ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ«ЯСЛИ — САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 314 ГОРОДА ДОНЕЦКА
Консультация для воспитателей:
«Народные приметы зимы — угадываемпогоду без синоптиков»
Подготовила:
воспитатель Комова А.Н.
05.12.2022
Донецк 2022
Знакомство с приметами в игровойформе
При приближении сезона детям рассказывают про зиму. Они узнают оприметах в ходе бесед и тематических занятий. Для создания увлекательнойатмосферы и закрепления материала используются игры:
v Отгадайзагадки. «Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?» Ответ –зимой. «Зацепилась за карниз и растет, как шишка, вниз». Ответ – сосулька. «Онвошел – никто не видел, он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а наокнах вырос лес». Ответ – мороз.
v Покажиприметы зимы на картинке. Детям показываются рисунки, на которых изображенызимний лес, зимний город, дети, играющие в зимние игры. Дальше они отвечают навопросы: «Какое время изображено на картинке? По каким приметам вы это поняли?»
v Чтоозначает? Воспитатель или родитель зачитывает коротенькие приметы и пословицыпро зиму и интересуется у ребенка, что они, по его мнению, означают. Например:«Снег-завируха – потому что уже зима возле уха». Значение – при приближениизимы появляется снег. «Декабрь глаз снегом тешит, а ухо морозом рвет». Значит,что в декабре много снега и очень холодно, от мороза в ушах трещит. «Зимапройдет, снег сойдет, а что посеяно – взойдет». Когда зима закончится, станеттепло и снег растает, начнут просыпаться растения из семян.
v Нарисуй.Детям предлагается нарисовать рисунок на тему «Зима и ее приметы».
v Подвижнаяигра. «Как развлекаются дети зимой? Правильно, играют в снежки. Это еще однапримета студеной поры». На доске рисуется мелом круг, а дети по очереди кидаютв него снегом (скомканной бумагой).
Изучая приметы о зиме, дети с неподдельным интересом наблюдаютмагические перевоплощения зимней природы.
Попутно они развивают речь, внимание и память. Знание овзаимозависимости природных явлений расширяет представление об окружающем мире.
Лаконичные фразы помогают предсказать, какую погоду ждать вближайшее время и на будущий год.
Зимние приметы для детей
Есть явления, на которые обращают внимание даже дети. Сложно незаметить, например, большие хлопья снега, которые предвещают оттепель.
Существуют и другие поверья:
· кошка,закрывающая лапой морду, сулит метель;
· многозвезд на небе – сильный снегопад;
· синиеоблака – потепление;
· дымстолбом – заморозки;
· инейночью – оттепель.
Скорое потепление можно определить и по птицам. Так, громкоечириканье означает повышение температуры. А прижавшиеся друг к другу пташки,напротив, мороз и вьюгу.
Как наблюдатьизменения в природе с детьми?
Чтобы рассказ об отличительных признаках зимы получилсяинтересным и запомнился детям, важно использовать живые примеры, визуальныйряд, разные игровые задания. С наступлением сезона полезно посетить знакомыеместа и спросить ребенка, что, по его мнению, изменилось:
§ Какпреобразились деревья? (оголились, исчезла листва)
§ Какпоменялась земля? (стала холодной, твердой)
§ Какгреет солнце? (светит, но не греет)
§ Какимистали облака? (серыми, низкими)
§ Чтоисчезло? (насекомые, некоторые птицы, цветы)
§ Появилисьли новые птицы?
§ Какие?(да, снегири, чечетки, клесты, синицы, вороны, грачи).
§ Вкакой одежде ты гулял здесь раньше, а в какой сейчас (майки, шорты, а теперькуртка, шапка, варежки)
С дошкольниками подготовительной группы полезно вести зимнийкалендарь. Каждый день в нем нужно отмечать новые увиденные признаки. Например,4 декабря замерзли реки, 10 декабря выпал снег, 13 декабря был гололед, 17декабря ребенок заметил синицу и т. д.
Занятие покажется вдвойне интереснее, если при этом рассказать о народныхзимних приметах, которые в старину имели огромное значение и передавались изпоколения в поколение. Они помогали определить, какая погода будет весной,чтобы удачно засеять поля и получить богатый урожай.
§ Ясныйдень в Сочельник (6 января) – к хорошему урожаю. Тропинки черны – уродитсягреча. Звездист небосвод – ждет ягодный год.
§ Полныймесяц в ночь на Крещение (с 18 на 19 января) – к большому разливу рек повесне.
§ Метель19 января – будет мести и через 3 месяца. День теплый – хлеб будет густой.
Поговорки.
Есть приметы о погоде,ставшие частью фольклора. У наших предков было достаточно времени длянаблюдений, ведь ритм жизни не был таким стремительным. До нашего времени этодошло в виде пословиц и поговорок о том, чего стоит ждать грядущей зимой.Пословицы, поговорки о погоде стали неотъемлемой частью фольклора всехнародностей.
Зиму боялись и уважали:именно холодные месяцы в году не позволяли обрабатывать землю, и пережить зимуможно было за счет запасов, заготовленных ранее. От того, какой будет зима, зависело,каким будет следующий год, благоприятным для урожая или нет, поэтому люди оченьвнимательно относились ко всем проявлениям природы и закрепляли это в своемэтносе, бережно передавали знания друг другу. Долгими холодными зимнимивечерами народные приметы чудесным образом преобразовывались в пословицы ипоговорки, рифмовались для лучшего запоминания и превращались в творчество:
§ зимой морозы, а летомгрозы;
§ чем крепче зима, темскорее весна.
Среди фольклорных произведений, связанных с природой, отдельноеместо занимают песни, стихи и даже загадки.
Как бы прекрасна, по-своему, ни была зима, ждать лета и оттепели не переставалидаже в самые солнечные зимние дни. Каждый зимний месяц давал много примет,каким будет лето, поэтому в пословицах и поговорках часто фигурируют названиемесяцев:
§ еслиянварь холодный, июль будет сухим и жарким;
§ морозныйянварь — урожайный год.
