Консультация дляродителей
«Развитиеречи с помощью игры пальцами»
Цельконсультации: познакомить родителей с различными способами и играми, которыеспособствуют прогрессу мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Хватательныйрефлекс малышей напрямую влияет на развитие эмоционального и интеллектуальногоинтеллекта. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающеевоздействие. Такая простая, на первый взгляд, игра «Ладушки», «Коза рогатая» идр. несут не только развлекательный характер: это эффективный развивающийинструмент речи ребенка при помощи мелкой моторики. Секрет в том, что движениягубами расслабляют не только кисти, но и элементы артикуляционного аппарата,оказывающее и оздоравливающее воздействие.
Этипростые манипуляции снимают физическую и умственную усталости. Они способныулучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка [3; С. 32].Развитие движений рук напрямую влияют на артикуляцию слогов. Таким образом, речевыереакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Речевыецентры головного мозга приходят в возбуждение во время выполнения ритмическихупражнений пальцами, стимулируя развития речи путем усиления согласованнойдеятельности речевых зон [1; С. 36]. Подобные занятия формируют положительныйэмоциональный фон ребенка, развивает навык подражания, копирования, развиваютвнимание, слух, помогают сформировать пространственное понимание смысловыхнагрузок – все это в совокупности влияет на речевую активность.
Стихотворнаяформа занятий помогает сделать речь четкой, ритмичной, яркой, становится легчеповлиять и проконтролировать необходимые движения. Последовательность движенийи определенное положение рук в пространстве, а также запоминание словспособствует развитию памяти малыша. У малыша развивается воображение ифантазия. Ведь при помощи рук можно рассказывать полноценные рассказы. В рукахи пальцах ребенка появляется физическая сила и подвижность, что, в своюочередь, благоприятно повлияет на развитие письменных навыков.
Практика работы с детьмипоказывает, что чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики (с3-4- месячного возраста), тем раньше формируется речь [2; С. 48]. В детскомсаду большое внимание уделяется движениям рук. В среднем, упражнения длятся отодной до трех минут: сюда включены игры, физические разминки и т.д.
Важно начать внедрениетаких игр в сознание ребенка с простых и интересных манипуляций. Интерес состороны ребенка гарантирует будущий прогресс занятий. То, что пока неполучается выполнить самостоятельно следует выполнять с помощью взрослого -родителя или воспитателя. Следует начинать медленно, уделяя вниманиеправильному положению пальцев и кистей. Важно следить, чтобы переход из однойпозы в другую был точным, верным, движения были синхронными либопоследовательными. Нужно помнить, что даже в случае, когда у малыша не выходитв точности выполнить задание чрезвычайно важно хвалить и подбадривать, темсамым развивая интерес. По мере усвоения того или иного упражнения темпвыполнения постепенно убыстряется. В то же время контролируется четкость,ритмичность и плавность.
Уважаемые родители, вашидети талантливы и трудолюбивы – помните об этом и не заставляйте заниматьсяребенка, если игра ему не понравилась или он не хочет это делать в данныймомент. Если малыш показывает движения по- своему, его не следует исправлять. Главное,чтобы он порадовался своему успеху.
Упражнения с помощьюпальцев рук можно разделить на группы: для кистей рук, для пальцев рук,которые, в свою очередь, делятся на: статистические и динамические.
Следующие примеры помогутпроводить занятия дома. «Солнце» способствует развитию подражательнойспособности. Тренируют мышцы, поочередно напрягая и расслабляя их. Учитсохранять положение в течение некоторого времени, учат переключаться с одногодвижения на другое. Произносите фразу: «Солнце утром рано встало», — в этовремя ладошки необходимо скрестить. Далее: «Всех детишек приласкало», — пальцышироко расставляются.
«Человечек». В этомкомплексе требуется имитировать «ходьбу» с помощью среднего и указательногопальца. Подойдет любая поверхность. «Топ-топ-топ! — топают ножки. Мальчик ходитпо дорожке», — приговариваете вы вместе с ребенком в этот момент.
Активно развиваетсякоординация и противопоставление большого пальца остальным следующие игры: «Покругу». Пальцы нужно сжать в кулак, подняв большой палец вверх, выполняякруговые движения. Все действие сопровождается прибауткой: «Покажи уменьедругу: покружись-ка ты по кругу!».
Такие игры должнывыполняться на ежедневной основе, пяти минут будет вполне достаточно. Даже еслисперва будет трудно, такие занятия будут дарить ребенку положительные эмоции,побуждать его интерес: он общается с близкими, получает похвалу.
Пальчиковая гимнастика способствуетразвитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а такжекоммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятсяболее подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыкамиписьма в будущем.
Литература
1. Крупенчук О. Пальчиковые игры. Для детей4-7 лет. ФГОС ДО. — СПб.: Литера, 2016. — 32 с.
2. Ткаченко Т. С пальчиками играем, речьразвиваем. Для детей 3-5 лет. — Екатеринбург.: Издательство: Литур, 2016. – 48с.
3. Чернова Е.И., Тимофеева Е.Ю. Пальчиковыешаги. Упражнения для развития мелкой моторики. — СПб.: КОРОНА-Век, 2007. — 32с.