Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Оболенская средняяобщеобразовательная школа»
Конспект занятия «Юныйэколог»
во 2 классе
по теме
«Неужелиэти фигурки существуют?»
Учительначальных классов ГребенщиковаНаталья Владимировна
Тема: «Неужелиэти фигурки существуют?»
Цель:познакомиться с особенностями строения пыльцы цветковых растений.
Оборудование:микроскоп, предметное стекло, цветковые растения: декабрист, лилия, спатифиллум.
Ходзанятия
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний. Самоопределение кдеятельности.
1.Ребята, посмотрите на экран. (Презентация) Слайд 1-2
-Что изображено? (фигуры). (круги, овалы…).
-Как вы думаете, можем ли мы это увидеть в жизни? Где? Слайд3
— А ещё эти фигурки существуют… Даю подсказку, посмотритена следующий слайд (Пчела, пчела с пыльцой). Слайд4-5
Цветоквсю ночь готовит мед
Пчелусластену в гости ждет
Беримол, но как другу мне окажи услугу.
Пыльцумучную эту перенеси соседу.
-Кто догадался, о чём пойдет речь сегодня на занятии?(о пыльце)
2. — Что знаете по этой теме?
— Что хотели бы узнать о пыльце?
-У нас на занятии Муравей Вопросик (Приложение 1). Онхочет узнать: какой формы бывает пыльца, какого размера. И правда ли, чтопыльца выглядит так, как мы увидели на слайде. Постараемся ему помочь.
3. Новая тема.
— Для чего нужна пыльца растениям?
-Большинство из нас знает, что пыльца — это средство размножения растений.Насекомые питаются нектаром цветков. Когда насекомое присаживается на цветок,чтобы полакомиться нектаром, на его тельце налипает порошок-пыльца. Перелетая с одного цветка на другой они переносят пыльцу. Так образуется завязь и зарождается плод. Этот процесс называется опылением.
-Пыльцурастений мы, как правило, замечаем, только когда она осыплется с букета настол. А хотите рассмотреть её в микроскоп?
-Работать будете в парах.
-Пыльцукакого растения вы будете рассматривать узнаете, отгадав загадку.
1. Говорят, что в декабре
Все деревья в серебре.
Я же в комнате зимой
Расцветаю, как весной.
И жду всегда я декабря,
Чтобы радовать себя.
И любуются все мной,
Восхищаясь красотой. (Декабрист)
— А посмотрите, есть ли в этомкабинете декабрист? (Показывают). Слайд 6
Инструкция.Положите предметное стекло с пыльцой на предметный столик. Рассмотрите цвет, форму,размер пыльцевых зерен. Зарисуйте увиденное.
Практическаяработа.
-Что вы увидели, покажите, расскажите (прикрепляем на магнитную доску). Гостимогут подойти, проверить правильно ли выполнена работа. Я показываю слайд.
Слайд 7
Сообщениеребёнка
— Мы привыклидумать, что пыльца имеет желтый цвет, но она может красной, коричневой,фиолетовой и белой. Действительно, чаще всего пыльца желтая, и это не случайно.Пчелы не различают красный цвет, поэтому растения вырабатывают желтую (и иногдатакже синюю) пыльцу, чтобы их привлечь.
Этим иобъясняется, почему у большинства растений пыльца именно желтая.
-Ребята, а каквыдумаете, пыльца всех растений одинаковая?
-Давайте проверим?
На следующем стеклышке пыльца растения, которое в народе называютженское счастье.
2. Спатифиллум (женскоесчастье). Находят в классе. Слайд 8
Проводится аналогичная работа. Рассмотрите цвет, форму, размер пыльцевых зерен.
— Посмотрите в микроскопы одноклассников. Чтоувидели? Выполните следующую зарисовку при помощи пластилина. Работу выполняетев группе. (Прикрепляем на маркерную доску)
Проверка Слайд 9
-Размеры пыльцевыхзерен очень крошечные, что мы можем видеть их невооруженным глазом толькоблагодаря тому, что собраны вместе в очень большом количестве. На цветке яблониих насчитывают до 100000.
3. Васяв класс принёс цветы
Небывалойкрасоты.
Лепестки,как из пластмассы,
Уцветов Василия.
Дайтепоскорее вазу,
Онпоставит…… (лилию).
Слайд 10
Рассматриваемпыльцу 3 цветка.
Устноопишите, что увидели. 2 пары. А вы согласны с описанием.
Слайд 11-12
Вывод:одинаковая ли по цвету, форме, размерам пыльца? (Ответы детей)
— Хотя мы не можемрассмотреть одно зернышко глазами, в микроскопе можно увидеть, что ониневероятно разнообразны по размеру, форме. Причем каждый вид растений имеетсвою уникальную пыльцу.
-Для чего людиизучают пыльцу?
Ø Самыйизвестный нам факт, являющийся отрицательным, что пыльца растений являетсяисточником аллергии. Люди начинают чихать, появляется насморк, чешутся глаза…
Поданным Российской ассоциации аллергологов за 2021 год, различнымиформами аллергических заболеваний страдают от 17% до 30% россиян.И среди них есть люди с аллергией на пыльцу.
Ø Пыльцаи растений имеет очень прочную оболочку и поэтому хранится миллионы лет. Благодаряэтому возможно изучать под микроскопом пыльцу и делать выводы о том, какиерастения цвели миллионы лет назад в этих местах, а значит — какой климат былтогда. И даже какие полезные ископаемые можно здесь искать.
Исследованиепыльцы помогает криминалистам. По следам пыльцы на одежде или обуви они могутраскрыть преступление.
Ø Аврачам — о причинах аллергии у конкретного пациента.
4.Итог:
— Какая темазанятия? «Неужели эти фигурки существуют?» Слайд 13
-Что хотел узнатьМуравей Вопросик в начале занятия? (Ответы)
Обобщим нашиответы.
1. Пыльца бываетразной по форме, размерам, цвету.
2. Вызываеталлергию.
3. Хранитсямиллионы лет.
5.Рефлексия.
Наше занятиеподошло к концу. Смайлики.
1. Понравилось
2. Понравилось, нохочется узнать ещё.
3. Не понравилось.
Слайд 14Спасибо!
Приложение 1
