Консультация для родителей
Развитиеречи обучающихся при подготовке к Государственной итоговой аттестации
Когда начинать готовиться кГосударственной итоговой аттестации в форме Основного государственного экзамена(ОГЭ)? Чем раньше, тем лучше. Чтобы успешно пройти это испытания обучающимсякроме специальных знаний и умений по русскому языку и литературе необходимыобщеречевые навыки: богатый словарный запас, орфографическая зоркость, умениерассказывать и пересказывать, хорошая дикция и выразительная, эмоциональноокрашенная речь. Как это сделать с наименьшими временными затратами рассмотримдалее.
1.Развитие словарного запаса.
При заучивании стихов, пересказах спрашивать, что обозначаютте или иные слова. Например, в стихотворении А. А. Фета следует уточнитьвыделенные слова. ***
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало
Рассказать, что лес проснулся,
Весьпроснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полонжаждой…
Необходимо ориентировать ребёнка навыразительность при чтении стихотворения. Для этого можно дать прослушать этостихотворение профессиональным чтецом или рассказать самим. Такая работа будетслужить опорой от которой можно оттолкнуться и передать свои чувства кпрочитанному.
2. Развитие орфографической зоркости
Метод «Орфографическое чтение»
Его впервые подробно описал и обосновал выдающийсясоветский педагог П.С. Тоцкий. В своей работе «Орфография без правил» ондоказал, что грамотность – это в большей степени автоматизированное «письмо попамяти», а не по правилам.
Методика орфографического чтенияпозволяет задействовать не только зрительный анализатор, но и слух, а такжеречедвигательный аппарат. Это означает, что ребёнок одновременно запоминает облик(правописание) слова одновременно тремя видами памяти: артикуляционной,слуховой, зрительной. А именно так и формируется «природная грамотность».
Прочитайте предложение.
В морознуюпогоду пушистый снег сыплется точно сухой песок.Послушайте как звучит это предложение при орфографическом чтении. (С заглавнойбуквы) В (пауза) морозную (пауза) погоду (пауза) пушистый (пауза)снег (пауза) сыплется (пауза) точно (пауза) сухой (пауза)песок (точка).
Слова при таком чтениипроговариваются так как они пишутся (не пагоду, а погоду), называетсязаглавная буква и знаки препинания.
Для орфографического чтения можноиспользовать любые тексты, но лучше всего метод применять при выполнениидомашних упражнений по русскому языку. Благодаря этому обеспечивается системныйподход, то есть у ребёнка постепенно сформируется устойчивый навык посамостоятельному использованию данного вида чтения.
Конечно, орфографическое чтение – непанацея, однако регулярные занятия помогают даже самому безграмотному ученикудовольно быстро научиться грамотно писать.
3. Развитие связной речи (умение рассказывать ипересказывать)
Рассматривайте вместе с ребёнком альбомыс фотографиями. Остановитесь на каком-либо фото и опишите его подробно.Постепенно подключайте к этому занятию ребёнка, задавая наводящие вопросы: Этокто? Кто ещё есть на фотографии? Что он (она, они) делает (ют)? Какое у него (унеё, у них) настроение? Что он (она, они) делал(а, и) до этого? Какие чувства утебя вызывает эта фотография?
Рассказывайте, как прошёл день у вас.Какие эмоции вызвали у вас эти события. Спрашивайте, как прошёл день у ребёнка.Какие эмоции вызвали у него эти события.
4.Развитие дикции
Самый простой и действенный методразвития дикции-ежедневное повторение скороговорок. Эта работа не занимаетмного времени, но результат зависит от правильности выполнения.
Например, как повторять одну из самых сложных скороговорок«Лигурия»?
Сначала выясняем или уточняем смыслнезнакомых или малоупотребляемых ребёнком слов, затем учим скороговорку почастям, повторяя по 3 раза правильно, увеличивая темп, например:
1.В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа
2. Лигурийский регулировщик регулировал в ЛигУрии.
ЛигУрия-область в Италии на северном берегуЛигурийского моря. Ударение на У
Если какое-нибудь слово илисловосочетание вызывает затруднения, то сначала читаем и повторяем его,например:
Ре-гу-ли-ров-щик 3 раза
Регулировщик 3 раза
Лигурийский регулировщик 3 раза
После того, как ребёнок безошибочноповторяет 1 и 2 часть вместе можно переходить к следующей части.
Повторяйте скороговорки всей семьёй иэто станет не просто упражнением, а весёлым занятием.
При регулярном выполнении данныхрекомендаций речь ваших детей станет грамотной, красивой, богатой, что взначительной мере облегчит непосредственную подкотовку к Государственнойитоговой аттестации.
Учитель-логопедБаландина Н.В.