Консультациядля родителей
«Капризыи упрямство»
Капризы и упрямстворассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
— Непослушанием,выражающемся в непослушании и озорстве
— Детскимнегативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
— Своеволием
— Недисциплинированностью
Все вышеперечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степенисоциальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальныхособенностей личности ребёнка.
Понятиякапризы и упрямство очень родственные и чёткой границы провестимежду ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.
УПРЯМСТВО – этопсихологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательнаяособенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональномпротиводействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорногонепослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявленияупрямства:
— в желаниипродолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что онобессмысленно, не приносит пользы.
— выступает какпсихологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, чтосовершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому стоит насвоём.
— упрямство можетстать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течениемвремени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервнойсистемы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольномвозрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникаетначальная стадия педагогической запущенности.
КАПРИЗЫ — этодействия, которые лишены разумного основания, т.е. Я так хочу ивсё!!!. Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тожевыступают как форма самозащиты.
Проявлениякапризов:
— в желаниипродолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что онобессмысленно, не приносит пользы.
— в недовольстве,раздражительности, плаче.
— в двигательномперевозбуждении.
— Развитию капризовспособствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
Период упрямства икапризности начинается примерно с 18 месяцев.
Как правило, этафаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшемвозрасте – тоже вещь вполне нормальная.
Пик упрямстваприходится на 2,5- 3 года жизни.
Мальчики упрямятсясильнее, чем девочки.
Девочкикапризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный периодприступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторыхдетей – до 19 раз!
Если дети подостижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то,вероятнее всего речь идёт о фиксированном упрямстве, истеричности,как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего эторезультат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороныребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности удетей:
Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите ксведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что выего понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – этобесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали нет,оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает вобщественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку иувести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощипосторонних: Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!. Ребёнкутолько этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: Ох, какая у меня есть интересная игрушка(книжка, штучка)!. Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю ион успокоится.
Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление сломитьсилой авторитета.
Спокойный тон общения, без раздражительности.
Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны,оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямствоми капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, аименно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно инужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬЗА ТО, ЧТО:
— достигнуто несвоим трудом.
— не подлежитпохвале (красота, сила, ловкость, ум).
— из жалости илижелания понравиться.
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
— за поступок, засвершившееся действие.
— начинатьсотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
— очень важнопохвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
— уметь хвалить нехваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).
О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
1. НЕЛЬЗЯНАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
— ребёнок болен,испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психикаребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
— когда ребёнокест, сразу после сна и перед сном.
— во всех случаях,когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не можетзавязать шнурки).
— после физическойили душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что онвиноват).
— когда ребёнок несправился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но оченьстарался.
— когда внутренниемотивы его поступка вам не понятны.
— когда вы сами нев себе.
7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
1.наказание недолжно вредить здоровью.
2.если естьсомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершилименно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообщедостойно наказания, т.е. наказывать на всякий случай нельзя.
3.за 1 проступок –одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
4.лучше ненаказывать, чем наказывать с опозданием.
5.надо наказывать ивскоре прощать.
6.если ребёноксчитает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснитьребенку, за что и почему он наказан.
7.ребёнок не долженбояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своёмсемейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всеговыше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработаннуюстратегию воспитания в вашей семье.