Понятиео сложносочиненном предложении
Цели изучения ССП:
1. Сформироватьнаучное представление о ССП;
2. Определитьместо ССП в системе СП;
3. РазграничиватьССП и СПП.
|
После изучения данного раздела Вы сможете: 1. Дать определение сложносочиненному предложению; 2. Определить место ССП в системе СП; 3. Разграничить ССП и СПП; 4. Знать дифференциальные признаки ССП; 5. Находить ССП в тексте; 6. Дать методические рекомендации по изучению темы «Сложносочиненное сложное предложение» в средней школе. |
|
|
Ключевые понятия: сложноепредложение, сложносочиненное предложение, дифференциальные признаки, предикативныеединицы (части), средства связи предикативных единиц, сочинительный союз,однородность/неоднородность состава ССП, интонация, структурные отношения,смысловые отношения.
Дополнительные материалы:
1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русскийязык: В 3-хч.
–М., 1987. – Ч.3.
2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка:Учебник. – М., 1991.
3. Белошапкова В.А. Современный русский язык.Синтаксис: Учебник. –М., 1977.
4. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И..Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. — 6-е изд.,перераб. и доп. Москва: Логос, 2002. 528 с.. 2002.
5. Современный русский язык: Теория. Анализ языковыхединиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология.Синтаксис / В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л. Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 704 с.
6. Чиркова Н. И. Синтаксис современного русскогоязыка: Материалы презентации курса / Н. И. Чиркова. – Ижевск: ИздательствоУдмуртского университета, 2010. 102 с.
Интернет-ресурс:
Основное содержание.
А) Понятие о ССП
Вопросравноправия и зависимости предикативных единиц сложносочинённого предложения
Б) Дифференциальныепризнаки ССП
В учебнике под ред. Е. И. Дибровой выделяютсяследующие дифференциальные признаки ССП и их отличия от СПП.
ССП |
СПП |
1) относительная автономность предикативных частей в грамматическом и смысловом отношении |
1) зависимость одной предикативной части (придаточного) от другой (главного предложения) |
2) наличие сочинительных союзов, которые выступают как основное средство связи предикативных частей, занимают закрепленную позицию между ними, «не сливаясь внутренне ни с одной из частей», и характеризуются по сравнению с подчинительными союзами большей степенью самостоятельности |
2) наличие вводящего придаточную часть подчинительного союза или союзного слова (относительного местоимения или местоименного наречия) |
3) характер интонации объединяемых частей |
3) ступенчатость (многоярусность) коммуникативной структуры |
Сочинительные союзы определяют такойтрадиционно отмечаемый признак сложносочиненных предложений, как отсутствиежесткой синтаксической зависимости одной предикативной части от другой всоставе целого. Неслучайно, сопоставляя подчинительную и сочинительнуюсвязь, С. О. Карцевский отмечал, что в основе сочинения лежит оппозитивныйдиалог, в котором сочинительные союзы определяют тональность реплик и близки пофункции к музыкальному ключу. В подобном диалоге говорящие сближают,сопоставляют, противопоставляют или согласуют свои позиции. Этим сочинениепринципиально отличается от подчинения, которое всегда опирается на диалогвопросно-ответного типа. «Вскрытые С. О. Карцевским свойства сочинительнойсвязи хорошо объясняют ее способность создавать особый вид синтаксическогодвижения, это движение размещающихся в одной плоскости словесных рядов, изкоторых ни один не выделяется как преобладающий над другим»
В) ОпределениеССП в академических грамматиках и школьных учениках
Тестовыезадания для подготовки к рейтинг-контролю
1. Какоеиз данных определений ССП дает В. А. Белошапкова:
А. Сложносочиненноепредложение — это такое сложное предложение, в котором два и болеепростых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией.
Б.Это такое сложное предложение, компоненты которого соединены сочинительнымисоюзами и являются грамматически равноправными, т. е. выполняют «одну и туже функцию относительно друг друга и образуемого ими целого».
В.Сложносочинёнными называются такие сложные предложения, частикоторых соединены сочинительными союзами и грамматически не зависят друг отдруга, т.е. находятся в отношениях равноправия, равнозначности.
2. Укажите неверное утверждение:
А.В ССП предикативные единицы равноправны по смыслу.
Б.Основным средством связи в ССП являются сочинительные союзы.
В.Ступенчатость (многоярусность) коммуникативной структуры является одним издифференциальных признаков ССП.
3. Соотнесите данные положения с учеными,которые их придерживались.
Положения |
Ученые |
1. Части сложносочинённых предложений равноправны, независимы друг от друга в смысловом отношении. |
А) А.Ф. Кулагин |
2. Вторая часть в смысловом отношении зависит от первой, первая часть строится свободно. |
Б) А. Мартине |
3. Части сложносочинённого предложения взаимосвязаны как в структурном, так и в смысловом отношении. |
В) Г.В. Колшанский |
4. Какое из данных предложений является ССП?
А.Ты рада, что ты дома?
Б.Лицо Николая и голос, тепло и свет в комнате успокаивали Власову.
В.Благоговейная и спокойная любовь Куприна к природе очень заразительна, и в этомтоже чувствуется сила его таланта.
5. Докажите, что данное предложение являетсяССП. Охарактеризуйте его дифференциальные признаки:
Далековнизу мерещились синие пади, и туда из-под ног катились с шумом тяжелые валуны.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Чем сочинение принципиально отличается отподчинения?
А.Опирается на диалог вопросно-ответного типа.
Б.В связь вступают синтаксически неравноправные элементы (один зависит отдругого).
7. Назовите основные отличия ССП от СПП:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Определите тип предложения: Из липовойаллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые листья и, промокая, ложилисьна мокрую траву.
А.Простое
Б.Сложносочиненное
В.Сложноподчиненное
Г.Бессоюзное
9. Объясните постановку знаков в данномпредложении: Не только Соня без краски не могла выдержать этого взгляда, нои старая графиня и Наташа краснели, заметив этот взгляд.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Укажите, какой союз использован всложносочинённом предложении и охарактеризуйте его: Газеты ничего неподсказывали, да и мало их было.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практические задания
1. Докажитена основе данных предложений, что отсутствует жесткая зависимость однойпредикативной части от другой в составе целого (по взглядам С. О. Карцевского).
-Считает молодость года, и щедро тратит годы старость.
-И ярко вспыхивает пена, и загорается волна.
-Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
2. Докажите,что данные предложения являются сложносочиненными на основе определения Н. С.Валгиной:
-Старуха на печку легла, а Дарья, вдова молодая, проведать ребяток пошла.
-Ему стало досадно, и он стал барабанить в закрытую дверь ногой и шашкой.
-То телега проедет со скрипом, то раздастся голос какой-нибудь бабы, идущей нарынок.
3. Докажитена основе данных предложений, что части сложносочинённого предложениявзаимосвязаны как в структурном, так и в смысловом отношении (по взглядам А. Ф.Кулагина).
-Пошла бы она в лес, но детей не с кем оставить.
-Были открыты все окна с правой стороны, и все-таки было душно.
-Скажи ты ей два слова, и она спасена.
-Вышучивать великих людей легко, но от этого сам не становишься выше.
Кейс-задания
Задание1.
Кавказский пленник
Служил на Кавказе офицером один барин. Звали егоЖилин.
Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать:«Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай сомной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе иневесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, иженишься и совсем останешься».
Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старухастала; может, и не придется увидать. Поехать; а если невеста хороша — ижениться можно».
Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился стоварищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собралсяехать.
На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ниночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости,татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю изкрепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, ав средине едет народ.
Дело было летом. Собрались на зорьке обозы закрепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, ателега с его вещами шла в обозе.
Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половинудороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь,ни деревца, ни кустика по дороге.
(Л. Н. Толстой)
1. Выпишитеиз данного текста все ССП минимальной структуры.
2. Выполнитеграфический разбор этих предложений.
3. Объясните,на основе каких дифференциальных признаков вы выписали данные предложения.
4. Определитезначение, которое вносят в предложения различные союзы. Какова рольсочинительных союзов в ССП?
5. Наоснове данного текста придумайте 5 ССП с разными союзами.