Консультациядля родителей
«Безопасностьдетей и соблюдение правил дорожного движения»
Воспитатель:Городова С.И.
Уважаемые родители!
Лучший способ сохранитьсвою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах — соблюдать правила дорожногодвижения! С наступлением зимнего сезона это становится наиболееактуальным, так как показывает статистика — в это время года снижения ДТП сучастием детей не уменьшается.
Может возникнутьвопрос: зачем объяснять детям особенности движениятранспорта, правила перехода улицы, если малышипереходят дорогу, только держась за руку взрослого? Родители, вы всегда должныпомнить о том, что формирование сознательного поведения – это длительныйпроцесс. Это сегодня ребёнок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станетсамостоятельным пешеходом и пассажиром.
Работа по обучениюдетей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах села и города, впассажирском транспорте должна быть систематической.
Родители являются длядетей образцом поведения. Вы — объект подражания для ребенка. Это необходимопомнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дорогивместе с малышом.
Чтобы ребенок не попалв беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо,ежедневно, ненавязчиво.
Ребенок должен игратьтолько во дворе под вашим наблюдением. Он должен знать: на дорогу выходитьнельзя.
Не запугивайте ребенка,а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуацию на дороге, дворе, улице,объясняя, что происходит с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребенказрительную память, внимание. Для этого создавайте дома игровые ситуации.
Пусть ваш малыш самприведет вас в детский сад и из детского сада домой.
v надорогу выходить нельзя;
v дорогуможно переходить только со взрослыми, держась за руку взрослого;
v переходитьдорогу надо по переходу спокойным шагом;
v пешеходы— это люди, которые идут по тротуару, улице;
v длятого, чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попалпод машину, надо подчиняться светофору: красный свет — движенья нет, желтыйсвет — внимание, а зеленый говорит: «Проходи, путь открыт»;
v машиныбывают разные (грузовые, легковые); это транспорт. Машинами управляют водители.Для транспорта предназначено шоссе (дорога). Когда мы едем в транспорте, насназывают пассажирами. Во время езды в транспорте нельзя высовываться из окна.
Легколи научить ребёнка правильно вести себя на дороге?
На самом деле очень трудно. Ведьмы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутыеПравила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: какправильно? Как говорят или как делают?
Когда же ребёнок попадает вдорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа,Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая приэтом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь отопасных последствий дорожного происшествия.
Если вы действительнозаинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведенияна дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: «Будьосторожен на дороге». Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надобояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение вдетский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.
Прежде чем выйти на дорогу- остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от краяпроезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надообязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспортапредставляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. Переходить дорогунадо спокойным размеренным шагом, не бегом.
Обращая внимание малыша не всеопасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что всложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнкупройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детальнопроанализируйте вместе с ним все его действия.
Родители, обучайте детейнаблюдательности на улице.
Главнаяопасность — стоящая машина.
Почему? Да потому что заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход уступитему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую,мешает вовремя заметить опасность.
Нельзявыходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае нужно осторожновыглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и толькотогда переходить улицу.
Понаблюдайтевместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратитевнимание малыша на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляетсядругая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тожемешает увидеть движущийся за ним автомобиль.
Необходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Стоящий автобус, как его ни обходи — спереди или сзади, закрывает собоюучасток дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, можетпроезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забываюто безопасности.
Надоподождать, пока автобус отъедет, или, переходя дорогу, отойти от него как можнодальше.
Умейтепредвидеть скрытую опасность!
Из-за какого-нибудь препятствия (дом, стоящий автомобиль, забор, кусты идр.), мешающего видеть дорогу целиком, может неожиданно выехать машина.
Дляперехода дороги нужно выбрать такое место, где ничто не помешает вам осмотретьее. В крайнем случае можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, чтоопасности нет, и только тогда переходить улицу
Машинаприближается медленно. И все же — надо пропустить ее!
Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий набольшой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может бытьскрыта другая.
Иу светофора можно встретить опасность!
Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят».Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переходможет выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шоферкоторого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов -нужно остановиться. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться толькона зеленый сигнал светофора. Переходя улицу, ребенок должен не только дождатьсянужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.
«Пустынную»улицу дети часто перебегают не глядя.
На улице, где машины появляются редко, дети их не опасаются, выбегают надорогу, предварительно не осмотрев ее, и попадают под автомобиль.
Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если наней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться — и только тогдапереходить улицу.
Стояна осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!
Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за темимашинами, которые приближаются к ним справа, и забывают об автомобилях,проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад -прямо под колеса машины, подъехавшей к нему слева.
Еслипришлось остановиться на середине улицы, нужно быть предельно собранным, неделать ни одного движения, не осмотревшись, следить за автомобилями,приближающимися к вам справа и слева.
На улице умейте крепко держать ребенка за руку!
Находясь рядом со взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе ненаблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый же этого не учитывает.
Дети, не заметив идущую машину и думая, что путь свободен, вырываются из руквзрослого, бегут через дорогу и попадают под колеса автомобиля. Возле переходавы должны держать ребенка за руку так, чтобы он не мог вырваться.
При движении потротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый долженнаходиться со стороны проезжей части.
Переходите проезжуючасть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать,что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.
Помните, что ребенок обучаетсядвижению по улице, прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт!
Рекомендуемаялитература для чтения детям:
Т.Александрова «Светофорчик»,
А.Усачева «Футбольный мяч»,
В. Клименко «Ктоважнее всех на свете»,
С. Михалков «Про одного мальчика»,
С. Маршак «Меч»,
В. Тимофеева «Для пешеходов»,
О. Бедарева «Азбука безопасности»,
О. Тарутина. «Для чего нам нужен светофор».