Консультациядля педагогов на тему:
«Насилие в школе:что противопоставить жестокости и агрессии?»
Цель:повышениепрофессиональной компетентности педагогов в вопросах ранней профилактикинасилия в школьном коллективе.
Школьноенасилие – это виднасилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями поотношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко –учениками по отношению к учителю.
Насилиемявляется любое поведение, которое нарушает права другого.
Классификация различных видов насилия:
• Физическое.
• Сексуальноенасилие или совращение.
• Психическое(эмоциональное) насилие.
• Пренебрежениеинтересами и нуждами ребенка.
Школьное насилие делится на 2 вида:
— Эмоциональное насилие (насмешки, присвоение кличек, бесконечныезамечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии другихдетей, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой и пр.
— Физическое насилие (применение физической силы по отношению кучащимся).
Кто чаще всегостановится жертвой школьного насилия?
Жертвой может статьлюбой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-тоотличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятсядети, имеющие:
• физическиенедостатки. Детей с физическими недостатками — носящих очки, имеющих сниженныйслух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть тех, кто не можетдать адекватный отпор и защитить себя — обижают гораздо чаще;
• особенностиповедения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети(интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением (при ММД). Вкакой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом болеенаивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко приникаютв личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры,навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. Поэтим причинам они часто вызывают раздражение и получают «ответный удар».Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко итеми и другими одновременно;
•особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общеймассы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренныеуши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
• плохиесоциальные навыки. Есть дети, у которых не выработана психологическая защита отвербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения исамовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты всоответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легчепринимают роль жертвы. Принявший роль жертвы смиряется с ситуацией как с неизбежностью,часто даже внутренне находит оправдание насильнику: «…ну, значит, я такой,стою этого, заслужил это».
• страхперед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательнымисоциальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется отродителей, у которых самих были проблемы в школьном возрасте. Пусковыммеханизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице иплохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легчестанет объектом для издевок одноклассников;
• отсутствиеопыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие до школы детскийколлектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться спроблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией иумениями детей, ходивших в детский сад;
• болезни.Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательствасверстников: эпилепсия, тики и гиперки-незы, заикание, энурез (недержаниемочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи — дислалия (косноязычие),дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению),дис-калькулия (нарушение обучению счету) и т. д.;
• низкийинтеллект и трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и болеенизкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Яне справлюсь. Я хуже других» и т. д. Низкая самооценка в одном случае можетспособствовать формированию роли жертвы, а в другом — насильственному поведениюкак варианту компенсации (Asher, Dodge, 1986). Таким образом, ребенок с низкимуровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьногонасилия, так и насильником.
Кто чаще всегостановится насильником в школе?
Stroufl, Fluson(1986) в результате проведенных исследований утверждают, что дети, воспитанныев условиях материнской депривации (то есть в грудном возрасте не получившиедостаточной любви, заботы, дети с несформированной привязанностью к родителям —приютские дети и «социальные сироты»), позднее склонны к большему насилию, чемдети, воспитывающиеся в нормальных семьях.
Olweus (1983)уделил внимание внутрисемейным факторам, провоцирующим формирование у ребенканасильственных черт личности. По его мнению, больший риск подвергнуться насилиюобнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей.
1. Неполныесемьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен кприменению эмоционального насилия по отношению к другим детям. Причем девочка втакой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чеммальчик.
2. Семьи, вкоторых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, недоверяющие и отрицательно настроенные к миру и школе ребенка, обычно не желаютсотрудничать со школой. В связи этим насильственность ребенка матерью неосуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдыватьнасилие как естественную реакцию на общение с «врагами».
3. Властные иавторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекциихарактеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в такихсемьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескиваютвнутренне подавляемые гнев и страх.
4. Семьи,которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, гдевзрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствииребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и вдальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться сситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколенияв поколение как семейное проклятье. Сама по себе фрустрирующая и тревожнаяатмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В такихсемьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей,в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чемдругие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации —приказному, рявкающему и повышенному тону, оценивает его как нормальный.Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и состороны ребенка, он не будет видеть ничего плохого.
5. Семьи сгенетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическаяоснова толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью кстрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям.Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявленийнасилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам положительнокоррелируют (прямо связаны) с более высокой самооценкой. Для мальчиковуспеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку.Для них более важно быть успешным в спорте, внешкольных мероприятиях, походах идр. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявленияагрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.
В условиях школы прямыми признаками психического насилия наддетьми считаются:
• угрозыв адрес обучающегося;
• преднамереннаяизоляция обучающегося;
• предъявлениек обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
• оскорблениеи унижение достоинства;
• систематическаянеобоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
• постояннаянегативная характеристика обучающегося;
• демонстративнонегативное отношение к обучающемуся.
В условиях школы прямыми признаками физического насилия наддетьми считаются:
• избиение;
• нанесениеудара;
• шлепки;
• подзатыльники;
• порчаи отнятие вещей и др.
Основныефакторы, провоцирующие жестокость в детском коллективе:
• внутриличностная агрессивность детей,зависящая от индивидуальных особенностей;
• предшествующий опытжизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивностии наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении;
• недостаточный уровень развитиякоммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опытаненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах.
Последствия школьного насилия
Школьноенасилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.
Во-первых,длительные школьные издевки сказываются на собственном «Я» ребенка. Падаетсамооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытаетсяизбегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот — другие детиизбегают дружбы с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами,следуя старой учительской логике: «…Каков твой друг — таков и ты». В результатеэтого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, аотверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальныхотношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».
Во-вторых,попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем вучебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических иповеденческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерныневротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшемслучае возможно формирование посттравматического синдрома.
В-третьих,у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности.Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в своюочередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.
Агрессия– действие или только намерения, имеющие цельюпричинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться какфизически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и словесно(оскорбления, угрозы, унижения, преследования и др.)
Длячего людям агрессия?
— средстводостижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то)
— способсамоутверждения
— защитноеповедение
Агрессияреализуется в следующих формах:
1. «Конструктивная» форма (социальная приемлемость проявления агрессии, способность индивидапротивостоять вредным для него воздействиям).
2. «Деструктивная» форма (прямое, связанное с нарушением морально-
этических норм проявление агрессии, разрушение и деформацияотношений
с окружающими, присутствуют делинквентные икриминальные
компоненты поведения, а также существенную роль играют различные личностныерасстройства).
3. «Дефицитарная» форма (низкий уровень социальной активности, недостаточноеразвитие поведенческих навыков, способствующих реализации агрессивныхпобуждений)
Типыагрессии у детей и способы построения отношений с ними.
1. Гиперактивно– агрессивный ребенок.
Такие дети, воспитываясь в семье по типу«кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников,могут становиться агрессивными.
Рекомендации:
Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений,используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте у детейумение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину надругих. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим — сверстникам, взрослыми ко всему живому.
2. Агрессивно –обидчивый и истощаемый ребенок.
Обидчивость ребенка может быть связана не только снедостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста,особенностями созревания нервной системы и организма. Повышеннаячувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивноеповедение.
Рекомендации:
Помогите ребенку разрядить психическое напряжение,повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуацийперенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.
3. Агрессивныйребенок с оппозиционно – вызывающим поведением.
Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям изнакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Выредко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, какраньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственноенастроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.
Рекомендации: Попытайтесь решать проблемывместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.
4. Агрессивно –боязливый ребенок.
Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ребенка отмнимой угрозы, «нападения».
Рекомендации: Работайте со страхами, моделируйте, тоесть создавайте, опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее; приэтом ситуация должна быть на грани приятного и неприятного с преобладаниемприятного.
5. Агрессивно– бесчувственный ребенок.
Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику,сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть внеблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуальногоразвития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости,уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которыепередаются от родителей или близких ребенка. При этом ему трудно понять, чтодругому, то есть обиженному, плохо или больно.
Рекомендации: Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка:жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте вниманиеребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйтежелание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность -«отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись»,«Погладь по голове», «Пожми руку», «Предложи игрушку обиженному тобой ребенку»и тому подобное).
Практические рекомендации родителям и педагогам.
«Как правильно вести себя с детьми, проявляющимиагрессию в отношении взрослых или сверстников»
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не наличности.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
4. Обсуждение проступка.
5.Сохранение положительной репутации ребенка.
6. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
7. Снижение напряжения ситуации.
8. Работа восстановительного примирения.
Чтобы быть успешным в обществе, человекдолжен научиться:
• договариваться,
• уступать,
• сдерживатьсвои эмоции, выражать их более приемлемым способом.
Это нужно развивать сраннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этомувнимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем.Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей – неотъемлемаясоставляющая любой профессиональной деятельности.
