину листав верхней части будетголова и туловище жар-птицы, в нижней части хвост.
Помним овизуальной рамке, в край листа не упираемся.
-Хорошо, обратите внимание на доску, здесьпредставлена последовательность работы:
1. Чтобы нарисовать Жар-птицу карандашомвозьмите лист бумаги и простой карандаш, нарисуйте приблизительную общую формутуловища жар-птицы и ее лапок.
2. Помните, это лишь начальные контуры, нестоит прорисовывать детали на этом этапе окончательно, возможно придется ихисправить. Для начальных контуров нужно нарисовать овал для туловища итреугольники для крыльев. Хвост птицы будет состоять из произвольной формыфигуры, скопируйте ее с моего рисунка.
3. Настало время нарисовать глаз птицы.Пример рисования перышек вокруг него смотрите на примере. Сверху рисуем причудливыйхохолок с острыми, как огонь перышками. Далее рисуем перья разной формы. Даже,если у Вас не получится повторить точную копию перьев, как на примере,нарисуйте их так, как посчитаете нужным, ведь на Жар-птице будут красивосмотреться перья любой причудливой формы, на перья можно добавить узоры.
4. Разделить (упростить формы) жар-птицу начасти
5. Закрасим краскамисначала кусочки жар-птицы, потом узоры. Желательно,для целостности предмета выбирать не более 3 цветов.
6. Выставка творческих работ
— Заканчиваем нашу работу.
— Кто закончил работу, можновывешивать на доску.
-А теперь давайтепроанализируем, какие работы получились. Кто желает? Начинайте с удачногоразмещения изображения на листе бумаги (на основе знаний по композиции).Жар-птица не должна быть слишком крупной, или наоборот – слишком маленькой наформате.
7. Подведение итогов, рефлексия
-Ребята, что вы сегодня новогоузнали на занятии?
-Как рисовать Жар-птицу, какимцветом она бывает, мифологию…
— Ребята, вам понравилосьрисовать в такой необычной технике?
— С какойтехникой мы сегодня познакомились?
— Какие впечатления у вас от сегодняшнегозанятия?
-Ответы детей.
-Молодцы. Вы все отлично справились спостроением сказочной птицы. На следующем занятии мы продолжим работу
8. Организованное завершениезанятия
— Мне было приятно с вамиработать. Можете убирать свои рабочие места и идти мыть руки.
На следующем уроке я познакомлювас с другой нетрадиционной техникой, но…это будет уже другая история.
Урок окончен.