Консультация для родителей
«Возрастные нормы развития речи детей 6года жизни»
Развитиеречи– это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитаяречь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе,дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми.
К сожалению, не увсех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами, у многихимеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения вформировании речевых компонентов.
Ребенок шестогогода жизни доброжелательно общается со сверстниками, умеет высказываться поповоду различных поступков, выражать одобрение или недовольство, выслушиватьдругих детей, замечать ошибки, дополнять. Развивается игровая деятельность.Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая отдетей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общатьсясоответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия сдействиями других участников. В ходе игры постепенно формируются элементыучебной деятельности. В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжаетзнакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными,временными и другими отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме,величине, материалу, количеству, пространственному расположению деталей изначению требует в словарном запасе достаточного количества существительных,прилагательных, глаголов. В рассказе о предметах ребенок употребляет слова спротивоположным значением (длинный -короткий, твердый мягкий, тяжелый-легкий,пушистый-гладкий), слова, обозначающие цвет и его оттенки, объемные иплоскостные формы, пространственное расположение предметов и их частей.
Что знаети использует в речи ребенок 5—6 лет?
Ребенок знает свойадрес, родной город и его достопримечательности, название страны и столицы,знает и называет членов семьи, их возраст, занятия, родственников, ихпрофессии, может называть различные профессии, виды транспорта, правиладорожного движения, природные явления, музыкальные произведения, детские песни,стихи, сказки, рассказы для детей, иллюстрации к художественным произведениям,народные промыслы, произведения искусства, труд в природе, хозяйственно-бытовойтруд, ручной труд. Словарь и грамматический строй отражают зрелостьпознавательных процессов и степень сформированности различных видовдеятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной,театрализованной и др. На шестом году ребенок полностью овладеваетграмматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическаяправильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослыеобращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец.В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует каккраткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговорпозволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенкомв общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующимвозрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные собобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные ихчасти и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал,свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы сразличными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова спротивоположным значением -антонимы (друг- враг, высокий -низкий, хорошо-плохо, говорить- молчать); слова, близкие по смыслу, синонимы (ходить -идти,шагать; грустный -печальный, безрадостный). Несмотря на значительное расширениелексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаютсянедочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказахсказок, рассказов, во время беседы. В общении со сверстниками дети осознанноменяют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной,восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве егозначения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом,правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит всезвуки родного языка, не ошибается в ударении. В возрасте 5 — 6 лет ребенокучится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ:определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность иколичество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы дляосвоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес кзвукам речи и буквам.
Общаякартина речевого развития группы следующая:
*недостаточносформирован фонетический слух, не сфомирован фонетический синтез, детизатрудняются образовывать слова из заданных звуков;
*фонематическиепредставления у многих детей сформированы;
*частьдошкольников затрудняется придумать слово на заданный звук;
*некоторые детислабо дифференцируют оппозиционные фонемы;
*фонематическоевосприятие в основном сформировано;
*определение местазвука в слове сформировано у небольшой части детей;
*большая частьдетей не удерживают полную слоговую структуру многосложных слов, особенно состечением согласных;
*объём словарногозапаса соответствует у небольшой части детей, некоторые дети испытываюттрудности при подборе антонимов, синонимов;
* грамматическийстрой недостаточно сформирован для данного возраста, дети допускают ошибки присогласовании существительных с числительными;
* затрудняются вупотреблении существительных в родительном падеже, есть дети, которые немогут назвать уменьшително- ласкательные формы существительных иприлагательных;
*связная речьразвита слабо, дети затрудняются в пересказе текста, описательный рассказстроят при помощью вопросов взрослого.
К концу шестогогода жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Онвладеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеетнеобходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас,грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее,выразительнее. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышленияи воображения ребенка. Поэтому очень важно уделять большое внимание и усилия поразвитию речи детей не только в детском саду, но и дома.
