X-PDF

Консультация для родителей на тему: «Речь взрослых – образец для подражания»

Поделиться статьей

Консультация для родителей

на тему: «Речь взрослых – образец для подражания»

Речь взрослого – основное орудие педагогическоговоздействия и одновременно образец для дошкольников. Почти во всех семьяхчитают детские сказки, из которых дети узнают о том, какая речь считаетсявежливой, получают первоначальные сведения о речевых этикетных нормах.

Между тем актуальна проблема утраты «хорошихманер», снижение уровня речевой культуры, недостаточного осознанияответственности за сказанное слово. Правильности нашей речи мешают влияниедиалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речиненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим — повышение общей языковойкультуры людей, интереса к языку. Мы знаем, что в понятие общей культуры непременновходят культура общения, культуры взаимоотношений, доброжелательное отношение клюдям. Наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение — невсегда на высоте, над многим надо работать. И дается это с трудом.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь — недар природы, она приобретается человеком в детстве,благодаря усилиям родителей и других людей, в окружении которых он растет иразвивается. В первый же день своей жизни малыш уже может отличать свой роднойязык от незнакомых и узнавать голос матери из множества других голосов. Ведь онслушал и запоминал его, еще находясь в утробе мамы. Они различают не толькоинтонации и ритм, но и личные акценты и другие разговорные особенности. Дело втом, что ребенок не рождается со сложившейся речью.

Овладение речью – это сложный и многостороннийпсихический процесс. Речь ребенка развивается на основе подражания ивоспроизведения образцов речи взрослых Важнейшим условием для того, чтобыребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую онпогружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотнойречью неоценимо важна роль семьи. Дети дошкольного возраста, подражаяокружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения,словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которыевстречаются у взрослых.

Некоторые недочеты речи взрослых:

— торопливость речи (ускоренный темп делает еенечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше, если речь протекает вслегка замедленном темпе;

— невнятность произношения, неточностьпроизнесения отдельных звуков или слов;      

— монотонность речи (она утомляет слушателей,снижает интерес к содержанию);

— повышенная громкость голоса (преходящая вкрик);

— употребление в речи слов-паразитов (это, этсамое, короче);

— побуквенное произнесение некоторых слов (что,вместо што);

— частое употребление слов с уменьшительно –ласкательными суффиксами (Леночка, вымой ручки);

— в общении с детьми подлаживание под речь детей,сюсюканье.

Голос – важнейшийэлемент речи. Взрослый должен уметь изменять характеристики своего голоса сучетом ситуации общения, разных режимных моментов. С помощью голоса родительдолжен уметь донести до детей определенные требования и добиться их выполнения.

Дикция – четкое и ясноепроизнесение звуков речи. Дикция является одним из обязательных элементовкультуры речи, поскольку речь взрослого является образцом для детей. Нечеткаяартикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего, а также дети начинают подражать неправильной дикции взрослого. Выразительность – ещеодин элемент речи. Выразительная речь наполнена эмоциональным содержанием, этообусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретаютинтонация, жесты, мимика.

Для устной речи очень важным является правильноеиспользование интонационных средств выразительности:

логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов илисловосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа);

пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе);

темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Интонация делает речь живой, эмоциональнонасыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Следующий компоненты культуры речи – объемныйсловарный запас, а так же грамотность построения фраз. Словарь взрослогодолжен быть не только богатым и точным, слова взрослые должны произноситьграмотно, правильно ставить в словах ударение. Нужно чаще употреблять слова,которые обозначают цвета, оттенки цвета, материал, форму, величину предметов идр.

Таким образом, общаясь с детьми, взрослый долженобратить внимание на следующее:

— правильно произносить все звуки родного языка,устранять имеющие дефекты речи, то есть иметь хорошую дикцию;

— использовать в своей речи правильное,литературное произношение слов;

— стремиться правильно использовать интонационныесредства выразительности с учетом содержания высказывания;

— в общении с детьми пользоваться речью слегказамедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

Не допускать в разговоре с детьми повышенноготона, грубых выражений. В общении с детьми, взрослый не должен загромождатьсвою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. Речь лучшевоспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз.

Так же при общении с детьми необходимо следоватьнекоторым психологическим принципам:

принимать ребенка таким, каков он есть;

помнить,что каждый человек самобытен и верить в способности воспитанников;

стимулировать их творческую активность;

уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;

не унижать достоинства ребёнка;

не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;

помнить, что любой может ошибаться;

не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеятьсянад суждениями окружающих.

От культуры речи родителей зависиткультура речи детей. Помня об этом, родителидолжны непрерывно совершенствовать свою речь.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет