«Путешествие по сказкам»
Конспект ООД
с использованием ТРИЗ технологий
в старшей группе
Составила: Джалилова Э.А.
Петропавловск-Камчатский
2022-2023г.
Цель: Закрепить у детей знание сказок и их названий.
Задачи:
· Активизировать словарный запас детей;
· Развивать связную речь дошкольников;
· Способствовать развитию интереса детей к окружающему миру;
· Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач;тренировать аналитическое мышление, внимание;
· Формировать умение выделять отличительные признаки путёмсравнения, находить оригинальные решения;
· Воспитывать интерес к художественной литературе.
Материалы иоборудование: карусель, макетыдеревьев, мяч, сундучок с предметными картинками (самовар, велосипед, свеча,мыло), игрушка-лягушка, карта, волшебная книга со сказками (подарок),пень, задания .
Предварительнаяработа: чтение русских народных сказок, сказок К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры«Хорошо – плохо», «Придумай рифму».
Ход занятия:
Организационныймомент:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: – Доброе утро!
– Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подаримим наши улыбки.
(Дети здороваются и присаживаются на стульчики).
– Ребята, вчера я получила посылку от доброго сказочника. Я знала,что пойду к Вам в гости, поэтому взяла его с собой. Давайте откроем его ипосмотрим. Письмо.
(открывает и читает)
Здравствуйте, ребята, пишу вам в детский сад с просьбой о помощи.Баба Яга забрала главную книгу сказок и спрятала ее. И героям сказок там оченьстрашно взаперти. А куда спрятала, не сказала.Для того чтобы отыскать волшебную книгу, нам нужно отправиться в странусказок и выполнить 6 заданий, выполнив, которые, вы получите 6 подсказок.Выполнив, все задания, и получив, все подсказки соберёте картинку иузнаете, где Баба Яга спрятала Волшебную книгу.
2.Основная часть:
—Ребята, поможем доброму сказочнику? Авы добрые? Отзывчивые? Сказки любите? Тогда у вас все получится! (ответыдетей)
— Как вы думаете, что такое сказка?
Дети: Сказка- это волшебный мир.
Сказка– это чудо
Сказка– это занимательный рассказ, приключения
— Сказка – это вымышленная история со счастливым концоми обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствуетволшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступноестановится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и детии взрослые.Ну, что ж пора нам отправляться в страну сказок. А как же нам тудапопасть? (ответы детей)
-В посылке есть что-то еще… (достает «карусель») Каквы думаете, что это? (ответы детей)
-А, сейчас я, предлагаю отправиться в путь наволшебной карусели.
Еле, еле, еле, еле,
Завертелись карусели.
Завертелись, закружились
Мы с вами в сказке очутились.
-Вот мы в сказочной стране. Посмотрите, как здесь красиво. Кругомцветы! Но что-то не так на этой поляне! (на поляне ромашки и один гриб) (берет гриб и находит первое задание)
А вот и первая подсказка
– Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?( Колобок)
– Кто съел козлят?(волк)
– Кто пришел в гости к медведям?(Маша)
– В какой сказке дед бил, бил и не разбил? (КурочкаРяба)
– Что выросла «Большая – пребольшая»? (Репка)
– Что случилось с ледяной избушкой?(растаяла)
– Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке? (Медведь)
— Кому девочка несла пирожки? (Бабушке)
-Молодцы ребята, сказки хорошо знаете, а теперь назовите сказку в названии которых есть число.(Возможныеварианты)
– Три медведя
-Три толстяка
– Волк и семеро козлят
– Белоснежка и семь гномов
– Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
– Три поросёнка
– Два жадных медвежонка
– Двенадцать месяцев
( подсказка спрятана под ромашкой -получают 1 подсказку)
— С этим заданием справились. Будьте готовы к тому, что в сказочнойстране происходят чудеса. По дорожке мы пойдем и куда-то попадем.
—Ребята лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит.
А как вы думаете в волшебном лесу, какие звери живут? (ответыдетей)
— Что необычного в сказочном лесу?(На ёлках растёт груша)
А вот и следующее задание (Задание2 груша)
На овчарку он похож, что не зуб – то острый нож,
Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)
– Какой в сказках бывает волк? (злой, зубастый…)
— Назовите сказки в которых есть волк ?
– (Лисичка- сестричка и серый волк, иван царевич и серый волк, волк и семеро козлят, колобок, теремок, рукавичка, красная шапочка)
— Мы с вами знаем, что сказочные герои, в том числе и волк, обладаютразными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайтепоиграем в игру, которая называется наоборот. Дляигры мы возьмём волшебный мяч. Я буду вам его бросать, и называть какое-нибудьслово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.
Добрый – злой
Быстрый – медленный
Светлый – темный
Грустный – весёлый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Сильный – слабый
— Давайте посмотрим, есть для нас подсказка?… Есть! Значит и сэтим заданием мы справились. ( получают 2 подсказку) Продолжаем наше путешествие. Смотрите перед нами речка , акак попасть на другой берег? (ответы детей) (переправляются черезречку)
— Посмотрите, камень лежит прямо на тропинке, надо его убрать,чтобы никому не мешал. (под камнем находят 3 подсказку)
—Куда мы попали? Что там растет?(Растет яблоня)
– Из какой сказки это дерево? (Этодерево из сказки «Гуси-лебеди»)
— А, что там под яблонькой лежит?
Под яблонькой чудесный сундучок
Давайте посмотрим, что же в нем? (дети присаживаютсяна стульчики)
(сундучок открывается, из него достаем чемоданчик Айболита)
—Из какой это сказки?(сказка «Айболит»)
— А кто написал эту сказку?(Корней Иванович Чуковский)
—Что-то ещё лежит в сундучке. А здесь картинки. Давайтерассмотрим их (самовар, велосипед, мыло, свеча).
В какой сказке встречаются эти предметы?(Муха-Цокотуха, Тараканище, Мойдодыр)
— Ребята, эти картинки напомнили мне еще одну игру, котораяназывается «хорошо-плохо»
В каждой картинке можно найти хорошее и плохое.
(в самоваре хорошо, что можно пить тёплый чай, а плохо то, чтоможно обжечь руку)
(мыло – может отмыть грязь, плохо — может попасть в глаза и будетщипать).
(в велосипеде хорошо то, что на нём можно кататься, плохо то, чтоможно упасть)
( получают 4 подсказку которая лежит в сундучке)
— Готовы отправиться дальше?Подождите, не спешите,смотрите какая высокая трава, будем идти, высоко поднимая колени. Куда мыс вами вышли? (болото) Ой, смотрите кто там? Ктоэто ребята? (царевна-лягушка)
-Давайте с ней поздороваемся. (берет лягушку и подносит куху) Ребята, царевна – лягушка сказала мне, что следующее заданиенаходится под кувшинкой ( задание5-кувшинка)
-Придумать слова-рифмы к слову лягушка
(лягушка–хлопушка, лягушка–подушка,лягушка–хохотушка, лягушка–попрыгушка, лягушка–толстушка)
(получают 5 подсказку)
Динамическаяпауза:
Видим, скачут по опушке( повороты в стороны)
Две зелёные лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок(переступание с носка на пятку)
Выше прыгаем дружок.
— Ребята, а еще лягушка мне сказала, что она рисовала картины,но они у неё не получились, а вышли одни кляксы. Давайте превратим эти кляксы врисунки. (выполняют задание)
—Ребята, какие интересные получились у вас рисунки. (рассматривают)
(получают последнюю подсказку 6)
– Ребята, давайте посчитаем наши подсказки. Сколько намнадо было собрать подсказок? (ответ) Значит, мы справились совсеми заданиями. А сейчас мы подсказки соберём в одну картину и узнаем,где Баба Яга спрятала волшебную книгу. (Собираем картинку из подсказок,подходим к пню, открываем а там волшебная книга сказок)
Итоговая часть:
Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться.Волшебную книгу мы возьмём с собой и рассмотрим её в группе.
Давайте подойдём к нашей волшебной карусели, чтоб она обратноперенесла нас в детский сад.
Еле, еле, еле, еле,
Завертелись карусели
Завертелись, закружились
Мы с вами в группе снова очутились.
—Вам понравилось путешествие?(ответыдетей)
Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок. И благодаряволшебной книге, вы всегда сможете путешествовать по сказкам.
