Ознакомление с миром природы
Тема:«Растения Крымского леса- эндемики»
Программноесодержание: Формироватьцелостные представления о полуострове Крым, познакомить с понятием Эндемики Крыма
Образовательныезадачи: Обобщить представления детей о природе Крыма, обогатитьсловарь новым понятием — эндемики, познакомить с некоторымиэндемичными таксонами, расширять кругозор.
Развивающиезадачи: Формироватьлогическое мышление, развивать творческое воображение: умение рассуждать, находитьвыход из сложных ситуаций. Развивать зрительное и слуховое внимание; развиватьдиалогическую речь, мышление, память.
Воспитательныезадачи: Воспитыватьгуманное отношение к природе,. Воспитывать любовь к своей малой Родине.
ИнтеграцияОО: познавательноеразвитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,физическоеразвитие,художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: иллюстрации растенийКрымского леса-эндемики, карта Крымского полуострова.
Методыи приемы: Наглядный,словесный, слуховой, игровой.
Предварительнаяработа: Рассматриваниеиллюстраций альбомов на тему: «Моя Родина -Крым», «Живописные места Крыма»,«Животные и растения Крыма»; Познавательные беседы, о нашем месте нахождения вмасштабе вселенной; Патриотические беседы «Моя Родина — Россия»; Чтениехудожественной литературы, загадывание загадок о Крыме.
Ходзанятия:
Организационныймомент.
Воспитатель:Давай с тобой обнимемся,
И надземлей поднимемся,
Теплосердец соединим,
Истанем солнышком одним!
1.Вводнаячасть.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся наэкскурсию в Крымский лес. Готовы? Тогда закрываем глазаи считаем до 3.1.2,3…
Воспитатель: Открываем глаза. Ребята, скажите мне гденаходится наш Крымский полуостров?
Ответы детей.
2. Основная часть.
Воспитатель: Мы находимся во Вселенной, галактикаМлечный Путь, Солнечная система, планета Земля, страна Россия, полуостров Крым.
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста стихотворение о нашемКрыме.
-Тёплой крымской ночи терпкий аромат,
Яркие созвездья в небесах горят.
Еле слышно ветер шелестит листвой
И у кромки моря плещется прибой.
Лёгкою прохладой веет от воды,
На траве сверкают капельки росы.
Аромат глициний всех заворожит,
Лунная дорожка на море лежит.
Замок на вершине сказочной скалы,
Башенки и шпили на верху видны.
Ласточки обитель в тишине ночной
Как корабль над морем на волне крутой.
Александра Грина чудная страна,
Вдохновенье дарят море и луна. (Ирина Бутримова)
Воспитатель: Ребята, а кто мне подскажет. что такоеполуостров?
Дети: полуостров- это часть суши, одной стороной примыкающаяк материку, а со всех остальных сторон окруженная водой.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а чем интересенклимат нашего полуострова?
Дети: В Крыму встречается три вида климата: степной,горный и южнобережный. Еще у нас в Крыму много живописных высоких гор и естьдва моря- Чёрное и Азовское.(дети смотрят на карту Крымского полуострова) Засчёт того, что моря тёплые, а горы высокие климат у нас мягкий и тёплый.
Воспитатель: Да, ребята, нам очень повезло, что мыживем в таком красивом и теплом краю. А сегодня я хочу познакомить вас с такимпонятием как эндемики Крыма.
Итак, эндемики Крыма –это такие растения, животные,насекомые и рыбы, которые обитают только в Крыму и нигде больше на планете, носегодня на занятии мы поговорим с вами только о растениях Крымского леса.
Воспитатель: Давайте я покажу вам некоторых из них ирасскажу о них.
Растения-эндемики: сосна крымская, железница крымская, чабрецкрымский, боярышник Поярковой, рябина крымская, кизильник крымский, подснежникскладчатый.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим о некоторыхрастениях Крымского леса подробнее. Пожалуйста, обратите внимание на картинки.
Сосна крымская.
Сосна крымская, или Палласа, вырастает до тридцатиметров. Крона взрослых деревьев – в виде зонтика, образованного изгоризонтальных ветвей. Буроватая или серая кора покрыта текстуройтрещинок. Хвоя темно-зеленая. Живописные леса крымской сосны, украшающие горныесклоны ЮБК, являются зелеными легкими Крыма.
Ароматная хвоя очищает и освежает воздух, а сосновыекорни укрепляют склоны от возможных оползней. Запах соснового леса помогает прилечении легочных заболеваний. Красотой девственных лесов крымской сосны можнополюбоваться из вагончика канатной дороги, при подъеме к вершине Ай-Петри.
Воспитатель: Следующее растение -Чабрецкрымский
Чабрец крымский
Крымский чабрец – это полукустарниковые растения,которые прорастают на территории Крымского полуострова. Они используются вмедицине, косметологии, кулинарии (это приправа тимьян). Многолетние растениявырастают высотой до 15 сантиметров. У него продолговатые листья ирозово-фиолетовые соцветия, а также мелкие черные плоды. Цветет полукустарник виюне и в июле. Плоды созревают в августе. Ценность представляет наземная часть,которую необходимо срезать ножом.
Воспитатель: Давайте сделаем небольшую физкультурнуюпаузу
Физкультминутка
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловищавлево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Ответы детей.
Воспитатель: А мы с вами идем дальше. Следующеерастение это-рябина Крымская.
Рябина Крымская.
Деревцо 4-5 м высотой или кустарник.Листья плодущего побега эллиптические, в основании округлые или клиновидные,снизу серо-войлочные, с лопастями наиболее крупными снизу. Плоды почтишаровидные, красные или оранжево-красные. Растет на скалах у верхней границылеса, в подлеске светлых лесов. Одно из двух эндемичных деревьев Крыма (второе- клён Стевена). Внесена в Европейский Красныйсписок. Предложена для Красной книги Крыма.
Воспитатель: И последнее растение, о котором мысегодня поговорим- Подснежник складчатый.
Подснежник складчатый.
Растения произрастают в тенистых местах, чаще влиственных лесах, и цветут в декабре — январе, до появления на деревьях листьев.Подснежник складчатый является эндемичным видом и растет только в Крыму.Впрочем, зимой это растение с белоснежными цветками продается далеко запределами полуострова. Растение встречается довольно часто по всему горномуКрыму, но ежегодно в огромных количествах срывается сборщиками для продажи; приэтом часто его выкапывают вместе с луковицей. Хотя растение и не является покаредким, оно находится под угрозой исчезновения и объявлено заповедным.
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия поКрымскому лесу, пора возвращаться в детский сад. -Закрываем глаза и считаем до3.1.2,3…Открываем глаза.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, совершенно верно, мы сегодня свами были в лесу.
— Что такое эндемики Крыма?
-О каких растениях Крымского леса мы узнали подробнее?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Занятие окончено.
