X-PDF

Консультация для педагогов Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии?

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультациядля педагогов на тему:

«Насилие в школе:что противопоставить жестокости и агрессии?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:повышениепрофессиональной компетентности педагогов в вопросах ранней профилактикинасилия в школьном коллективе.

 

Школьноенасилие – это виднасилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями поотношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко –учениками по отношению к учителю. 

Насилиемявляется любое поведение, которое нарушает права другого.

Классификация различных видов насилия:

      Физическое.

      Сексуальноенасилие или совращение.

      Психическое(эмоциональное) насилие. 

      Пренебрежениеинтересами и нуждами ребенка.

 

Школьное насилие делится на 2 вида:

Эмоциональное насилие (насмешки, присвоение кличек, бесконечныезамечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии другихдетей, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой и пр.

— Физическое насилие (применение физической силы по отношению кучащимся).

 

Кто чаще всегостановится жертвой школьного насилия?

Жертвой может статьлюбой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-тоотличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятсядети, имеющие:

  • физическиенедостатки. Детей с физическими недостатками — носящих очки, имеющих сниженныйслух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть тех, кто не можетдать адекватный отпор и защитить себя — обижают гораздо чаще;

  • особенностиповедения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети(интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением (при ММД). Вкакой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом болеенаивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко приникаютв личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры,навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. Поэтим причинам они часто вызывают раздражение и получают «ответный удар».Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко итеми и другими одновременно;

  •особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общеймассы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренныеуши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;

  • плохиесоциальные навыки. Есть дети, у которых не выработана психологическая защита отвербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения исамовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты всоответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легчепринимают роль жертвы. Принявший роль жертвы смиряется с ситуацией как с неизбежностью,часто даже внутренне находит оправдание насильнику: «…ну, значит, я такой,стою этого, заслужил это».

  • страхперед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательнымисоциальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется отродителей, у которых самих были проблемы в школьном возрасте. Пусковыммеханизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице иплохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легчестанет объектом для издевок одноклассников;

  • отсутствиеопыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие до школы детскийколлектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться спроблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией иумениями детей, ходивших в детский сад;

  • болезни.Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательствасверстников: эпилепсия, тики и гиперки-незы, заикание, энурез (недержаниемочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи — дислалия (косноязычие),дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению),дис-калькулия (нарушение обучению счету) и т. д.;

  • низкийинтеллект и трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и болеенизкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Яне справлюсь. Я хуже других» и т. д. Низкая самооценка в одном случае можетспособствовать формированию роли жертвы, а в другом — насильственному поведениюкак варианту компенсации (Asher, Dodge, 1986). Таким образом, ребенок с низкимуровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьногонасилия, так и насильником.

 

Кто чаще всегостановится насильником в школе?

Stroufl, Fluson(1986) в результате проведенных исследований утверждают, что дети, воспитанныев условиях материнской депривации (то есть в грудном возрасте не получившиедостаточной любви, заботы, дети с несформированной привязанностью к родителям —приютские дети и «социальные сироты»), позднее склонны к большему насилию, чемдети, воспитывающиеся в нормальных семьях.

Olweus (1983)уделил внимание внутрисемейным факторам, провоцирующим формирование у ребенканасильственных черт личности. По его мнению, больший риск подвергнуться насилиюобнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей.

1. Неполныесемьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен кприменению эмоционального насилия по отношению к другим детям. Причем девочка втакой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чеммальчик.

2. Семьи, вкоторых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, недоверяющие и отрицательно настроенные к миру и школе ребенка, обычно не желаютсотрудничать со школой. В связи этим насильственность ребенка матерью неосуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдыватьнасилие как естественную реакцию на общение с «врагами».

3. Властные иавторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекциихарактеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в такихсемьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескиваютвнутренне подавляемые гнев и страх.

4. Семьи,которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, гдевзрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствииребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и вдальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться сситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколенияв поколение как семейное проклятье. Сама по себе фрустрирующая и тревожнаяатмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В такихсемьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей,в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чемдругие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации —приказному, рявкающему и повышенному тону, оценивает его как нормальный.Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и состороны ребенка, он не будет видеть ничего плохого.

5. Семьи сгенетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическаяоснова толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью кстрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям.Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявленийнасилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам положительнокоррелируют (прямо связаны) с более высокой самооценкой. Для мальчиковуспеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку.Для них более важно быть успешным в спорте, внешкольных мероприятиях, походах идр. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявленияагрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.

 

 

В условиях школы прямыми признаками психического насилия наддетьми считаются:

     угрозыв адрес обучающегося; 

     преднамереннаяизоляция обучающегося; 

     предъявлениек обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; 

     оскорблениеи унижение достоинства; 

     систематическаянеобоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; 

     постояннаянегативная характеристика обучающегося;

     демонстративнонегативное отношение к обучающемуся.

 

В условиях школы прямыми признаками физического насилия наддетьми считаются:

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

     избиение; 

     нанесениеудара; 

     шлепки; 

     подзатыльники; 

     порчаи отнятие вещей и др. 

 

Основныефакторы, провоцирующие жестокость в детском коллективе:

      внутриличностная агрессивность детей,зависящая от индивидуальных особенностей;

      предшествующий опытжизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивностии наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении;

      недостаточный уровень развитиякоммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опытаненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах.

 

Последствия школьного насилия

      Школьноенасилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

      Во-первых,длительные школьные издевки сказываются на собственном «Я» ребенка. Падаетсамооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытаетсяизбегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот — другие детиизбегают дружбы с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами,следуя старой учительской логике: «…Каков твой друг — таков и ты». В результатеэтого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, аотверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальныхотношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

       Во-вторых,попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем вучебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических иповеденческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерныневротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшемслучае возможно формирование посттравматического синдрома.

      В-третьих,у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности.Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в своюочередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

 

Агрессия– действие или только намерения, имеющие цельюпричинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться какфизически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и словесно(оскорбления, угрозы, унижения, преследования и др.)

Длячего людям агрессия?

— средстводостижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то)

— способсамоутверждения

— защитноеповедение

 

Агрессияреализуется в следующих формах:

1.     «Конструктивная» форма (социальная приемлемость проявления агрессии, способность индивидапротивостоять вредным для него воздействиям).

2.     «Деструктивная» форма (прямое, связанное с нарушением морально-

этических норм проявление агрессии, разрушение и деформацияотношений

с окружающими, присутствуют делинквентные икриминальные

компоненты поведения, а также существенную роль играют различные личностныерасстройства).

3.    «Дефицитарная» форма (низкий уровень социальной активности, недостаточноеразвитие поведенческих навыков, способствующих реализации агрессивныхпобуждений)

 

Типыагрессии у детей и способы построения отношений с ними.

1.    Гиперактивно– агрессивный ребенок.

Такие дети, воспитываясь в семье по типу«кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников,могут становиться агрессивными.

Рекомендации:

Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений,используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте у детейумение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину надругих. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим — сверстникам, взрослыми ко всему живому.

2.    Агрессивно –обидчивый и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка может быть связана не только снедостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста,особенностями созревания нервной системы и организма. Повышеннаячувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивноеповедение.

Рекомендации:

Помогите ребенку разрядить психическое напряжение,повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуацийперенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

3.    Агрессивныйребенок с оппозиционно – вызывающим поведением.

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям изнакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Выредко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, какраньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственноенастроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.

Рекомендации: Попытайтесь решать проблемывместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

4.    Агрессивно –боязливый ребенок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ребенка отмнимой угрозы, «нападения».

Рекомендации: Работайте со страхами, моделируйте, тоесть создавайте, опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее; приэтом ситуация должна быть на грани приятного и неприятного с преобладаниемприятного.

5.    Агрессивно– бесчувственный ребенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику,сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть внеблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуальногоразвития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости,уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которыепередаются от родителей или близких ребенка. При этом ему трудно понять, чтодругому, то есть обиженному, плохо или больно.

Рекомендации: Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка:жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте вниманиеребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйтежелание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность -«отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись»,«Погладь по голове», «Пожми руку», «Предложи игрушку обиженному тобой ребенку»и тому подобное).

Практические рекомендации родителям и педагогам.

 

«Как правильно вести себя с детьми, проявляющимиагрессию в отношении взрослых или сверстников»

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не наличности.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

4. Обсуждение проступка.

5.Сохранение положительной репутации ребенка.

6. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

7. Снижение напряжения ситуации.

8. Работа восстановительного примирения.

 

Чтобы быть успешным в обществе, человекдолжен научиться:

 

     договариваться,

     уступать,

     сдерживатьсвои эмоции, выражать их более приемлемым способом.

 Это нужно развивать сраннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этомувнимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем.Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей – неотъемлемаясоставляющая любой профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет