X-PDF

Консультация для родителей «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка»

Поделиться статьей

Консультация для родителей на тему:

«Роль семьи в экологическомвоспитании ребёнка».

Человекстал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчаниевесеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнемнебе завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи — услышали, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Однимиз важнейших направлений в решении проблемы охраны природы являетсявоспитательная работа с подрастающим поколением.

Мыпривыкли уносить из леса охапки цветов, ветви хвойных деревьев, грибы, ягоды,различных животных. Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветви хвойныхдеревьев, грибы, ягоды, различных животных. Нам надо воспитать такого человека,который удовлетворялся бы возможностью любоваться несорванным цветком, имеяпотребность не только брать от природы, сколько ей, отдавать, который бычувствовал свою ответственность за судьбу всего живого на земле.

Экологическаякультура людей, культура их взаимоотношений с природой, зависит от общейкультуры человека, от уровня биологических знаний и составляет неотъемлемуючерту личности человека.

Экологияизучает взаимоотношения живых существ с окружающей их средой. В переводе сгреческого этот термин означает «изучение дома». Ведь у каждого живого существаесть свой «адрес» — это физические условия (свет, влажность, температура) иразличные взаимоотношения между видами (пища, партнёры и враги), с которыми оносвязано множеством невидимых нитей – экологических связей.

Экологическоевоспитание необходимо всем. Без этого невозможно реальное осуществлениеобязанностей граждан, указанных в основном законе страны – Конституции РФ, вкоторой записано, что все граждане обязаны беречь природу и охранять еёбогатства. Отсюда вытекают и гражданские обязанности родителей поэкологическому воспитанию своих детей. Корни этического поведения в природезакладываются не только в детском саду и школе, но в первую очередь – в семье.

Кажется,вечна природа и вечна её красота. Но так ли это? Сломал кто-то просто тактонкоствольную берёзку, выдернул с корнем подснежник, спугнул с гнезда птицу –и вот уже потеряла лесная поляна всю прелесть. Но только ли в красоте дело?Меньше стало на земле одним цветком, одним деревом, одним выводком птиц. Чтобыоберегать и любить по- настоящему природу, её надо знать. Только незнаниеприроды часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ковсему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку,растоптать ногой жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что этоприносит огромный вред природе.

Экологическоевоспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с видовым составомрастений и животных местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, атакже путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезоннымиизменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями иживотными в различных условиях дома и на даче.

Удетей в возрасте от 3-х до 7-ми лет начинает формироваться смысловая память ипроизвольное внимание. В этом возрасте дети маленькие исследователи. Онистремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятсяокружающие растения и животные. И вот тут-то и встаёт сама по себе передродителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе.Отвечая на вопросы детей, желательно поддерживать возникший у них интерес кприроде, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникшихзадач. Очень полезно детей брать на дальние прогулки в лес, на речку. И чемчаще это делается, тем лучше. Используйте каждый свободный час. Идите сребёнком в поле, лес, на берег пруда, самый непримечательный овражек, заросшийкустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их ираскрыть глаза на них вашему ребёнку.

Вниманиеребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона,увеличение или уменьшение длины дня и ночи, температуру воздуха (тепло,холодно, очень тепло, очень холодно), на характер выпавших осадков (снег зимойи дождь в другие сезоны года). Очень целесообразно показать малышу солнце,луну, звёзды и связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формылуны. Детям интересно наблюдать грозу, радугу и другие природные явления.

Одновременновнимание детей необходимо направлять на зависимость между сезоном и состояниемрастений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки,растения цветут, осенью происходит листопад и плодоношение, зимой кустарники идеревья находятся в безлистном состоянии, в состоянии покоя. Постепенно, вовремя прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболеераспространённые деревья и кустарники (ель, сосну, лиственницу, липу, рябину,клён, дуб, вяз, тополь). Научить различать детей хвойные и лиственные деревья.

Вовремя прогулок детей в лес, их знания о деревьях расширяются: деревья узнают поцвету и поверхности коры (белая у берёзы, тёмно-коричневая с глубокимитрещинами у дуба, коричневая – у липы, жёлто-серая с трещинами у тополя), поформе листьев или особенностям хвои.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1133

Строениелистьев хорошо рассматривать во время листопада. Найдите по одному листу липы,берёзы, дуба и покажите ребёнку в сравнении их между собой по форме: у липылистья округлые; у берёзы гладкие, треугольные; у дуба вырезные. Интересносравнить хвою ели, сосны, лиственницы по цвету, величине и жёсткости, сравнитьшишки этих деревьев. У ели хвоя тёмно-зелёная, короткая, у сосны –сине-зелёная, у лиственницы – в отличии от них, хвоя светло-зелёная и, главное,мягкая, как бы пушистая. Такое сравнение очень помогает детям запомнитьназвания деревьев.Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья икустарники ломать нельзя, что им больно, что порченое дерево или кустарникплохо растут.

Напрогулках в парк или сквер желательно знакомить детей с различнымидекоративными растениями (цветами), обращать внимание на их цветение, окраскуих цветков, запах, некоторые особенности строения цветка. Пусть на каждойпрогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое декоративное растение. Однако приэтом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке ничего рватьнельзя.

Каждыйдолжен знать, что массовый сбор цветков в букеты, подобные веникам, -браконьерство! Однако пройти мимо красивого, тем более первоцветущего растенияс ребёнком все-таки трудно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать его,полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его. Дляудовлетворения познавательного интереса и эстетических потребностей бываетвполне достаточно составить небольшой букетик из одного – трёх, в крайнемслучае, из 7-ми цветов, с добавлением какой-нибудь зелени. При сборе цветовнеобходима охрана их подземной части: нельзя их вырывать из земли с корнем.Дома надо показать ребёнку, как поставить букет в вазу с водой.

Семьичасто делают выходы за ягодами и грибами. Собирают землянику, малину, клюкву,калину, ежевику, костянику. Но, наряду с этими ягодами, в лесу растут инеизвестные, именуемые «волчьими» ягоды. Детям необходимо при случае показыватьнесъедобные ягоды и предупреждать их, чтобы они не отравились. Кажется, нетболее простого, чем сбор ягод, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться обохране природы и прививать детям правильные навыки сбора ягод. Нередко присборе черники, брусники срывают ягоды вместе со стеблями и таким образом,бессмысленно уничтожают кустарник, который плодоносил бы ещё не один год.

Еслидетей привлекают к сбору лекарственного сырья, то при этом желательно проводитьв каждом отдельном случае небольшую беседу: назвать лекарственное растение,показать его, рассмотреть его цветки, листья, стебли, познакомиться с условиямиего обитания. Ребёнку необходимо рассказать, какую часть растения собирают икак именно и для чего его применяют. Все должны знать способы охранылекарственных растений: на 4-х квадратных

метрахоставляется 9 самых крупных плодоносящих растений. В любом случае очень важноне повреждать их подземную часть.

Родителидолжны прививать детям привычку бережно относится к природе в целом, к лесу,водоёму. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом,выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вредприроде, оказывают отрицательное воздействие на детей. Родители должны бытьпримером, образцом поведения в природе. Приучайте детей, чтобы они не рваливетвей и листьев.

Безусловно,часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит напримерах сельскохозяйственных работ. Бывая с детьми на даче, желательнопоказывать им какие у сельскохозяйственных растений листья, стебли, цветки,какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведутуход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как ониразвиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Однако пассивнымнаблюдателем происходящих сельскохозяйственных работ, ребёнок оставаться недолжен. Ему нужно давать небольшое задание: посеять семена, посадить, например,несколько кустиков клубники, прополоть грядку. Желательно, чтобы были комнатныерастения дома, за которыми ребёнок мог бы ухаживать.

Послекаждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за растениями илиживотными обычно возникает целый ряд вопросов, которые желательно, неоткладывая в долгий ящик, выяснить в тот же день. Ответы на них можно найти всправочной литературе, которая необходима в повседневной жизни. Очень важно,чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, чтоих окружает, и научили этому детей.

Хочетсяверить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться кприроде и хранить всё живое на земле. Пусть вольно летают птицы, ползают ипрыгают насекомые, пусть радуют глаз не сорванные цветы

итравы, и пусть этот зелёный и голубой мир останется таким же ярким праздничным,каким мы его получили в наследство.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1133

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет