Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования городаУльяновска
«Центр детского технического творчества №1»
Конспект дистанционного занятия
«Воздушная перспектива в живописи»
Разработала:
Цыбизова Анастасия Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Ульяновск
Цель:научить рисовать пейзаж с применением воздушнойперспективы,
Задачи:
Образовательные:
—научить рисовать передний и дальний план в пейзаже,
—научитьпонимать особенности пейзажа с воздушной перспективой.
Развивающие:
—обобщение и закрепление у детей умения использовать воздушную перспективу,
-закрепить умение применять воздушную перспективу в работе с пейзажем,
-развить воображение.
Воспитательные:
— воспитать эстетическое отношение кпроцессу рисования,
— продолжать воспитывать умение выполнятьопределенные определенные действия по словесной инструкции педагога,
—формировать интерес к работе,
—воспитать самостоятельность и аккуратность.
2.Особенности группы.
Группа1-ого года обучения, возраст 7-10 лет. Учащиеся проявляют интерес кизобразительной деятельности, подвижность, любознательность, конкретностьмышления. Обучающиеся не могут долго концентрировать внимание на чем либо.
3.Планирование и подготовка занятия.
Продолжительностьзанятия 2 часа.
Методы:
- словесные (беседа, инструктаж);
- наглядные (показ выполнения работы);
- практические (практическая работа);
Виддеятельности – репродуктивно-творческий.
Формыработы на занятии: дистанционная.
4.Тип занятия– комбинированное (объяснение новогоматериала и закрепление полученных знаний, умений и навыков учащихся).
5.Оборудование занятия, материалы, учебно-наглядные пособия:
Ноутбук,программа ZOOM, наглядные материалы,бумага формата А4, простой карандаш, ластик, гуашь или акварель, баночка дляводы, кисти разных размеров, палитра6. Ход занятия
Организационнаячасть занятия.
Подключение в ZOOM.
Приветствие, проверка техническихнеполадок и их устранение.
Проверка готовности детей к занятию.
Задаю детям вопросы:
Все ли меня видят и слышат?
Все ли материалы у вас есть?
Немного позже, когда подключается вся группа сообщаю цель и задачи сегодняшнегозанятия. Далее объясняю им материал.
Основная часть.
Я показываю детям наглядные материалы с пейзажами с воздушной перспективойчерез демонстрацию экрана.
Сегодняя расскажу об основных законах линейной и воздушной перспективы. Как правилоэти законы чаще всего применяются при рисовании пейзажей. Применение законовлинейной и воздушной перспективы позволяет наиболее правдиво передатьизображаемое пространство в пейзаже. Рассмотрим эти законы на конкретномпрактическом примере. Нарисуем пейзаж. И заодно последовательно разберем каждоеправило.
Вначалекак всегда выполним набросок. Но перед этим давайте вспомним правила линейнойперспективы:
параллельныелинии, удаляющиеся от наблюдателя вдаль, сближаются и сходятся в одной точке налинии горизонта (вспомним дорогу или рельсы, уходящие вдаль)
одинаковыепредметы и объекты при удалении от наблюдателя кажутся меньше размером исходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним дома вдоль дороги)
Значит,нам нужно нарисовать горизонт и объекты, которые будут соответствовать правиламвыше.
Горизонтнужно закрыть холмами, чтобы не выглядел скучной прямой линией. А в центрепейзажа, уходящая вдаль дорога, которая стремится к одной точке на горизонте. Для большего интереса пусть часть дороги теряется за холмами. Теперь нарисуемдеревья, которые удаляясь уменьшаются в размерах и добавим облака.
Слинейной перспективой мы разобрались. Теперь давайте займемся законамивоздушной перспективы и откроем гуашь. Закрасим небо голубым, слегка убавляяцвет к горизонту. Солнце будет у нас с левой стороны.
Первыйзакон воздушной перспективы — удаленные от наблюдателя объекты выглядятголубыми, синими, фиолетовыми или беловатыми в зависимости от плотности воздухамежду наблюдателем и объектом. Фиолетовым и голубым цветом пройдемся по самомудальнему холму. Лес вдали слева закрасим темно-зеленым и синим, но такжеподмешаем немного белого, чтобы цвет выглядел бледновато и терялся вдалифиолетового холма.
Второйзакон воздушной перспективы — светлые объекты вдали темнеют, а темные -светлеют. Закрашиваем поля слева и справа таким образом, чтобы темно-зеленыйцвет вблизи плавно переходил в светло или желто-зеленый вдали. Дорожка наоборотвблизи будет иметь светлые оттенки охры, а вдали добавим чуть коричневого. Всеэто растушевываем влажной кистью, придавая рисунку однородный тон и плавныепереходы цвета.
Третийзакон воздушной перспективы — Ближние предметы изображаются объемно и разнымицветами, дальние — плоско и одинаковыми по тону. Это мы и проделаем с деревьямис левой стороны от дорожки. Покажем отдельно стоящее дерево, которое выглядиточень маленьким и создает эффект удаленности в пространстве. Добавим ему едвазаметную серую тень. Далее используя разные оттенки зеленого рисуем листву.Слева кладем светлые тона, с правой стороны деревьев — темные. Т.к. мы рисуемберезы, то белым наметим стволы и темно серым слегка покажем пятна. Недетализируйте. Делаем только намеки, как будто легкий эскиз.
Четвертыйзакон воздушной перспективы — Ближние предметы изображаются в деталях, адальние — обобщенно. Мы уже по сути начали его соблюдать, когда стали рисоватьберезы, более детальные по сравнению с задним фоном. Давайте продолжим направой стороне от дорожки. Вначале нарисуем березы.
Затемдуб и березу на ближнем фоне. При этом деревья будут иметь еще больше деталейпо сравнению с березами. Не забываем под дубом и березой добавить зелено-синюютень с примесью темно серого.
Закрепимчетвертый закон и нарисуем вблизи траву самой тонкой кистью. На дорожке слевасиним добавим немного тени. Только не забываем что при удалении от нас теньбудет светлее. Можно даже добавить несколько цветочков.
Нуи последний, пятый закон воздушной перспективы — Контуры ближних объектов нужноделать резкими, а дальних — мягкими. Чтобы запомнить этот закон подчеркнем теньдорожки слева темно коричневым цветом. Но только примерно до половины.Остальная дорожка мягко размыта. Нарисуем пару камней. Тот, что в дали, простонамечаем основную форму и подчеркиваем тень. При необходимости чуть чутьрастушевываем. У ближних камней четко выделяем контуры и тени. Таким образом,те предметы, что ближе к нам, выглядят резче, чем те, что вдали от нас.
Заключительная частьзанятия.
Идет час самостоятельнойработы.
Через час мы сноваподключаемся в ZOOM для проверки работ.
Я комментирую каждуюработу, говорю что нужно исправить или доделать.
В конце проверки я задаю детям вопросы.
Понравилось ли вам рисовать этот пейзаж?
Что вам понравилось больше всего?
Какими выглядят удаленные от наблюдателя объекты?
Нужно ли детальнопрорисовывать дальний план?
Какими будут казаться наблюдателю светлые объекты вдали?
Какими изображаются дальние объекты в воздушной перспективе?
После этого я прощаюсь с группой и завершаю конференцию в ZOOM.
1. Федеральный закон от 29 декабря2012 года №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]– режим доступа http://kremlin.ru/acts/bank/36698
2. Распоряжение правительстваРоссийской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р «Концепция развитиядополнительного образования детей» [электронный ресурс] – режим доступа http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
3. Распоряжение правительстваРоссийской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитанияв Российской Федерации на период до 2025 года» [электронный ресурс] – режимдоступа http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
4. Приказ Министерства просвещенияРФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации иосуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам” [электронный ресурс] – режим доступа https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/
5. Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическимирекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ(включая разноуровневые программы)» [электронный ресурс] – режим доступа http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/3242-ot-18-11-2015-trebovaniya-k-programmav-dop.html
6. Бабанский. Ю. Б. Педагогика –М. — 2005
7. Басова Н. В. Психология ипедагогика – М. – 2000
8. КравченкоА. И. Психология ипедагогика – М.– 2010
9. Крысько В. Г. Психология ипедагогика. — Издательство «Омега» — СП — 2006
10. ПетрушинВ. И. Психология ипедагогика художественного творчества- М.– 2008
11.КузинB.C.Изобразительное искусство – М. — 2006
НестеренкоО.И. Краткая энциклопедия дизайна- М. — 2014
12.НиконороваН.А. Наглядные пособия и оборудования для занятий изобразительным искусством-М. – 2005
13.СокольниковаН.М. Основы живописи — Обнинск — 2006
14.СокольниковаН.М. Основы композиции – Обнинск – 2006
15.СтасевичВ.Н. Пейзаж и действительность -М. — 2008
16.ШороховЕ.В. Композиция -М. – 2006
17.ЩипановВ.Г. Юным любителям кисти и резца – М. — 2001
18.ЯблонскийВ.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции» — М. — 2009