«Современныеподходы к организации формирования математических представлений дошкольников всоответствии с требованиями ФГОС ДО»
«От того, как заложены элементарныематематические представления в значительной мере зависит дальнейший путьматематического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»Л.А. Венгер
Актуальностьинтеллектуального развития определяется современным заказом общества для ДОО,который всё больше касается требований не к конкретным знаниям, а к развитиюключевых компетенций дошкольника. Одной из задач современной системыобразования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности,готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В настоящее времяв связи с процессами информатизации и технологизации, происходящими всовременном обществе, математическому образованию отводится особая роль. Нарешение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовкимышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематическойподготовки. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Исходя из этого, создана Концепция развитияматематического образования в Российской Федерации (от 24 декабря 2013 г. № 2506-р) (далее – Концепция), которая представляет собой систему взглядовна базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математическогообразования в Российской Федерации.
Математическое образование дошкольника -целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям испособам познания математической действительности в дошкольных учреждениях исемье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическоеразвитие ребенка.
Различныематематические понятия ребенок слышит практически с рождения: названия сказок(«Волк и семеро козлят», «Три поросенка»), пословицы, поговорки, крылатыеслова, слова обозначающие количество, название величин, названия различныхгеометрических фигур и т.д.
Мы с вами живем в векинтенсивно развивающихся цифровых технологий. Дети порой лучше взрослыхориентируются в компьютере, интернете. Прогресс остановить невозможно, онсильнее нас, и мы можем его только догонять. Поэтому современные родителистремятся как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решатьразличные задачи, чтобы вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошоориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различныеситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельныерешения.
Мы сегодня будем говорить осовременных подходах к ФЭМП. Но, общеизвестно, что все «новое» — это хорошозабытое «старое».
«Классика» модели успешного занятияпо ФЭМП – это:
— Компетентность педагога в области преподаваемого предмета
— Готовность воспитателя к занятию
— Выбор оптимальных методов и приемов
— Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала
— Грамотная речь педагога.
Каждыйиз названых компонентов очень важен и тесно взаимосвязан со всеми остальными.
Математика– наука точная. Поэтому освоить математику только в режимных моментах или вповседневной жизни невозможно. Необходима грамотная организацияцеленаправленной образовательной деятельности по ФЭМП.
Кзанятиям нужно тщательно готовиться: продумать содержание в соответствии спрограммой и уровнем развития детей, подобрать разнообразный материал,продумать формы организации деятельности детей, продумать формулировку вопросови инструкций.
Авот в повседневной жизни, во время режимных моментов можно и нужно закреплятьполученные на занятиях знания.
Каковы же современные подходы корганизации формирования математических представлений дошкольников всоответствии с требованиями ФГОС ДО?
Первый современный подход –развивающая предметно-пространственная среда. Ведь правильно организованная ППСпозволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы испособности, оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы. Эторазличные головоломки, конструкторы ЛЕГО, блоки Дьенеша, картотеки с подборкойматематических загадок, веселых стихотворений, считалок, сказок, лабиринтов ит.д.
Следующий современный подход –интеграция всех видов деятельности.
Интеграция ФЭМП с развитие речи. Внашем детском саду реализуется комплексно – тематическое планирование иинтеграции ФЭМП с развитие речи будет выглядеть в виде таких заданий:
1. «Собираем урожай» (Я сорвал одно яблоко. Я сорвал два яблока).
2. Согласовать словосочетание с числительными 3,5,8.
3. «Чего не стало?» (с указание количества предметов от 1 до 10)
Интеграция ФЭМП с художественно — эстетическимразвитие: нарисовать цифру, вылепить ее, вырезать геометрические фигуры ивыложить какой-либо орнамент.
Интеграция с физическим развитием:использование физкультминуток со счетом, с числительными в тексте.
Предлагая детям заданияматематического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальныеспособности и предпочтения будут различными и поэтому освоение математическогосодержания носит сугубо индивидуальный характер. Успех математического развитияможет быть обеспечен только при условии личностно-ориентированноговзаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми.
Следующим современнымподходом является проектная деятельность, в которой всегда актуально участиеродителей. Использование проектной деятельности для развития математическихпредставлений, способствует активизации познавательного и творческого развитияребенка, а также формированию личностных качеств. Знания, приобретенные в ходереализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Не менее важным условиемформирования элементарных математических представлений у детей являетсяактивное участие в образовательном процессе родителей. Предполагается новыйформат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели – коллеги ипартнеры. (Консультации, папки-передвижки, проведение математическихразвлечений, приглашение на занятия по ФЭМП, изготовление вместе с детьмимини-книжек, сочинение сказок на математические сюжеты).
Качество педагогическойдеятельности по использованию современных средств для формированияматематических представлений главных образом зависит от квалификации педагогов.
Поэтому можно выделитьследующий подход к организации формирования математических представленийдошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО – развитие кадровогопотенциала.
Джон Дьюи говорил: «Если мыбудем учить наших детей, как учили вчера, мы украдем у «завтра» Поэтому нужноидти в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться и самообразовываться,осваивать новые методики и технологии, повышать свою квалификацию по данномунаправлению.
Положительный опыт работы по формированиюэлементарных математических представлений в соответствии с ФГОС накоплен и внашем детском саду.
В образовательной программе ДОУ представлендостаточно богатый материал по формированию математических представлений у дошкольников. В программе большое количество задач:
— по формированиюпредставлений об операциях с множествами (объединение, выделение из целого части и т.п.);
— на формирование представлений о делении целого предмета на равные части, знакомство с объемом, с измерением жидких и сыпучих веществ;
— по развитию у детейчувства времени, обучение определять время по часам и т.п.
В рамках формирования геометрических представленийпроводится работа не только с плоскостными, но и с пространственнымигеометрическими фигурами, расширен круг геометрических фигур, предлагаемыхдля изучения детьми, где учатся правильно использовать термины при описанииреальных объектов и явлений. Этот раздел условно разделен на тематическиечасти:
— знакомство спространственными фигурами;
— знакомство с плоскимифигурами;
— узнавание пространственныхфигур и построение конструкций по их теневым изображениям;
— знакомство с расположениемпредметов в пространстве.
Овладение математическими представлениями будетэффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-тоучат. Поэтому основнойформой организации работы в ДОУ являются познавательные и развивающиеигры, которые используются в ОД, в режимных моментах, в совместнойтворческой и самостоятельной деятельности детей. Ведущими в работе с детьмиявляются методы творческо-поискового характера (решение проблемныхситуаций). Так же педагоги нашего ДОУ активно используютматематические сказки. Вживаясь в события сказки, у детей повышаетсяпознавательная активность (они стремится вмешаться в ситуацию и повлиять нанее).Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями.
При проектировании предметно-развивающей среды,связанной с математическим развитием дошкольников, уделяем внимание такимкомпонентам как пространство, время, предметное окружение. С цельюстимулирования интеллектуального развития детей были оборудованы уголки занимательной математики, созданы центрыпознавательного развития, где расположены дидактические игры и другойзанимательный материал:
— игры, предметы и игровыематериалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или всовместной со взрослым и сверстниками деятельности (геометрический конструктор,пазлы, «Умные минутки»);
— учебно-методическиепособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числоваялесенка, модель числового ряда, обучающие книги);
— оборудование дляосуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы дляэкспериментирования, календари, часы, измерительные приборы).
