X-PDF

Консультация для молодых педагогов «Формированию экологической культуры у детей в ДОУ»

Поделиться статьей

Консультация для молодых педагогов «Формированию экологическойкультуры у детей в ДОУ»

      Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе сталинастоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возрастаответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильнойпомощи в ее охране — одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Главнойзадачей экологического воспитания детей дошкольного возраста являетсявоспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование удетей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций ичувств по отношению к природе, развитие восприятия природы как ценности,создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережениеи сохранение природной среды обитания, формирование экологических убеждений наоснове экологической деятельности. Такое отношение строится на элементарныхзнаниях экологического характера.

Экологическоеобразование дошкольников —это воспитание в детях способности понимать и любитьокружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природойоткрываются возможности для эстетического, патриотического, нравственноговоспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствуетформированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников сприродой является важным средством воспитания экологической культурыдошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческоесуществование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннегодетства, так как, основные черты личности,

 Вдошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается, экологическиезнания, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающейдействительности, правильно понимать её, бережно к ней относиться. Влияниеприроды на развитие личности ребенка связано с формированием у негоопределенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышуориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтомуесли говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей сприродой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системызнаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (ихпризнаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природеу детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которыхотражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. Сусвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения кприроде. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать, как можнобольше.

Дляреализации главной задачи необходимо построение целостной системыэкологического образования, основанной на научно разработанных принципахсоздания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.

Федеральныйгосударственный образовательный стандарт предполагает деятельностный подход копределению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольноговозраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всемобразовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативноеразвитие» направлено на:

— усвоениенорм и ценностей, принятых в обществе;

— развитиеэмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению кприродным объектам;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержаниеобразовательной области «Познание»направлено на:

-формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, ихсвойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.);

— о планетеЗемля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран инародов;

— расширениекругозора детей.

Содержаниеобразовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и сприродоведческой.

Образовательнаяобласть «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

— становлениепредпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;

-формированиеэстетического отношения к окружающему миру в целом.

Образовательнаяобласть «Физическое развитие» направленана становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Конкретное содержаниеобразовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностейдетей и может реализовываться в различных видах детской экологическинаправленной деятельности.

Экологическинаправленную деятельность дошкольников можно определить как форму активностиличности, обуславливающую развитие экологического сознания, проявляющуюся втрех сферах:

 а)познавательной сфере в развитии познавательных потребностей, в готовностипринимать, находить и перерабатывать информацию о природе;

Представленная информация была полезной?
ДА
56.82%
НЕТ
43.18%
Проголосовало: 88

б) эмоционально-мотивационнойсфере в развитии комплекса эстетическоэтических потребностей, проявляющихся вготовности и стремлении взаимодействовать с природой на эмоциональном уровне;

в)практической сфере в развитии потребности в компетентности, проявляющейся в стремлениик непрагматическому практическому взаимодействию с природой.

В дошкольномвозрасте ребенок легко включается в различные виды деятельности: игровую,познавательную, трудовую, продуктивную художественно-эстетическую и другие, но педагогическиорганизованная деятельность при взаимодействии с природой и детскаяэкологически направленная деятельность имеют существенные различия.

Так,экологическая направленность игровой деятельности предполагает предпочтениеребенком игр с экологическим содержанием, в которых можно выступать защитникомприроды, выполнять социально детерминированные правила поведения в природе всоответствии с нормами экологической этики; придание экологическойнаправленности и наполнение экологическим содержанием традиционных и народныхигр; отказ от игр, связанных с деструктивным воздействием на мир природы.

Экологическаянаправленность познавательной деятельности детей заключается в формированиипредставлений о гармоничной естественной целостности природы, уникальностиобъектов, умение выделять экологические свойства, качества, связи,закономерности существующие в природе; мультисенсорность восприятия природы;выбор критериев для экологической оценки объектов природы (устойчивость,целостность, идентичность).

Экологическаянаправленность трудовой деятельности предполагает осознание детьмиэкологических потребностей живых существ, установление взаимосвязи междуспособами ухода и улучшением состояния растения или животного; знакомство сресурсосберегающими технологиями, стремление к непрагматическому взаимодействиюс природой; осторожность в обращении с объектами природы и вещами,неразрушающем пользовании ими; ориентация на восстановление и созиданиеприроды, посильная индивидуальная помощь ей.

Экологическаянаправленность продуктивной художественно-эстетической деятельности в процессерисования пейзажа, изготовления поделок из природного материала заключается воткрытии ребенком особенных сочетаний объектов природы, которые делают ихуникальными, неповторимыми, вызывающими эмоциональный резонанс, сопереживание,эмпатию; в придумывании экологических сказок, рассказов, стихов, выражающихчувства единства, гармонии с миром природы, осознание его уязвимости.

В основанииэтих видов экологически направленной деятельности лежит детская трудоваядеятельность в разных формах ее проявления, предметным содержанием которойявляются различные виды взаимодействия ребенка с природой в процессе игры,проведения опытов, решения проблемных ситуаций, изготовления поделок изприродного материала, создания и реализации экологических проектов.

Важнейшимусловием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, являетсяэкологизация среды в ДОУ, поскольку среда это реальная действительность, вусловиях которой происходит развитие человека.  Опосредованное познаниеприроды (через книги, слайды, картины, беседы и т.п.) имеет второстепенноезначение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенокполучает от непосредственного контакта с объектами природы.

С точкизрения экологического образования среда в образовательном учреждении должнасоздавать условия для:

-познавательногоразвития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности,возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематическихнаблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениямприроды, к поиску ответов на интересующие вопросы и постановка новых вопросов);

-эколого-эстетическогоразвития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитиеумения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок иформ, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

-оздоровленияребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров,игрушек; оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения;грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий насвежем воздухе);

-формированиянравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода заживыми объектами и общение с ними; формирование желания и умения сохранитьокружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояниеокружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

-формированияэкологически грамотного поведения (развитие навыков рациональногоприродопользования;

-ухода заживотными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

-экологизацииразличных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр сприродным материалом, использование природного материала на занятияхизодеятельности т.п.).

Значит,экологизация развивающей предметной среды в образовательных учреждениях должнаспособствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного,нравственно-ценностного и деятельностного.

Такимобразом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологическогообразования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей ибазируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развиваетпсихику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким издоровым.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
56.82%
НЕТ
43.18%
Проголосовало: 88

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Задания в рисунках

Поделиться статьей

Поделиться статьей 1. Какими тканями образована кожа человека? Чем различаются эти ткани? Элементы правильного ответа 1. Верхний слой кожи образован


Поделиться статьей

Описание идеи мероприятия

Поделиться статьей

Поделиться статьейГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ КОНЦЕРТА ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНЦЕРТНЫХ ПРОГРАММ Сценарий культурно массового концерта построен на разноплановом


Поделиться статьей

Понятие и структура налоговой системы России

Поделиться статьей

Поделиться статьейНалоговая система — это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти


Поделиться статьей

Элементный, изотопный, фракционный и групповой углеводородные составы нефти

Поделиться статьей

Поделиться статьейОптические свойства нефти. Лекция 9. 10.10.11 Нефти оптически активны, то есть обладают способностью вращать плоскость поляризации луча света, преломлять


Поделиться статьей

Химические свойства оксидов

Поделиться статьей

Поделиться статьейОсновные классы неорганических соединений Роль химии в научно-техническом прогрессе велика. Множество простых и сложных веществ применяют в разных областях


Поделиться статьей

Импульсно-кодовая модуляция

Поделиться статьей

Поделиться статьейПреобразование аналогового сигнала в цифровую форму представляет собой комплекс операций, наиболее существенными из которых являются дискретизация, квантование и непосредственно


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет