Консультация для родителей:
«Приобщение детей к истокам русскойнародной культуры»
Внастоящее время, в период переосмысления исторического пути развития нашегообщества, гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с особой остротойвстаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитыватьи как воспитывать. Интересы общества диктуют необходимость новогоподхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности.
Духовность – это интегрированное свойство личности, показатель уровнячеловеческих отношений, способности к сопереживанию, милосердию. Это высшее проявлениевоспитанности.
Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности,в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории инациональному культурному наследию.
Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самоеценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладномискусстве. Народное творчество (фольклор) – это неисчерпаемый источник любви кРодине, патриотического воспитания.
Наша с вами цель, уважаемые родители – как можно раньше пробудить в ребёнкелюбовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национальногохарактера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщитьсяк национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталейбыта, из народных праздников и традиций, произведений устного народноготворчества сложится для ребёнка образ Родины.
Вводить элементы народной культуры в детскую жизнь надо естественно, ненавязывая, ничего специально не заучивая, не заставляя часто пользоватьсярусскими народными выражениями, достаточно, если дети понимают связь пословицыс действием, например: «Поспешишь, людей насмешишь», «Не сиди, сложа руки, небудет и скуки».
Было бы ошибкой считать, что все содержание детской жизни должно быть насыщенолишь народным творчеством. Для наиболее полного удовлетворения потребностей иинтересов ребёнка ему в равной степени необходимо и современная песня, исовременная литература, и игрушка и т.п. Главное в том, чтобы разные видыискусства были осмыслены как органические составные части единого целого.
Какими же средствами мы можем приобщить детей к истокам русской народнойкультуре?
1. Пениеколыбельных, народных песенок, рассказывание сказок, использование пословиц и поговорок.
2. Рассказываниелегенд и преданий.
3. Разучиваниепесен и танцев нашего народа.
4. Воспитание иуважение к родительскому дому.
5. Сохранение ипередача семейных традиций, реликвий.
6. Бережноеотношение к родной природе.
7. Знакомство схудожественными промыслами своего народа.
В народномискусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Черезнародное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своегонарода, приобщается к его культуре.
Народноетворчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы,краски, оно доступно и интересно ребенку, что является основой для пробужденияи упрочения эмоционально — положительного отношения детей к нему. Ценностьнародного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувстваребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носитестественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям сразным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие иэмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому воздействуяна чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческихспособностей личности.
Одной изважнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является егодуховное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможноосуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствуетформированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение кнародным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному,поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является дляребенка его родной язык
Фольклоруотводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного иэстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающегопоколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствамипредставляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитойличности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщениек высокой культуре и традициям своего народа.
Особенностьюфольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческаяконкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры неостается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное,что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтомуфольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил своювоспитательную функцию и в настоящее время может использоваться вучебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Фольклорблизок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает сребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание,богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка,доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.
Фольклор -это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклорвыражает вкусы, склонности, интересы парода.
По материалам работы Васильевой Н.Г.
