ФЭМП
Тема:«Решение задач»
Программноесодержание:
Образовательныезадачи: Продолжать формировать умениясамостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание.Закреплятьумение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенноецифрой.
Развивающиезадачи: Развивать представления о геометрическихфигурах и умение рисовать их на листе бумаги.Развивать смекалку, зрительнуюпамять, воображение.Развивать умение определять местоположение предметовотносительно друг друга.
Воспитательныезадачи: воспитывать интерес к изучению математики;воспитывать активность, самостоятельность, доброжелательность, желание помогатьдруг другу в проблемных ситуациях.
ИнтеграцияОО: познавательное развитие, речевое развитие,социально-коммуникативное развитие,художественно-эстетическоеразвитие,физическое развитие.
Оборудование:
1.Демонстрационныйматериал: Картинки сизображением дубов (7 шт.), сосен (3 шт.), шестиголового змея; лист бумаги сизображением геометрических фигур разных видов и размеров (треугольник, ромб,трапеция, прямоугольник, квадрат, шестиугольник, пятиугольник – каждая фигурадана в двух размерах), карточки с цифрами от 0 до 20.
2.Раздаточныйматериал: Счетные палочки, карточки с цифрамиот 1 до 20, листы бумаги с изображением геометрических фигур разных видов иразмеров (см. демонстрационный материал), цветные карандаши, листы бумаги.
Методыи приемы: наглядный, словесный, игровой.
Ходзанятия:
Организационныймомент:
Воспитатель:Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Детивместе с воспитателем становятся в круг.
-В круг широкий, вижу я,
Всталивсе мои друзья.
Мысейчас пойдем направо 1, 2. 3.
Атеперь пойдем налево 1, 2. 3.
Вцентре круга соберемся 1, 2. 3
Ина место все вернемся 1, 2. 3.
Улыбнемся,подмигнем,
Изанятие начнём.
Детисовместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом 1 раз.
1.Вводнаячасть.
Воспитатель: —Ребята,у нас сейчас занятие по математике.
-Математикаочень нужная наука.
Безматематики, друзья, никак нам не прожить.
Ничтоне сможем посчитать, и цифры не сравнить.
Намматематика дана уж много сотен лет,
Ведьдаже мамонтов считал древнейший человек.
Воспитатель:-Безматематики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построитьдом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не зналматематику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину,холодильник, телевизор и другу технику. Во всем мире детей учат математике.
Воспитатель:-Но прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте выполним небольшуюматематическую разминку.
Математическаяразминка «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!».
Воспитатель:Вставайте в круг (игра с мячом)
1.Какой сегодня день недели?
2.Какой вчера был день недели?
3.Какой завтра день недели?
4.Сколько всего дней в неделе?
5.Какой день идёт после вторника?
6.Как называется пятый день недели?
7.Как называются выходные дни?
8.Сколько времён года?
9.Какое время года наступает после зимы?
10.Какое время года наступает после лета?
11.Назовите лишнее слово в ряду слов:
а)зима, среда, весна, лето, осень;
б)один, два, три, круг, четыре, пять;
в)плюс, минус, пятница, равно;
г)круг, квадрат, декабрь, многоугольник.
12.Сколько частей в сутках?
Воспитатель:-Молодцы, справились с разминкой!
2.Основнаячасть.
Настоле лежит письмо.
Воспитатель:Ребята,сегодня утром под входной дверью нашего детского сада лежало письмо, ваминтересно узнать, что там написано?
Ответыдетей.
Воспитатель:Тогда давайте скорее его откроем.
Воспитатель:«-Здравствуйте,ребята,меня зовут Маша,мне нужна ваша помощь,я не могу решитьматематические задания, я буду вам очень благодарна,если вы поможете мне срешением заданий».
Воспитатель:Ребята, каквы думаете мы сможем помочь Маше? Как мы ей сможем помочь? Что для этогонадо уметь?
Ответыдетей.
Воспитатель:Тогдаприступим к решению.Итак,первое задание называется «Реши задачу».
Игровоеупражнение «Реши задачу».
На магнитной доске 7 картинок сизображением дубов и 3 картинки с изображением сосен.
Воспитатель:Ребята,послушайтевнимательно загадку.
—Вот семьдубков и три сосны.
Как зелены они, стройны!
Деревьев сколько тут? Узнайте
И хорошенько посчитайте.
Дети определяют структуру задачи.
Воспитатель:Повторяю задачу. Назовитеарифметическое действие, с помощью которого вы будете решать задачу.
Ответы детей.
Воспитатель:Правильно,задачу решаем спомощью арифметического действия-сложение.
Воспитатель:Решаете задачу,используясчетные палочки.
Воспитатель: Дарья, объясни, как ты решилазадачу?
Воспитатель:Молодец,Дарья! А нас ждет следующаязадача.
Показываю картинку с изображениемшестиголового змея:
Воспитатель:-Былбой отчаянно суров.
У Змея было шесть голов.
Но богатырь срубает три…
Осталось сколько, посмотри.
А. Усачев
Вместе с детьми решаем задачу (рассужденияаналогичны предыдущим). Затем уточняю отличия задач на сложение от задач навычитание: действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие«вычитание» — к его уменьшению.
Воспитатель:Молодцы,спервым заданием справились,следующее задание называется «Найдем похожие»
Игровоеупражнение «Найдем похожие».
Воспитатель:Перед вами листы бумаги с изображением многоугольников разных видов иразмеров.Предлагаю рассмотреть геометрические фигуры, определить их сходства иразличия и соединить прямыми линиями похожие фигуры (каждый вид своим цветом).
Воспитатель:Послевыполнения задания уточняю: «Какие фигуры вы соединили одним цветом? Каким,словом можно назвать эти фигуры? (Четырехугольники.) Почему?»
Ответыдетей.
Воспитатель:У выбранных фигур одинаковое количество углов и сторон
Каким,словом можно назвать все фигуры?
Дети:Многоугольники
Воспитатель:Почему?Одинаковые ли фигуры по размеру? Сколько больших многоугольников? Сколькомаленьких?
Ответыдетей.
Воспитатель:Молодцы,ис этим заданием справились.А теперь немного отдохнем.
Физминутка.Будемпрыгать и скакать!
-Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Воспитатель:Продолжаем выполнять задания.
Дидактическая игра «Найдем соседей числа».
Воспитатель:Андрей,Мухтерем и Алина найдитекарточки с цифрами 2, 5, 8 и постройтесь в ряд, а Остальные ребята должны определитьсоседей этих чисел, найти соответствующие карточки и встать в ряд.
Воспитатель: Какие числа стали соседямичисла два (пять, восемь)?
Какое число предыдущее (последующее) кчислу два (пять, восемь)?»
Дети обосновывают свой ответ
Воспитатель: а теперь найдите карточки сцифрами, обозначающими числа 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, и выстройтесьв ряд. Остальные дети определяют пропущенное число, находят соответствующиекарточки с цифрами и занимают пропущенное место.
Воспитатель:Умнички,справилисьс таким сложным заданием.
Игровоеупражнение «Рисуем узор».
Воспитатель:Ребята,перед вами листы бумаги и простой карандаш, для выполнения данногозадания сейчас нужна будет ваша внимательность,готовы?
Ответыдетей
Воспитатель:Тогдаслушайте внимательно, посередине листа нарисуйте круг, вверху (внизу, слева исправа) от круга — по одному треугольнику. Затем в каждом углу нарисуйте поквадрату разного цвета. Внутри круга изобразите квадрат, между квадратамипроведите волнистые линии разных цветов.
Воспитатель:Асейчас проверим правильность выполнения задания.
(сдемонстрацией на доске),обсуждаем названия и расположение фигур.
3.Заключительнаячасть.
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились со всеми математическимизаданиями.
—Как вы думаете, мы смогли помочь Маше?
-Чтомы для нее сделали, чему мы ее научили?
-Комубыло трудно решать задачи?
Занятиеокончено.
