Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка»
Пальчиковыеигры и развлечения – это не только увлекательные и эмоциональныезанятия с детьми дошкольного возраста, но и очень полезные упражнения для развитиямелкой моторики рук. А параллельно с этим действия пальчиками способствуютразвитию речи детей и их творческой деятельности. Ведь учёными доказано,что между общей двигательной системой человека и его речевой функциейсуществует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между конкретнымидвижениями руками и речевым центром мозга.
Значение развитой речи при воспитании ребёнка общеизвестно:главная суть речи — осуществлять у малыша функцию общения с окружающим миром,способствуя его вхождению в социум.
Специалисты утверждают, что за последние 10 летуровень речевого развития детей заметно снизился. А происходит этопотому, что родители меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают.Теле, аудио, видео системы заставляют их выступать в роли потребителей насаждаемойинформации, а не собеседников. Дети редко принимаются что – то мастерить своимируками – у них отсутствует навык практической ловкости. Ведь даже современныеигрушки и вещи устроены максимально удобно для их использования вповседневности, но не эффективно для развития ручной моторики.
Очень важным фактором для развития речи являетсято, что в пальчиковых играх все подражательные действиясопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики, стимулируя развитие речи,обогащает пространственное мышление, внимание, воображение, воспитываетбыстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Игры с пальчиками — это не только стимулдля развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантоврадостного общения с близкими людьми. Насколько ребёнку понравится игра,зависит во многом от исполнения и показа её взрослым. Самое главное – чёткособлюдать заданный ритм и стремиться к естественности, привычности лёгкостидвижений.
Пальчиковые игры подходят для детей от года истарше. О возрасте здесь нужно сказать особо, ведь от него зависит какие игрыуже можно предлагать и демонстрировать малышу, а какие – чуть позже. Дети отгода до 3 лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками однойруки. От 3 – 4 лет уже могут воспринимать игры, где задействованы обе руки. Кчетырём годам нормально развитый ребёнок должен уметь сознательновыполнять упражнения нужной рукой, оставляя другую свободной, тем самымдифференцированно управлять собственным мышечным напряжением и расслаблением.Выполняя простые движения кистями и пальцами, комментируя их, ребёнокснимает напряжение с языка и губ. Пальцы рук помогают учиться говорить,особенно тем детям, у кого имеются трудности при освоении речи.
Все подобные игры не только развивают пальцы иречь, но и одновременно формируют многие личностные качества ребёнка – егопространственно – образное мышление, чувственное восприятие, творческуюфантазию и логику.
Очень важно дома вместе с ребёнкомвыполнять пальчиковую гимнастику.
Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайнополезное занятие. Они способствуют:
— развитию мелкой моторики, азначит и речи;
— развитию координации движений;
— расширению словарного запаса;
— развитию внимания, памяти,воображения;
-установлению теплого телесногоконтакта между ребенком и взрослым.
Пальчиковаягимнастика «Моя семья»
Предложите ребёнку посмотретьна свои пальчики, которые все вместе, как будто одна семья.
С каждой строчкой ребенок загибает поодному пальцу, начиная с большого. Взрослые помогают.
Этотпальчик — дедушка.
Этотпальчик — бабушка.
Этотпальчик — папочка.
Этотпальчик — мамочка.
Ну а этотпальчик — я.
Вот моясемья!
Пальчиковая гимнастика повторяется накаждую руку.
Пальчиковаягимнастика «Дом»
Очень важнодома вместе с ребёнком выполнять пальчиковую гимнастику.
Пальчиковые игры дают возможностьродителям играть вместе с ребёнком, радовать его, а также развивать речь имелкую моторику.
Я хочу построить дом,
(Руки над головой «домиком».)
Чтоб окошко было в нём,
(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)
Рядом чтоб сосна росла.
(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял
(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)
Пёс ворота охранял.
(Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.)
Солнце было,
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл,
(«Стряхивающие» движения.)
И тюльпан в саду расцвёл.
(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)
Игра «Что у нас есть?»
Цель: развитие речи, мышления.
Сначала предложитеребёнку прогуляться по квартире. Задавайте ему вопросы:
Что у нас есть на кухне?
Что у нас есть в прихожей?
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат кастрюли?
Затем предложите ему совершитьвоображаемое путешествие. Скажите ему: «Мы идем в лес гулять». И задавайтевопросы.
Что растет в лесу?
Кто сидит на ветке?
Кто ползает в траве?
Кто прыгает с травинки натравинку?
Кто сидит в дупле?
Где сидит бабочка?
Игра «Громко – тихо»
Вам потребуется: бубен илидругой музыкальный инструмент.
Объясните малышу правила игры: когда выстучите в бубен тихо — кроха изображает мышку, идущую мимо кота на цыпочках. Аесли вы стучите громко, ребенок превращается в слона и идет, громко топая.Стучите быстро — малыш бежит, медленно — идет еле-еле.
Игра способствует развитию слуховоговосприятия, воображения.
«Что ты съел?»
Цель: развитие восприятия вкуса.
Материал: тарелочка с нарезанными кусочками фруктов и овощей.
Ребёнок закрывает глаза. Взрослый кладёт ему в роткусочек фрукта или овоща. Ребёнок должен определить по вкусу, чем егоугостили.
Подготовила: воспитатель МАДОУ «ДС №18»Погорелова Елена Николаевна
