X-PDF

Консультация для педагогов ДОО Игра в познавательном развитии дошкольников

Поделиться статьей

Консультациядля педагогов ДОО

Играв познавательном развитии дошкольников

Дошкольное детство — короткий,но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретаетпервоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироватьсяопределенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычкиправильного поведения, складывается характер.

Наиболее эффективный вариантпознавательного развития ребёнка — организация познавательной деятельности.
Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельностиприобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность усваиваютсязнания, вырабатываются умения и навыки благодаря чему развивается и самадеятельность

В процессе познавательной деятельностипроисходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательнойсферы (познавательных процессов)- наглядного и логического мышления,произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения.

Познавательная деятельностьвыступает как неотъемлемая часть игровой деятельности. Игра, как ведущий виддеятельности детей дошкольного возраста, является средством познавательногоразвития. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка, также развивается его внимание, память, воображение, дисциплинированность,ловкость, приобретаются и усваиваются новые знания и умения. Кроме того, игра -это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоенияобщественного опыта. 

Полноценное познавательноеразвитие детей старшего дошкольного возраста должно быть организовано в трехосновных блоках образовательного процесса:
1) в специально организованной образовательной деятельности;
2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;
3) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Рассмотрим особенности игровойдеятельности в каждом из них.

Организация образовательнойдеятельности. Содержаниепознавательных занятий зависит, с одной стороны, от программных образовательныхзадач, а с другой стороны — от содержательной структуры самой познавательнойдеятельности.
Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей напротяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательныхзанятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия. Также занятияхрекомендуется широко использовать занимательный дидактический материал,обыгрывая его в разнообразных проблемно-игровых ситуациях: дидактические игры,головоломки, ребусы, загадки, конструкторы.

Организация совместной познавательнойдеятельности воспитателя и детей
Основными формами организации познавательной деятельности детей являютсядидактические и сюжетно-ролевые игры.
Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованныезанятия. Активность детей может быть вызвана воспитателем, который вовлекает ихв познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею.Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей,направляя ее ход изнутри, как равный партнер. Важно сохранять баланс междуинициативой детей и взрослого в выборе целей деятельности, конкретногоматериала для неё и т.п.

Организация самостоятельнойпознавательной деятельности детей
В рамках этого блока развивается творческая активность детей в познавательно-игровойдеятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенокполучает возможность самореализации.
В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умениедействовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать всостязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры,которые необходимы для благополучного существования ребенка в детскомсообществе.
Также через самостоятельную активность с материалами, использованными взрослымина занятиях и в свободной совместной деятельности с детьми, ребенок продолжаетсовершенствовать способности и умения, основы которых закладываются на занятияхи в совместной с воспитателем познавательной деятельности.
Функция воспитателя в этом блоке — создать разнообразную игровую среду,обеспечивающую ребенку познавательную активности, соответствующую его интересами имеющую развивающий характер. Среда должна также предоставлять детямвозможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязываяобязательной совместной деятельности.

Особое место здесь занимаютигры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими, или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видятвокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Подробнее остановимся наособенностях дидактической игры.

Дидактическая игра представляетсобой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровымметодом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью,средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развитияпознавательной активности детей.

Познавательные (дидактические)игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которыхдошкольникам предлагается найти выход.

Технология дидактической игры –это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельностьдетей старшего дошкольного возраста обладает важным свойством: в нейпознавательная деятельность представляет собой самодвижение, посколькуинформация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатомсамой деятельности. Полученная таким образом информация, порождает новую,которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будетдостигнут конечный результат обучения.

Дидактическая игра как средстворазвития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержитв себе большие потенциальные возможности:

— активизирует познавательныепроцессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольноговозраста;

— развивает способности; вводитдетей в жизненные ситуации;

— учит их действовать поправилам, развивает любознательность;

— закрепляет знания, умения.

Общая структура дидактическойигры содержит следующие компоненты:

— мотивационный: потребности,мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;

— ориентировочный: выборсредств игровой деятельности;

— исполнительный: действия,операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;

— контрольно-оценочный:коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.

Структурным элементом игрыявляется игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Двезадачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. Вотличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактическойигре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия,становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее,активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркиваетобучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессыпознавательной деятельности детей.

Занимательность условного мираигры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность позапоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональностьигрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.Другой положительной стороной дидактической игры является то, что онаспособствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемыйдошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вноситразнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная играобогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка.Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Игра делиться на несколькостадий:

1 стадия

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Характеризуется появлением уребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы, с цельювызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание опонравившейся игре. Развивается общение, на основе которого формируются такиекачества как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество. Педагогзаинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры,вызывает желание играть.

2 стадия

Ребенок учится выполнятьигровую задачу, правила, действия игры. Педагог выступает не только какнаблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь,справедливо оценить поведение детей в игре

3 стадия

В этот период закладываютсяосновы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость,способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своемууспеху, но и успеху товарищей.

Роль педагога заключается воценке детского творчества при решении игровых задач.

В младших возрастных группахдидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как средствообучения детей сюжетно-ролевым играм. Для детей старшего дошкольного возрастапредлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, которые не толькорасширяют и углубляют знания об окружающем мире, но и развивают познавательнуюактивность, любознательность, формируя учебную мотивацию. В эти виды игр детиусвоив правила и условия могут играть самостоятельно как на занятиях , так ивне занятий. Содержание дидактических игр формирует у детей правильноеотношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни,людях разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельностисистематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно,использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии споставленной задачей.

Дидактические игры насообразительность ставятперед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительныхоперациях:

находить характерные признаки впредметах и явлениях окружающего мира;

сравнивать, группировать,классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы,обобщения, размышлять.

Словесные игры помогаютразвивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильноезвукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли,составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе иобщественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови однимсловом”, “ Назови три предмета” требуют от детей активного использованияродовых, видовых понятий.

В игре у дошкольниковформируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим импредметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, овзаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательныхкачествах личности.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение ктрудящемуся человеку. Например,в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построитьдом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делустроители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Детиусваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так удетей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляетсяжелание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

В играх проявляются чертыхарактера каждого участника, как положительные – настойчивость,целеустремленность, честность и другие, так и отрицательные — эгоизм,упрямство, хвастливость. В ходе игры одни дети много знают, смело отвечают,действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне,замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки,находчивости, отличается быстротой и гибкостью мышления. Труднее удаетсявыявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных. Такие детилюбят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, чтоне справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себепреодолевается в игре. Играя вместе с детьми, воспитатель незаметно дает имболее легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим вразных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогаютим преодолеть стеснительность. В игре воспитателю надо учитывать индивидуальныеособенности каждого воспитанника.

Так, с помощью игр выявляютсяиндивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняетнежелательные проявления в характере своих воспитанников и развиваетнеобходимые компоненты для успешного обучения:

— интеллектуальный (развитиеумственных способностей детей);

— мотивационный (желаниеузнавать новое);

— практический (применятьполученные знания и умения в жизни).

Обобщая выше изложенноеможно сделать следующие вывод:

— дидактическая игра являетсясредством развития познавательной активности детей дошкольного возраста, формируяее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью(интеллектуальный, мотивационный и практический).

— игра – это мощный стимул иразносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольноговозраста;

— в игре активизируются всепсихические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное ирациональное обучение дошкольников;

— игра способствует вовлечениюкаждого в активную работу;

— игра позволяет расширитьграницы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то,чего в его непосредственном опыте не было;

— в игре происходит внутреннеераскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение “я тоже могу”;

— игра позволяетгармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет