Консультация для молодых педагогов «Формированию экологическойкультуры у детей в ДОУ»
Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе сталинастоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возрастаответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильнойпомощи в ее охране — одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Главнойзадачей экологического воспитания детей дошкольного возраста являетсявоспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование удетей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций ичувств по отношению к природе, развитие восприятия природы как ценности,создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережениеи сохранение природной среды обитания, формирование экологических убеждений наоснове экологической деятельности. Такое отношение строится на элементарныхзнаниях экологического характера.
Экологическоеобразование дошкольников —это воспитание в детях способности понимать и любитьокружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природойоткрываются возможности для эстетического, патриотического, нравственноговоспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствуетформированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников сприродой является важным средством воспитания экологической культурыдошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческоесуществование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннегодетства, так как, основные черты личности,
Вдошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается, экологическиезнания, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающейдействительности, правильно понимать её, бережно к ней относиться. Влияниеприроды на развитие личности ребенка связано с формированием у негоопределенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышуориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтомуесли говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей сприродой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системызнаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (ихпризнаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природеу детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которыхотражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. Сусвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения кприроде. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать, как можнобольше.
Дляреализации главной задачи необходимо построение целостной системыэкологического образования, основанной на научно разработанных принципахсоздания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.
Федеральныйгосударственный образовательный стандарт предполагает деятельностный подход копределению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольноговозраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всемобразовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативноеразвитие» направлено на:
— усвоениенорм и ценностей, принятых в обществе;
— развитиеэмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению кприродным объектам;
-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержаниеобразовательной области «Познание»направлено на:
-формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, ихсвойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.);
— о планетеЗемля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран инародов;
— расширениекругозора детей.
Содержаниеобразовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и сприродоведческой.
Образовательнаяобласть «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:
— становлениепредпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
-формированиеэстетического отношения к окружающему миру в целом.
Образовательнаяобласть «Физическое развитие» направленана становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.
Конкретное содержаниеобразовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностейдетей и может реализовываться в различных видах детской экологическинаправленной деятельности.
Экологическинаправленную деятельность дошкольников можно определить как форму активностиличности, обуславливающую развитие экологического сознания, проявляющуюся втрех сферах:
а)познавательной сфере в развитии познавательных потребностей, в готовностипринимать, находить и перерабатывать информацию о природе;
б) эмоционально-мотивационнойсфере в развитии комплекса эстетическоэтических потребностей, проявляющихся вготовности и стремлении взаимодействовать с природой на эмоциональном уровне;
в)практической сфере в развитии потребности в компетентности, проявляющейся в стремлениик непрагматическому практическому взаимодействию с природой.
В дошкольномвозрасте ребенок легко включается в различные виды деятельности: игровую,познавательную, трудовую, продуктивную художественно-эстетическую и другие, но педагогическиорганизованная деятельность при взаимодействии с природой и детскаяэкологически направленная деятельность имеют существенные различия.
Так,экологическая направленность игровой деятельности предполагает предпочтениеребенком игр с экологическим содержанием, в которых можно выступать защитникомприроды, выполнять социально детерминированные правила поведения в природе всоответствии с нормами экологической этики; придание экологическойнаправленности и наполнение экологическим содержанием традиционных и народныхигр; отказ от игр, связанных с деструктивным воздействием на мир природы.
Экологическаянаправленность познавательной деятельности детей заключается в формированиипредставлений о гармоничной естественной целостности природы, уникальностиобъектов, умение выделять экологические свойства, качества, связи,закономерности существующие в природе; мультисенсорность восприятия природы;выбор критериев для экологической оценки объектов природы (устойчивость,целостность, идентичность).
Экологическаянаправленность трудовой деятельности предполагает осознание детьмиэкологических потребностей живых существ, установление взаимосвязи междуспособами ухода и улучшением состояния растения или животного; знакомство сресурсосберегающими технологиями, стремление к непрагматическому взаимодействиюс природой; осторожность в обращении с объектами природы и вещами,неразрушающем пользовании ими; ориентация на восстановление и созиданиеприроды, посильная индивидуальная помощь ей.
Экологическаянаправленность продуктивной художественно-эстетической деятельности в процессерисования пейзажа, изготовления поделок из природного материала заключается воткрытии ребенком особенных сочетаний объектов природы, которые делают ихуникальными, неповторимыми, вызывающими эмоциональный резонанс, сопереживание,эмпатию; в придумывании экологических сказок, рассказов, стихов, выражающихчувства единства, гармонии с миром природы, осознание его уязвимости.
В основанииэтих видов экологически направленной деятельности лежит детская трудоваядеятельность в разных формах ее проявления, предметным содержанием которойявляются различные виды взаимодействия ребенка с природой в процессе игры,проведения опытов, решения проблемных ситуаций, изготовления поделок изприродного материала, создания и реализации экологических проектов.
Важнейшимусловием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, являетсяэкологизация среды в ДОУ, поскольку среда это реальная действительность, вусловиях которой происходит развитие человека. Опосредованное познаниеприроды (через книги, слайды, картины, беседы и т.п.) имеет второстепенноезначение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенокполучает от непосредственного контакта с объектами природы.
С точкизрения экологического образования среда в образовательном учреждении должнасоздавать условия для:
-познавательногоразвития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности,возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематическихнаблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениямприроды, к поиску ответов на интересующие вопросы и постановка новых вопросов);
-эколого-эстетическогоразвития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитиеумения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок иформ, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);
-оздоровленияребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров,игрушек; оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения;грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий насвежем воздухе);
-формированиянравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода заживыми объектами и общение с ними; формирование желания и умения сохранитьокружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояниеокружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);
-формированияэкологически грамотного поведения (развитие навыков рациональногоприродопользования;
-ухода заживотными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);
-экологизацииразличных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр сприродным материалом, использование природного материала на занятияхизодеятельности т.п.).
Значит,экологизация развивающей предметной среды в образовательных учреждениях должнаспособствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного,нравственно-ценностного и деятельностного.
Такимобразом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологическогообразования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей ибазируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развиваетпсихику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким издоровым.
