«БЕЗОПАСНОСТЬ-дети и дорога»
Сегодня безопасность наших детей на дороге- проблема первоочередная, особенно для жителей больших городов. Первое, с чемсталкивается ребенок в своем ежедневном походе за знаниями, — дорога,автотранспорт и не всегда осознающие опасность своего поведения для окружающихводители. Даже до школы, расположенной внутри жилого квартала, ребенкуприходится добираться среди припаркованных на тротуарах автомобилей.
Когда ребенок с раннего детства знакомитсясо сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблемаего обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимостьсознательного выполнения им требований Правил дорожного движения.
Дорожно-транспортный травматизм являетсяпричиной высокой смертности среди наших детей. Устранение причин и условийаварийности должно стать одним из основных национальных приоритетов.
В обеспечении безопасности учащегосязадача образовательной организации, педагога — научить ребенка правиламбезопасного поведения на дороге, выработать устойчивое и сознательное отношениек выполнению достаточно простых, но жизненно необходимых правил безопасностипоэтому и особую роль в решении этой проблемы отводится учреждениямобразования: детским садам, школам, колледжам и высшим учебным заведениям.Избежать опасностей на улицах и дорогах можно лишь путем соответствующеговоспитания и обучения ребенка с раннего возраста, подготовки его к пожизненной«профессии» участника движения, пешехода. Хотя в настоящее время образовательныеучреждения решают проблемы обучения детей основам безопасного поведения наулицах и дорогах, но анализ ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мернедостаточно. Рост детского дорожно-транспортного травматизма в странепостоянно заставляет искать эффективные пути решения указанной проблемы.
Поэтому проблема детскогодорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность.
Государственной Думой Российской Федерациив 1995 г. был принят Закон «О безопасности дорожного движения», в 2005 г. былаодобрена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожногодвижения в 2006-2012 годах», а продолжением стала Федеральная целевая программа«Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
В документах предусматриваются мероприятияпо предупреждению опасного поведения участников дорожного движения иформированию правового сознания.
В 2009 г. на одном из Заседания президиумаГосударственного совета РФ Президент РФ Д.А. Медведев поручил правительству,министерствам образования и науки, здравоохранения и социального развития,юстиции и МВД России рассмотреть проблемы безопасности дорожного движения иподготовить конкретные предложения в этой области, в числе которыхпредусматривалось бы увеличение продолжительности обучения детей в дошкольныхобразовательных и общеобразовательных учреждениях правилам безопасногоповедения на дорогах по соответствующим учебным программам. При необходимостибыло рекомендовано внести изменения в государственные образовательные стандарты.
Статистика показывает, что ежегодно врезультате трагедий на дороге в мире погибают около 1,2 млн. человек и свыше 50млн. получают ранения, причем на страны с низким и средним уровнем доходовприходится около 90% всех погибших и пострадавших на дороге. Самый высокийпроцент смертности от всех видов травм приходится на дорожно-транспортныепроисшествия.
Как показывает опыт работы, на сегодняшнийдень единых требований к обучению учащихся правилам безопасного поведения надороге нет.
Количество часов, выделяемых в курсе ОБЖ всегодняшних образовательных стандартах и в учебных планах преподавателя ОБЖ наизучение ПДД, никаким образом повлиять на поведение ребенка не может.Количество же часов, выделенных на изучение правил безопасности на дороге вкурсе ОБЖ с 1-го по 11-й класс составляет 13,2%.
Беседы, проводимые на классных часахклассными руководителями, носят, как правило, формальный характер, в основномперед началом каникул, и также не обеспечивают учащихся необходимыми знаниями вэтой области.
Очевидно, что обучение учащихсяобразовательных учреждений по существующим программам в существующем сегодняобъеме недостаточно для формирования у них системы знаний, умений и навыков,обеспечивающих грамотные и ответственные отношения между участниками дорожного движения.Образовательные программы, наряду с решением сегодняшних проблем безопасностина дорогах, должны быть нацелены и на перспективу — почти все сегодняшниеучащиеся — будущие водители и от них будет зависеть безопасность на дорогах. Поофициальной статистике более 80% всех ДТП происходит по вине водителей. Поэтомуизучение правил дорожного движения должно быть организовано на профессиональномуровне и в полном объеме в разделе предмета ОБЖ или как самостоятельная учебнаядисциплина.
Детский дорожно-транспортный травматизмобусловлен многими причинами, часто их совокупностью: шалостями детей напроезжей части, состоянием дорог, качеством средств регулирования движения,техническим состоянием транспортных средств, недисциплинированностью детей,плохими знаниями правил дорожного движения, умениями их выполнять и т.п. Вснижении количества и тяжести травм детей на дорогах особую роль играетпрофилактика. Ее меры разнообразны, диапазон — от индивидуального воспитанияребенка до реконструкции и перепланировки городских магистралей.
Можно выделить несколько проблемныхмоментов в изучении и преподавании правил дорожного движения в образовательныхучреждениях, при этом не делается различия в возрасте учащихся:
— использование устаревших методик приобучении учащихся правилам дорожного движения;
— отсутствие в достаточном количествесовременных не только компьютерных наглядных и методически грамотныхразновозрастных пособий по безопасности на дороге;
— отсутствие «детского дорожного городка».
— неумение представителей ГИБДД общаться сдетьми младшего школьного возраста, а также с учащимися младших классов исредней школы;
— формальное отношение взрослых кпроведению встреч с учащимися;
— нет заинтересованности у школьников науроках по правилам дорожного движения (необходим некий привлекательный дляшкольников «стимул» для проявления инициативы с их стороны; необходимо показатьвсю «нужность» и сложность системы правил дорожного движения);
— отсутствует возможность обученияподростков на тренажерах;
— предлагаемые конкурсы («Безопасноеколесо», стенгазет) не очень привлекательны для детей, т.к. подготовка к нимтребует наличия определенных реквизитов, часто отсутствующих в образовательныхучреждениях, а предлагаемые для изучения вопросы либо некорректно составлены, либотребуют бездумного зазубривания правил для автомобилистов.
— часто существует формальный подходучителей к обучению учащихся правилам дорожного движения;
— отсутствие единых основных требований коформлению классных «Уголков дорожной азбуки», «Уголков правил дорожногодвижения» ;
— отсутствие законных наказаний принарушении учащимися правил дорожного движения (нет ответственности родителей занарушение (незнание) их детьми ПДД;
— усиление действий ГИБДД на оживлённыхпереходах, особенно вблизи образовательных учреждений);
— проведение и обсуждение тем по правиламдорожного движения в форме дебатов, совместных рейдов с привлечением учащихсяразного возраста для участия в мероприятиях по правилам дорожного движения, какв качестве участников, и в качестве помощников организаторов с соответствующейсистемой поощрения;
— отсутствие взаимозаинтересованности иобратной активной связи «образовательное учреждение — ГИБДД». Образовательномуучреждению самому приходится вызывать инспекторов отдела по профилактике дляпроведения бесед с учащимися;
— отсутствие «курсов» для учащихся, поокончании которых они могут посетить «учебные центры ГИБДД» где они могутполучить «корочки» по знанию теории правил дорожного движения, льготу придальнейшем обучении на курсах вождения и пр.
Конечно, представленные выше проблемныемоменты, в той или иной степени решаются, но не так интенсивно как хотелось бы.
Поэтому безопасность учащихся на дорогеполностью ложится полностью на плечи образовательного учреждения.
Предложим для образовательного учреждениясуществующие и перспективные средства обучения учащихся основам безопасностидорожного движения:
— обучение правилам и безопасностидорожного движения должно стать обязательным и непрерывным, начиная сдошкольного возраста и заканчивая высшим учебным заведением;
— количество учебных часов по изучениюправил дорожного движения по предмету ОБЖ должно быть сообразным решаемойпроблеме;
— содержание учебных программ должносоответствовать принципиально новой концепции обеспечения безопасностидорожного движения, согласно которой:
— необходимо изучение психологии поведенияучастников дорожного движения. Поведение участника дорожного движения должнобыть предсказуемым и управляемым;
— необходим поиск истинных причин ДТП и иханализ, а не фиксирование их последствий;
— требуется не механическое заучиваниеправил дорожного движения, а проникновение в смысл и формирование умениясознательно применять их;
— должно быть осознанное, а непринудительное законопослушание;
— обязательно взаимное уважение участниковдорожного движения.
Только комплексное решение проблем всемизаинтересованными сторонами может улучшить состояние обучения и преподаваниявопросов ПДД в образовательных учреждениях.
Знание ПДД, умения и навыки выполнять ихнужны всем и всегда. Необходимо добиваться не просто усвоения учащимисясоответствующих учебных вопросов, а формирования у каждого из них культурыбезопасного поведения на дороге на всю последующую жизнь.
