Опоры. Подшипники скольжения
В результате изучения студент должен знать:
— классификацию подшипников .
— достоинства и недостатки .
— материалы подшипников скольжения .
— критерии работоспособности подшипников скольжения.
Содержание лекции
Общие сведения
Разновидности подшипников
Конструкции подшипников скольжения
Достоинства и недостатки подшипников скольжения
Принцип работы подшипника скольжения
Материалы вкладышей
Смазочные материалы
Виды разрушения вкладышей
Критерии работоспособности. Условный расчет подшипников скольжения
Общие сведения
Валы и вращающиеся оси монтируют на опорах, которые определяют положение вала или оси, обеспечивают вращение, воспринимают положение вала или оси, обеспечивают вращение, воспринимают нагрузки и передают их основанию машины. Основной частью опор являются подшипники, которые могут воспринимать радиальные, радиально-осевые и осевые нагрузки . в последнем случае опора называется подпятником, а подшипник носит название упорного. Подшипники вращающихся осей некоторых транспортных средств с преобладающей вертикальной нагрузкой называют буксами.
Разновидности подшипников
По принципу работы различают
1) подшипники скольжения, в которых цапфа вала скользит по опорной поверхности,
2) подшипники качения, в которых между поверхностью вращения детали и опорной поверхностью расположены тела качения.
Область применения подшипников скольжения
Подшипники скольжения применяют в высокоскоростных машинах (центрифуги, шлифовальные станки и др.), когда долговечность подшипников качения резко сокращается .
для валов, например коленчатых, когда по условиям сборки требуются разъёмные подшипники .
при работе в химически агрессивных средах и воде, в которых
подшипники качения неработоспособны .
для валов, воспринимающих ударные и вибрационные нагрузки . при близко расположенных валах, когда требуются малые радиальные размеры подшипников .
в тихоходных малоответственных механизмах и машинах.
Конструкции подшипников скольжения
Подшипник состоит из корпуса 1, вкладышей 2, смазывающих устройств 3 (рис.3.2.1.а).
Рисунок 3.2.1 Конструкции подшипников скольжения
Основным элементом подшипника скольжения является вкладыш, который устанавливают в корпусе подшипника или непосредственно в в станине или раме машины (рис.3.2.1.б).
Подшипники скольжения делятся на разъемные рис.3.2.1.а и неразъемные (глухие) рис.3.2.1.б. Разъемные подшипники нашли большее применение в машиностроении, так как облегчают монтаж валов. При большой длине цапф применяют самоустанавливающиеся подшипники рис.3.2.2.
Рисунок 3.2.2 Самоустанавливающийся подшипник
При вертикально расположенных валах подшипники скольжения используются в качестве подпятника рис. 3.2.3.
Рисунок 3.2.3