МАДОУ ЦРР ДС «Солнышко»
КОНСПЕКТ
занятия вокального кружка «Улыбка»
на тему:
«Речевоеи певческое дыхание»
Составила:
Таранушенко Г. А.
Цель: учить детей правильно дышать во время пения,не рвать музыкальную фрау, брать дыхание между фразами.
Задачи: научить во время пения делать вдох носом,задерживать дыхание и делать плавный выдох на звуке, используя игру «Дирижёр».
Материал: зеркало.
Музыкальныйруководитель. Ребята, вы задумывались,когда-нибудь, как мы разговариваем, как у нас получаются слова? Вспомните, ведькогда мы хотим произнести какую-то фразу, то делаем вдох, набирая воздух. Иговорим до тех пор, пока воздух не кончится. Тогда мы снова делаем вдох ипродолжаем говорить.
Также и в пении.Чтобы спеть музыкальную фразу, нужно побольше набрать воздуха и постараться какможно дольше задержать его. Вы, наверное, подумали: «А зачем? Буду делатьвдохов столько, сколько надо».
Секрет в том, чтомузыкальная фраза должна быть плавной, а если ты будешь делать много вдохов, томелодия будет как будто разорванной на кусочки.
Попробуй спеть фразуиз русской народной песни «Во поле берёза стояла», делая частые вдохи, вот так:
Вдох — Во поле — вдох – берёза — вдох — стояла
А теперь на одномдыхании, вот так:
Вдох – Во поле берёза стояла…
Музыкальный руководитель. Ну как, ребята, почувствовали разницу?
Если вовремя пения часто делать вдох, то кажется, что песня «запыхалась», как будтоона бежала, спотыкаясь по булыжной мостовой.
— Запомните, ребята,вдох, как в разговоре, так ив пении, делается в начале фразы и после еёокончания. В середине фразы во время пения нужно стараться удержать дыхание.
А чтобы научитьсяэтому, мы с вами поиграем в игру. Вы все певцы из хора, а ты (имяребёнка) – дирижёр. Встань перед хором. Певцы кладут правую руку наживот. Дирижёр, произнося коротко «раз», одновременно поднимает руку вверх.Певцы делают вдох и задерживают дыхание. Вдох нужно делать носом. Рот закрыт.Рука должна чувствовать, как при вдохе живот как бы «выпячивается» чуть вперёд– мышцы напрягаются. Попробуйте ещё раз… Держать дыхание до тех пор, покадирижёр не опустит руку и не скажет медленно: «два-а-а». Вы также медленновдыхаете оставшийся в лёгких воздух. Рука чувствует, как мышцы животаослабевают, живот как бы «уходит» на место. Плечи во время вдоха и выдохадолжны быть свободно опущены. Дирижёр считает вслух ритмично, в темпемедленного марша. Он постепенно увеличивает счёт до трёх, пяти, а посленескольких тренировок и до восьми – десяти раз. Если дирижёр поднимает рукумедленно – делать плавный вдох, если быстро – короткий. Нужно очень внимательноследить за рукой дирижёра, чтобы не опоздать или не опередить остальных привдохе или выходе.
Эту игру – какдыхательную зарядку – можно проводить каждое утро дома с мамой или самостоятельно.Для этого нужно встать прямо и, положив руку на живот, сделать вдох (черезнос). В это же время как бы «про себя» отсчитывать: «раз» — короткий вдох,«два-а-а» — плавный выдох, и т.д.
— Послушайте изапомните стихи:
Это оченьинтересно
Научитьсяпесни петь,
Но некаждому известно,
Как дыханиемвладеть.
Мягкимделать вдох старайся,
Вдыхайносом, а не ртом.
Дасмотри, не отвлекайся,
Сделалвдох – замри потом.
Выдох делайтихим, плавным,
Как кружениелиста –
Вот и выйдетпесня славной,
И свободна,и чиста!
— Как правильнодышать в пении вы уже знаете. Используя эти знания, давайте споём русскую,народную песню «Во поле берёза стояла». Постарайтесь музыкальные фразы «нервать на кусочки», а дыхание брать между фразами. И следите за животом.
