X-PDF

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Крым — многонациональный. Армяне

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

  

 

 

 

                                Конспект занятия в подготовительной  группе на тему:

Крым — многонациональный.Армяне

 

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 

 

                                                                        Подготовил воспитатель:

                                                                        высшей квалификационной категории:

                                                                         КетоваЕлена Станиславовна

 

 

 

 

 

 

                                                        г. Евпатория, 2021г.

Тема:Крым — многонациональный. Армяне.

Цель: приобщениек миру культур и традиций народов Крыма. Знакомствос

           культурой, традициями и обычаями армянского народа.  

Задачи:

Обучающие: Расширятьи углублять знания детей о крае, в котором мы живём, о                 

                         Крыме; продолжатьзнакомить детей с народами проживающими в  

                         Крыму, сармянами, с их национальной одеждой, национальной кухней,

                         с национальноймузыкой, традициями армянского народа.

Развивающие: развиватьсвязную речь, учить строить сложные предложения, память,

                           развивать познавательную активность, создать положительный

                          эмоциональный настрой.

Воспитательные: воспитыватьуважение к людям не только своей национальности,

                                  но и кдругим народам, населяющих Крым, армянам, ихкультуре, 

                                  языку,национальной одежде и традициям, создавать атмосферу       

                                  доверия,взаимоуважения.

Словарь: шапик, архалух, шалвар, халав,похан, Трндез, Царзардар, Вардавар,

                  гата.

Оборудование: картаРоссии, карта Крыма, презентация «Народы Крыма»,с

                            изображением блюд, национальной  одежды, домашней утвари,    

                            музыкальных инструментов, праздников.

                    

                           Ход непосредственной образовательной деятельности

Вводная часть: (Воспитатель выставляетдля обозрения географические карту        

                               России, картины с изображением природы Крыма).

Воспитатель:  Ребята, сегодня наше занятие я хочу начать с чтениястихотворения. А

                          вы, ребята, скажите  о каком крае будет идти речь.

 

Этот край чудесный, там, где синьнебес,

Голубое море и зеленый лес,

Ручеек звенящий и веселый гром.

Это запах хлеба, это отчий дом

Родина родная наша сторона,

Ты на всей планете лучшая страна.

 

Воспитатель:  О чем это стихотворение? Какназывается страна, в которой мы живем,

 наша Родина? (Ответы детей)

Воспитатель: Россия – большая страна, нашабольшая родина.

Воспитатель:  Кто может показать на карте границы нашейстраны? (Вызванный   

 ребенокпроводит указкой вдоль границ России).

Воспитатель: Россияочень богатая, большая и очень разная: на севере очень холодно

и всё покрыто снегом, на юге-жарко и солнечно, где-то идёт многодождей, а в другом

месте-сухо. Есть могучие высокие горы, широкие реки, огромныеполя, прекрасные   

 сады, красивые равнины, леса. Каждый уголок по-своему уникален иинтересен. Есть

большие города, маленькие посёлки, уютные деревни и прекрасныестолицы.

Воспитатель: Какназывается столица нашей Родины-России? (Ответы детей.

Москва).

Воспитатель: А как называется наша маленькаяродина, наш родной край? 

(Крым, Республика Крым).

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу легенду опроисхождение Крымской земли.

 Много лет назад на планете былитолько моря. Но вот море начало волноваться,

забурлила, закипела вода, поднялисьволны, из-под воды появилась суша, небольшой

участок земли, который имел вот такуюформу. (Показать карту Крыма). Здесь были

горы, реки, водопады, долины. Современем, на этой земле выросли деревья, травы,

цветы, кустарники, появились звери иптицы. Так на планете появился самый

красивый уголок Земли, наш Крымский полуостров.

Воспитатель:  Почему Крым называетсяполуостровом? (Ответы детей: Потому

что с трёх сторон омывается морями).

Воспитатель: Крымскийполуостров омывается водами двух морей Черного и

Азовского. Азовскоеморе самое мелкое море в мире, Черное море очень разное в

любое время года итеплое, поэтому к нам приезжают люди с разных уголков земли  

отдыхать и лечится.Ведь Черное море известно своими лечебными свойствами.

Воспитатель:  А как называется столицаКрыма? (Ответы детей:  Симферополь).

Воспитатель: Самое родное место на земном шаре длякаждого из нас – это Крым.

Крым- многонациональный. Как вы думаете почему его так называют?

(Ответыдетей: потому что Крым населяют народы разных национальностей.)

Воспитатель: Верно. У каждого народасвой язык, символы, традиции, обычаи. Для

нас всех этот полуостров является Родиной,местом, где они родились и трудятся, где

живут наши родители и друзья, родственники, здесь родились вы сами. Крым-

одноиз самых красивых и удивительных мест на земле. У каждого, кто посещает его,

навсегдаостаётся незабываемое впечатление о нём, а сколько неразгаданных тайн и

чудесхранит эта фантастическая земля!

Воспитатель: Вспомните, люди какихнациональностей проживают в Крыму? (Ответы детей: русские,украинцы, крымские татары, армяне, евреи, греки, немцы, болгары, караимы и д.р.).

Звучитармянская национальная мелодия под мелодию входит девушка в национальномкостюме.

Армяночка:Здравствуйте,ребята, мое имя Гаянэ, что означает красавица. Сегодня я хочу васпознакомить с национальными традициями, бычаями , одеждой,  кухней нашегоармянского народа. Но сначала хочу вас научить играть  в нашу национальную игруЦветы и ветерки

Представленная информация была полезной?
ДА
58.42%
НЕТ
41.58%
Проголосовало: 950

Гайнэ предлагает отдохнуть и поиграть в армянскую национальную игру Цветы иветерки

Физкультурнаяминутка

Цветы и ветерки

Цель игры: развитиедвигательных качеств, внимания, выдержки.

В середине игровой площадки нарасстоянии 2 м проводятся две черты. За ними на расстоянии 10—15 м проводятсяеще две черты. Выбираются две команды: цветы и «ветерки». Каждая из командстоит перед внутренней чертой лицом к команде соперников.

Игру начинают «цветы», заранеевыбрав себе имя — название цветка. Они говорят: «Здравствуйте, ветерки!»«Здравствуйте, цветы!» — отвечают ветерки. «Ветерки, ветерки, угадайте нашиимена», — вновь говорит «цветы».

«Ветерки» начинают угадыватьназвания «цветов». И как только угадывают, цветы убегают за вторую черту.«Ветерки» их догоняют.

Правила игры:

очки определяются по числупойманных цветов;

победителя определяют по условленнойсумме очков;

после одной игры команды меняютсяролями.

 

 Гайнэ:Как у вас здорововсе получилось,  а сейчас предлагаю познакомиться с нашей национальной одеждой.

(Показслайдов сопровождается рассказом) :

Гайнэ: Вот нашанациональная одежда. Ребята,обратите внимание, перед вами мужской армянский костюм.  

СЛАЙД:

Давайтепосмотрим, из чего он состоит. Однотонная рубашка с невысоким воротникомназывается – шапик. (показ слайдов)

Сверхуна шапик армяне надеваликафтан – архалух – из шёлка или сатина. Длина его доходила до колен. Отстоячего воротника до талии архалух застегивался на пуговицы и петли,сплетенные из шнурков. На архалух надевали чуху – длинную, порой доходившую допят верхнюю одежду черного или темно-коричневого оттенка. В области талии еёзастегивали на несколько пуговиц из шнурков. Зимой армяне носилидлинные шубы из овчины. Как вы думаете, чем они подпоясывали свою одежду?(ответы детей)

Гайнэ(армяночка):Верно. Всюодежду мужчины подвязывали узким кожаным ремешком. Подпоясывались также широкимвязанным или тканевым шарфом, который складывали в несколько слоев и обматываливокруг талии. Такой пояс мог быть как сумка или карман, потому что в егоскладки прятали кошельки, платок и затыкали за пояс ножи.

Гайнэ(армяночка):  Скажите,а как вы думаете, называется нижняя часть одежды мужчин?(ответы детей).Верно. Нижней частью национальной одежды мужчины были широкие шаровары – шалвар.На талии такие штаны держались благодаря тонкой тесьме с вытканными на нейузорами и с кистями на концах. Внизу шаровары сначала заправляли в вязанные изразноцветных шерстяных ниток носки, а сверху, захватывая часть штанины, ихобматывали широкими кусками ткани. Национальными головными уборами мужчиныслужили конические шапки – меховые, войлочные и матерчатые, а также пышныепапахи. А на ноги армяне обували самодельные лапти, которыеизготавливали из грубой сыромятной кожи. Лапти носили с вязаными из шерстиузорчатыми носками В городе мужчины носили сапоги на каблуках с толстой подошвойи с загнутыми носками.

СЛАЙД:

Гайнэ(армяночка):  передвами женская одежда армян. Она состоит из длинной рубахи – халав,с косыми клиньями по бокам, с широкими прямыми рукавами, круглой горловиной ипродольным разрезом на груди. Под халав женщины надевали длинные штаны – похан.Штаны шили из красной ткани и расшивали у щиколоток золотыми нитками и тесьмой.А верхняя одежда женщин называлась также архалух. А вот в праздничные дни армянки надевалиповерх архалуха платье – минтана такое же, как и архалух. На талии завязывалидлинный шелковый или шерстяной шарф. Края рукавов платья были обшиты тонкимшнуром и застегивались на небольшие пуговицы. Женщины носили накидки с богатоукрашенным ободком, шапочки с золотым шитьем и тонкие прозрачные вуали. Также костюмы украшали вышивкой.Разрезы в боковых швах и вырез на груди, оформляли шнурами различной толщины ибогатой вышивкой. Очень важной частью костюма армянок был расшитый передник (гогноц) сузким тканым пояском.. А  в городе женщины носили остроносые туфли без задникови обязательно надевали носки, т. к. ходить босяком было неприлично.

Гаянэ: Давайте с вами поиграем. У меняесть мои друзья  Сатэ (в переводе стремление к солнцу )девочка и мальчик Ават(в переводе вера), помогите им подобрать армянскую одежду. Только давайте Аватубудут подбирать одежду мальчики, а Сатэ подберут одежду ваши девочки.

Детивыполняют задания Гайдэ.

Настолах разложены разрезные бумажные элементы армянской одежды и дети сообщаподбирают элементы одежды на бумажных кукол.

Гайдэ: Молодцы! Все правильно подобрали!А сейчас вас познакомлю с народными праздниками нашего замечательного народа.

СЛАЙД: Традиции национальных  праздников

Гайнэ(армяночка):  Праздник «Трндез»отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклоненияогню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают черезнего, чтобы очисться от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этимднем на землю Армении приходит весна…

Праздник «Цахказард»или «Царзардар» тоже посвящен приходу весны. В этот день люди приходят вцерковь с опушившимися веточками вербы и, после освящения в церкви, надевают наголовы молодых и детей ивовые веночки.

Летом, вначале августа, когда стано­вится особенно жарко и поля страдают от засухи,наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционномобливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корниязыческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели досвадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зернапрорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходитдостаточно весело.

ДеньСвятого Саркиса отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня СвятогоВалентина — Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленоепеченье — «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явитсядевушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.

 

Гаянэ(армяночка):  Наш народ очень гостеприимный. ивсегда гостей угощает разнообразными блюдами. 

СЛАЙД :

Основныеспособы готовки:

Жарка на огне.  Тушение. Запекание.  Сушка.

Традиционныйармянский стол сказочно богат лакомствами и яствами. Тем не менее, особое местов нем занимают следующие блюда:

Хоровац– шашлык из больших кусков мяса.

Кюфта– мясные шарики из отварного мяса.

Амич– птица (курица или индейка), фаршированная сухофруктами ирисом.

Пастынеры– тушеная баранина с овощами.

Кололак– аналог фрикаделек.

Ариса– каша из пшеницы и курицы.

Борани– цыпленок с баклажанами и кисломолочнойзакуской, обжаренный особым образом.

Бозбаш– баранина, отваренная с зеленью и горохом.

Суджух– сыровяленая колбаса с пряностями.

Кчуч– блюдо из картофеля и баранины.

Тжвжик– блюдо из овощей и ливера.

Путук– суп из баранины.

Кутан– запеченная рыба, фаршированная рисом, изюмом и имбирем.

Толма– баранина с рисом и зеленью, завернутая в виноградные листы.

Гата– сладкая выпечка с наполнителем из фруктов и овощей с сахаром.

Гаянэ (армяночка):  Ребятавот наше знакомство подошло к завершению, я хочу вас угостить национальнымугощением, его  для вас я  самостоятельно приготовила. Вспомните как ононазывается?

(Ответыдетей).

Гаянэ угощает ребят национальным сладким  блюдом гатай.

Гайнэпрощается с ребятами и уходит. (Ребята благодарят Гайнэ за угощение).

Итогзанятия:

Воспитатель:Какаязамечательная армянская девушка, сколько же всего нового и интересного онарассказала о традициях армянского народа.

-Как же имя этой прекрасной девушки и что означает в переводе?(Ответы детей)

-Из чего готовят армянское блюдо, которое называется кюфта? (Ответыдетей)

-Как на зывается национальный армянский праздник воды? (Ответы детей)

-Что такое гогноц? (Ответы детей)

-Как называют длинную однотонную с невысоким воротником мужскую рубашку? (Ответыдетей)

Молодцы!

Занятие закончено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Список литературы

 

1.    «Приобщениедетей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, Д. М.

         Маханева;

2.    «Методическиерекомендации. Здравствуй, мир!» А. А. Вахрушев, Е. Е.

        Кочемасова.

3.    АлёшинаН. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2004.

4.    КондрыкинскаяЛ. А. С чего начинается Родина? / Под редакцией Кондрыкинской   

       Л. А. – М.: ТЦСфера, 2005

5.    РыбаловИ. Ознакомление с родным городом как средство патриотического

       воспитания//Дошкольное воспитание. -2003. №6,с. 45-49

6.    Интернет-источник: https://infourok.ru/priobschenie-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-

       istokam-narodnoy-kulturi-na-osnove-mestnogo-materiala-iz-opita-raboti-927226.html

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.42%
НЕТ
41.58%
Проголосовало: 950

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет