X-PDF

Консультация для воспитателей «Формы организации образовательной деятельности по сенсорному развитию в детском саду»

Поделиться статьей

Муниципальноедошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 151 «Солнышко»города Орска»

 

                                                                           

 

 

 

 Консультациядля воспитателей

«Формы организации образовательной деятельности по сенсорномуразвитию в детском саду»

 

Выполнилавоспитатель

ШурюковаА.К.

 

 

  

 

 

2018 г.

Сенсорное развитиеребёнка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешнихсвойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, атакже запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстветрудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен длясовершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений обокружающем мире. Сенсорная культура ребёнка — результат усвоения им сенсорнойкультуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме идругих свойствах вещей).

Ознакомление с сенсорнымиэталонами осуществляется на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др.Дидактические игры и упражнения применяю как в качестве одного из методовпроведения самих занятий, так и в целях расширения. Уточнения и закрепленияполученных на занятиях знаний и умений. Сенсорное воспитание планируется втесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешнаяорганизация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможнапри наличии определённого уровня физического развития ребёнка. Прежде всего,это относится к развитию движения руки при осуществлении действий повкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисованиикрасками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И.Радина,является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося впроцессе деятельности. Некоторые занятия предусматривают объединение детей подвое, умение уходить с занятия тихо, чтобы не помешать товарищам, а это, в своюочередь, требует определённого уровня взаимоотношений, который достигается впроцессе нравственного воспитания.

Эстетическая стороназанятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовлениядидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятнаяфактура. Чёткая форма дидактических пособий доставляют детям радость,способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их пред­эталонногозначения.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1197

Тематическое планированиематериала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программойознакомления с окружающим. Так прежде чем предложить детям рисовать красками натему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки идождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему: «Одуванчики»Может проводиться после наблюдения весенний лужайки с яркими одуванчиками.

При составлениитематического планирования и занятий по сенсорному воспитанию я использоваласледующую методическую литературу: Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражненияпо сенсорному воспитанию дошкольников»; Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорномувоспитанию»; Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; Г.И. Дьяченко«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольноговозраста»; Г.А. Касвин «Игры в детском саду».

       Я работаю во второй младшей группе. Возраст детей от 3 до 4л. Умственное развитие детей в группе соответствует их возрасту. При проведениизанятий дети активны, любознательны, проявляют большой интерес ко всему новому.

Для знакомства детей ссенсорными эталонами я пользуюсь следующим дидактическим материалом: одноцветныеи многоцветные пирамидки, коробка с отверстиями разной формы, матрешками,геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, круг),комплект досок с вкладышами, палочки восьми цветов, четырех цветные столики сгрибочками, мозаики. Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболеечувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастнаяступень становится благоприятной для дальнейшего нервно — психического развитияи всестороннего воспитания дошкольника. В каждом возрасте перед сенсорнымвоспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорнойкультуры.

На первом году жизниосновная задача состоит в представлении ребёнку достаточного богатства иразнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов.Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания вообще.Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не толькодля развития деятельности органов чувств, но и для нормального общегофизического и психического развития ребёнка.

На втором — третьем годужизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. Хотя ребенокраннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинаютнакапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствахпредметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А этозначит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностямисвойств — шестью цветами спектра, с такими формами, как круг, овал, квадрат,прямоугольник. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном воспитании детейзанимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами ихиспользования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры,величины.

Сенсорное развитие, содной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, сдругой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятиенеобходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многихвидов труда. Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мерезависит от его сенсорного развития. Исследования психологами показали, чтозначительная часть трудностей, возникающая перед детьми, связана снедостаточной точностью и гибкостью восприятия. Но дело не только в том, чтонизкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обученияребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развитиядля человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности.Это — музыкант, художник, архитектор, писатель, конструктор. А истоки сенсорныхспособностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранниепериоды детства. Значения сенсорного развития ребёнка для его будущей жизнивыдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки ииспользования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания вдетском саду. В планировании методов обучения маленьких детей (как внутрикаждого занятия, так от занятия к занятию) четко просматривается постепенностьих изменений. При проведении каждого занятия основным методом, которым япользуюсь, является непосредственный показ предмета. Вспомогательная роль приэтом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапестановления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов,действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельнократкими. Знакомство с каждым эталоном имеет свои особенности. Поскольку сразными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Детилучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали ихсамостоятельно (при разведении красок). Знакомя детей с геометрическимиформами, я обучаю их приему обведения контура, а также сопоставлению фигур.Формированию представлений о величине способствует выстраиванию предметов вряды убывающей или нарастающей величины. Ребенок должен учиться восприниматьцвет конкретных предметов. Это довольно легко, когда предметы имеютсравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цветсложен « цвет морской волны, кофейный и т.п.». Сложным является обучение детейобследованию формы предметов это отделить геометрические фигуры от другихпредметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигурусравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы группируются вокругсоответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначениюформы предметов.

Особые трудности длядетского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетаниецветов, форм, величин, составляющее сложную структуру. Восприятие сочетаний,связанное с выделением элементов, их которых они состоят, и связей междуэлементами, называется аналептическим. Ребёнка нужно научить обследовать этисочетания, улавливать определённый ритм в расположении отдельных цветовыхтонов, должен научиться отличать сочетание тёплых цветов от холодных.Аналитическое восприятие величины связано с выделением разных измеренийвеличины предмета — длины ширины, высоты.

Но нельзя ширину и длинуотделить от самого предмета, поэтому правильным путем является сопоставлениемпредметов по данным измерениям. Работая с детьми раннего возраста над темой «Сенсорное развитие детей раннего возраста» я поставила задачи:

1.     сопоставить систему работы по формированию чувства цвета, формы ивеличины у детей от 2 до 3 лет

2.     проводить систематические наблюдения в природе, выделяя цвета,формы, величины объектов, явлений

3.     использовать дидактические игры по ознакомлению с сенсорнымиэталонами

4.     реализовать полученные детьми знания в изобразительнойдеятельности, на занятиях по конструированию, ознакомлению с окружающим миром

5.     установить зависимость качества восприятия от характера и условийорганизации детской деятельности

6.     определить наиболее рациональные методы и приёмы по формированиюсенсорной культуры у детей

7.     оформи окружающую среду в эстетическом цветовом решении.

Над сенсорным развитиемдетей раннего и младшего дошкольного возраста работала в течение двух лет,начиная с 2017 года. За это время дети научились различать основные цвета(желтый, красный, зелёный, синий), усвоили белый и чёрный цвет. Дети умеютвыбирать из двух предложенных цветов нужный. Понимают слова «большой», «маленький». Различают формы: квадрат, круг, треугольник. Узнают знакомыепредметы по форме, по одному свойству или части предмета, группируют предметыпо образцу.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1197

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет