X-PDF

Консультация для родителей средней группы. Роль родителей в развитии речи детей.

Поделиться статьей

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

 «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

 

Формированиеи развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложныйпроцесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают емукниги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно иправильно. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенокперенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речьюнаходится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому оченьважно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением,говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным,приветливым тоном. Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажетсяна речи ребенка, он может также не внимательно относиться к своему высказыванию,не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем.

Еслидома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным голосом, то и речьмалыша будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуковявляется подражание ребенком дефектной речи взрослых, с которыми часто малышобщается. Важно в общении с ребенком, особенно в младшем и дошкольном возрастене «подделываться» под детскую речь, не произносить слова искаженно, неупотреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или сюсюкать. Это ничего,кроме вреда, ребенку не дает – будет лишь тормозить усвоение звуков,задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речималыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными, ласкательнымисуффиксами, а также произнесение недоступных для понимания слов; слов сложных взвуко-слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки,слова, не следует передразнивать его, смеяться, или, наоборот хвалить его затакие успехи. В то же время нельзя требовать правильного произношения в тотпериод жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Родители должны знать, вкакие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно. Неправильноепроизношение некоторых звуков на определенных жизненных этапах связано сфизиологическими особенностями развития детской речи. Обычно в семье поправляютребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, или слово, ноделают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить оченьосторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы оннемедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не приводит кположительному результату, а иногда ведет к тому, что малыш старается неупотреблять его, заменяя другим, порой неудачным, или вообще отказываетсяговорить, замыкается. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, вдоброжелательном тоне. Дать правильный образец произношения, и по возможностине повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Ошибки в произнесениислов могут выражаться не только в неправильном звукопроизношении, но инесоблюдении норм литературного произношения. Чтобы исправить, а потом изакрепить правильное произношение этого слова, можно предложить в игровой форменеоднократно произнести его верно, например, в игре «телефон», когда это словов игре неоднократно повторяется (кукла звонит, мишка звонит и т.д.)                  

Впроцессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка,он усваивает определенные правила и законы грамматики; изменяет слова: ковер –ковров, окно – окон, лампа – ламп (правда, вначале он ограничивается лишь однойформой, например, использует во множественном числе существительные вродительном падеже с окончанием – ов, — ев) – ковров, окнов, карандашов; строитразличные по конструкции предложения, связывая слова соответственно правиламграмматики. Указывая на существование у ребенка определенного чувства к языку,К.И. Чуковский отмечает: «Страшно подумать, какое огромное множествограмматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чемне бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикамбеспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своейколоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такоемалое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко исвободно усваивает двухлетний «лингвист».

 Овладениеребенком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическимразвитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах иявлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним наразличные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, родители будут темсамым не только расширять кругозор, но и способствовать быстрейшему овладениюим правильной речи. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия,чтобы он испытывал удовольствие от активного общения со взрослыми, получал отних не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верностроить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова.

     В раннем возрастевелика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором дляразвития активной речи ребенка, и служит предпосылкой к формированию и развитиюразговорной речи. Формирование разговорной речи происходит в дошкольномвозрасте. За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объемзнаний и запас представлений об окружающем его мире, приобрел некоторуюсамостоятельность и уже имеет определенный практический опыт действия сразличными предметами. Трехлетние дети уже начинают высказывать простейшиесуждения о предметах явлениях, делать умозаключения о них, устанавливатьзависимость между ними. У ребенка формируется способность к обобщению, онначинает объединять ряд предметов, сходных по значению, в единую группу,различать предметы, близкие по внешним признакам. Постепенно совершенствуетсяграмматическая правильность речи. На вопросы взрослых ребенок отвечаетразвернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов. Понятнее становиться речьв целом, отчетливее произношение слов и звуков. В этом возрасте ребенок легкозапоминает и усваивает основные грамматические формы. Играя с малышом, родителимогут поупражнять его в правильности согласования имен существительных сразными частями речи, например, с глаголами. Взрослый говорит: «Сейчас к нам вгости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал». Например, берет куклу испрашивает: «Кто к нам приехал в гости?». Ребенок должен дать полный ответ: «Кнам в гости приехала кукла, кошка, собака», но «приехал медвежонок, слон».Называя количество предметов, ребенок употребляет слова один, много. Если малышневерно согласовывает существительные с этими словами, то надо поправить его,выделяя голосом существительное, дать образец правильной речи: много стульев (ане стулов). Научить ребенка правильно употреблять слово в нужном падеже, атакже верно употреблять предлоги можно следующим образом. Взять любую игрушкуи, ставя её в разные места, спросить, где кукла (машина, зайка). Положить куклуна стол, в коробку, под стол, на шкаф и спросить: откуда вы берете куклу (изшкафа, из-под стола, со шкафа, из коробки).

Формированиеразговорной речи происходит, прежде всего, в повседневном общении с ребенком, вреальных жизненных ситуациях. Например, после возращения малыша с прогулкипусть кто-нибудь из старших спросит: «Кого (или что) ты видел на улице? С кемиграл? Какие игрушки были у Миши (у Тани?) Что ты лепил из снега?». Вопросыпобуждают ребенка к ответу. Надо добиваться, чтобы ребенок давал полные ответы,рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была утоварища, мог кратко описать её. Темы для разговора с ребенком могут бытьсамыми разнообразными – это и покупка новых игрушек, посещение поликлиники, магазина,прогулки в лес, парк, поездка за город. Взрослый задает вопросы, направляетразговор, стремится заинтересовать малыша, предлагает вспомнить что-либо.

Детиобычно с удовольствием рассматривают картинки в книгах. Но книги должнысоответствовать возрасту малыша, быть понятными. Прежде, чем требовать отребенка, чтобы он рассказал вам, что изображено на картинке, покажите, как этоделается. Надо учить ребенка выделять сначала главное, потом – второстепенное.Так, например, рассматривая иллюстрации, на которых изображены дети, спроситьсначала малыша, кто изображен на рисунке, что они делают, затем обратитьвнимание на то, как одеты дети. Предложить ему определить время года. Спроситьего, почему он считает, что на рисунке изображена зима, а, например, не лето(дети катаются на санках, на коньках или лыжах, одежда на них теплая – зима;дети купаются, загорают, на деревьях зеленые листья – лето и т.д.).

Чтениехудожественных произведений значительно расширяет знания ребенка об окружающихпредметах, явлениях, о жизни и труде взрослых.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.05%
НЕТ
41.95%
Проголосовало: 894

Формированиеи развитие разговорной, связной речи происходит прежде всего в процессеповседневного общения со взрослыми. В четырехлетнем возрасте ребенок обычнозадает родителям много вопросов, его интересует буквально все: откуда беретсяхлеб, почему машина едет, куда убегает водичка, которая льется из крана, откудаберутся дети и т.д. Иногда родители стараются уклониться от вопросов, но иногдаи выговаривают раздраженно: «Не приставай с глупыми вопросами». Конечно, не навсе вопросы ребенка можно дать исчерпывающий ответ, но в любом случае надовсе-таки в доступной форме объяснить то, что его интересует. Необходимопомнить, что ребенок дошкольного возраста черпает свои знания, усваивает новыеслова только благодаря общению его со взрослыми.

Развитиеразговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи.В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своиминаблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надоподдержать такую речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь емуправильно передать содержание прочитанной книги. Если ребенок неразговорчив, тонадо постараться вызвать его на разговор. Спросить, что он собирается сейчасделать, как будет строить домик, какие детали для этого ему понадобятся.

Родителидолжны обращать внимание не только на обогащение словаря ребенка, развитиеразговорной речи и её грамматической правильности, но также и на звуковуюсторону речи. Для успешного усвоения звуковой стороны речи необходимо приучатьребенка слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых,контролировать свою речь. Ребенок, который замечает недостатки в произношении,будет стараться их исправить.

Немаловажнаязадача, стоящая перед родителями – научить ребенка управлятьречевым дыханием. Когда ребенок начинает употреблять довольно сложныепредложения, состоящие из 3-5 и более слов, для свободного и слитного ихпроизнесения нужно уметь правильно производить выдох, чтобы воздуха хватило начасть фразы или на всю фразу. Для усиления и удлинения выдоха необходимоприучать ребенка правильно расходовать воздух. Для этого можно предложитьребенку дуть на небольшие полоски бумаги или ватку. Для развития речевогодыхания хорошо предложить ребенку произносить на одном выдохе несколько гласныхзвуков. Шутки – чистоговорки, произнесенные на одном выдохе тоже способствуютвыработке речевого дыхания: ха-ха-ха – поймали петуха, ко-ко-ко – мы едемдалеко.

     Следующая важнаязадача, которая стоит перед родителями – научить ребенка управлять своимголосом. Маленького ребенка следует приучать пользоваться своим голосовымаппаратом, воспитывать умение следить за своей речью. Прежде всего, надонаучить ребенка слушать и отличать громкую речь окружающих от тихой. Для этогонадо произносить одну и ту же фразу с различной громкостью и предложить ребенкуопределить, когда вы её произнесли очень громко, громко, тихо, шёпотом. Хорошииспользовать игры, которые помогут ребенку управлять собственным голосовымаппаратом, например, игра «Ветер и ветерок». Ребенок внимательно слушает, каквоет сильный ветер (громко и протяжно произносить звук у), а затем как гудитнебольшой ветерок (звук у произносить тихо).

Речьребенка зависит от речи окружающих его взрослых. Если родители неверно ставятударение в словах   ( звонит, каталог, договор, квартал),    изменяют попадежам несклоняемые существительные, то нет ничего  удивительного в том, чтодети допускают эти ошибки в своей речи. Расширение словарного запаса детейпроисходит при непосредственном восприятии окружающей действительности. Общениесо взрослыми обогащает ребенка, доставляет ему много радости. Совместныепрогулки дают знания, как ребенку, так и взрослому. Поделитесь своимвпечатлением об увиденном, спросите, как к этому относиться малыш. Своеощущение, радость от увиденного и познанного ребенок выражает в рисунке, встихотворении.

Овладениеречью и дальнейшее её формирование находиться в тесной зависимости отфизического и психического развития ребенка, от состояния и особенностейразвития его высшей нервной деятельности.  Следовательно, дляправильного и эффективного воздействия на формирование речи ребенка родителямнужно учесть следующие моменты:

1. Следует реальнооценить состояние здоровья своего ребенка, (в последние годы резко увеличилоськоличество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а приэтом одной из первых страдает именно речь).

2. Если родителейчто-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться законсультацией к специалистам. Здесь надо отметить важность и необходимостьпропедевтической работы с родителями детей 2-4 лет. В нашей стране обследованиеречи ребенка специалистами проводится в, основном, тогда, когда ему исполнитсяпять лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть своеобъяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти –шести       годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практическиникто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась(вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признатьправильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когдазакончится процесс развития речи ребенка, — необходимо оказывать емуразностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом,предупреждению возможных речевых расстройств. Своевременное и полноценноеформирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормальногоразвития ребенка. Уважаемые родители, желаем вам успеха в совместной работе сдетьми в речевом развитии.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.05%
НЕТ
41.95%
Проголосовало: 894

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет