X-PDF

Консультация для воспитателей Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста

Поделиться статьей

Интерактивные формы работыс детьми дошкольного возраста

Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста предполагают специальную форму организации познавательной деятельности дошкольников, где информацияусваивается не в пассивном режиме, а в активном,с использованием интерактивных циклов. Интерактивные циклы это специальная конструкция некоторых последовательных интерактивных действий при создании педагогомопределенных условий познания или самопознания, творческой реализации идеи или ее поиск и презентация. Приработе в малых группах дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга, формулируют общие выводы и заключения,защищают свой выбор перед сверстниками.

Интерактивные формы работы с дошкольниками включаютв себя следующие коммуникационные формы взаимодействия:

· «ребенок – ребенок» (работа в парах),«ребенок – группа детей» (работа в группах),

·   «ребенок аудитория»,

·    «группа детей – аудитория»(презентация работы в группах) и т.д.

Онилогично сочетаются с основными формами организации детской деятельности детей дошкольного возраста,указанными в ФГОС ДО.

Целиинтерактивных форм работы с детьми дошкольного возраста в образовательном процессе могут быть различными:

  решение познавательной или учебной задачи;

  обмен опытом;

  выработка общего мнения;

  формирование умений,навыков;

  создание условиядля диалога;

  создание условиядля группового сплочения;

  изменения психологической атмосферы.

Организация познавательной деятельности детей вформе интерактивного взаимодействия позволяет решать такие задачи основной образовательной программы дошкольного образования, как:

·                   развивать мыслительные процессы дошкольников;

·                                             развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи,адекватные возрасту;

·                                             развивать речевуюактивность детей;

·                                             развивать коммуникативные умения и навыки;

·                                             формировать  мотивационную  готовность  к   межличностному взаимодействию дошкольников;

·                                             формировать способность принимать нравственные нормыи правила при работе в команде.

 

Концептуальными позициями    интерактивных  форм  взаимодействия являются следующие аспекты:

·       Информациядолжна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

·       Интерактивное общениеспособствует умственному развитиювсех

участников.

·       Приналичии обратной связи отправитель и получатель информации меняютсякоммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процессаобмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю.

·       Обратная связьможет способствовать значительному повышению

эффективности обмена информацией (познавательной, воспитательной, творческой, прикладной).

·         Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но

более точен и повышаетуверенность в правильности ее интерпретации.

·       Обратная           связь  увеличивает  шансы  на   эффективный  обмен информацией, позволяяобеим сторонам устранятьпомехи.

·       Контроль                  качества  предполагает  умение   участников  применять

полученные знанияна практике.

Интерактивный режимвзаимодействия в основныхформах работы с детьми дошкольного возраста включает в себя:

·       микроформы взаимодействие с конкретным ребёнком;

·       модально-локальные             формы  –   дидактические   и   организационно- деятельностные игры, коллективные творческие дела и т.д.;

·       макроформы             – дистанционное обучение, компьютерные технологии,

разговорные формы коммуникации;

·       метаформы– социальные проекты, телекоммуникационные технологии и т.д..

Характерными     особенностями    методики   интерактивных   формах работыс детьми дошкольного возраста являются:

1.        Наличие участников, интересы которых в значительной степенипересекаются или совпадают.

2.         Наличие чёткооговариваемых правил (каждаяметодика имеет собственные правила).

3.  Наличие ясной, конкретной цели.

4.      Взаимодействие участников в том объёмеи тем способом, который они сами определяют.

5.  Групповая рефлексия.

6.  Подведение итогов.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

Главноев методике интерактивных форм работыс дошкольниками игры с дошкольниками– создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Вследствие этого способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

1.    Подбор педагогомзаданий и упражнений для группы детей.(Возможно проведение подготовительного занятия.)

2.    Дошкольников знакомятс проблемой, которуюпредстоит решить, определяются с целью, которой надодостичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущениенепонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

3.     Детей информируют о правилах той или иной выбранной формы взаимодействия, дают им четкиеинструкции.

4.    В процессе взаимодействия дети вступают в многоплановую коммуникацию друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение,педагог корректирует действия дошкольников.

5.    По окончаниивзаимодействия (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоитиз концентрации вниманияна эмоциональном аспекте

на чувствах, которыеиспытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось,что вызвало затруднение, какразвивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

В числе основных методических принципов интерактивных форм работы с детьми дошкольного возраста выделяют следующие:

·       взаимноеобщение с целью принятия и продуцирования информации, одинаково интересной для всех участников, в ситуации, важной для всех;

·       совместная деятельность, характеризующаяся   взаимосвязью   трех

объектов: производителя информации, получателя информации и ситуативного контекста;

·       изменение традиционной роли педагога, переходк демократическому

стилю общения на основе сотрудничества и сотворчества;

·       рефлективность обучающего процесса, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов,качества и результатов как со сторонывзрослого, так и детей.

Педагог выступаетв интерактивных формах работы с детьми дошкольного возраста в нескольких основныхролях. В каждой из них он организуетвзаимодействие участниковс той или инойобластью информационной среды:

В роли информатора-эксперта воспитатель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечаетна вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д.

·       В р о л и организатора-фасилитатора он   налаживает  взаимодействие

дошкольниковс социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий и т.д.).

·       В роли консультанта воспитатель обращается к личномуопыту детей,

помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставитьновые и т.д.

Педагог лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией,даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Соответственно даннойпозиции педагога используются и методы интерактивной направленности. Интерактивные методы складывается из понятий «метод»и «интерактивный». Метод способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения образовательных задач. В понятии же«интеракции» можно выделить два слагаемых:«интер» – между, «акция» – усиленная деятельность между кем- либо. Таким образом,интерактивные методы это усиленное взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.

В практике дошкольного образования особенно актуальны интерактивные групповые методы, которыеиспользуются в работе с детьми последовательно и системно, приучаютдетей разрешать те проблемы, с которымиони сталкиваются, принимать коллективные решения и улаживать конфликты. Любой применяемый метод должензавершаться определенными успехами,которые прививают детям навыки ответственности за следующее рабочеезадание. Дети понимаюти замечают, что степень их участия различна,однако, поощряемые воспитателем, они смогут развитьв себе желание включиться в выполнение групповыхзаданий. В свою очередь, группа понимает, что не следует отодвигатьна второй план партнеров, что нужно проявлять терпение, развивать в себе толерантность.

Интерактивные групповыеметоды классифицируются следующимобразом:

·       метод преподавания и обучения (Взаимообучение, Мозаика, Цветок лотоса,Двойная булла, Опорныйпартнер, Кубик, Пазлы,Сообщение по кругу,Смени пару, Знаменитые места, Загадочное путешествие, Аквариум, Обучение по кругу, Реклама,Карта с фигурамии др.);

·       методы закрепления, укрепления и оценивания (Пирамида, Алмаз,

Загадки, Гроздь,Фотоязык, Комиксы, Постер,Разбор утверждений, Герб, Синтез, Диаграмма Венна, Графическийжурнал, Обзор галереи, Турнир вопросов,Турнир предложений, Анализ и толкование изображений, Распределение по категориям);

·       творческиеметоды (Мозговая атака, Техника 6/3/5, или Брэйнрайтинг, Филипс 6/6, Техникасна/ мечты);

·       методырешения задач (Шесть шляп   мышления,Ситуационное

исследование, Разделенные квадраты, Мини-ситуации, Причинно-следственная диаграмма, Интервью, Звездный взрыв, Фриско, Много голов вместе);

·       методы исследования (Проект, Репортаж, Групповоеисследование,

Эксперимент, Изыскание).

Применение данных методов требуетпроявление такта, много времени, богатстваидей, творчества, внимательности, дидактической ответственности и, конечно, предполагает наличие и расширениеразвивающей среды.

Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста характеризуются рядом отличительных особенностей:

·       коллективно-распределенной формой обучения;

·       высоким уровнемкоммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм иприёмов;

·       развитием          умений критически  мыслить,  рассуждать,  решать

противоречивые проблемына основе анализауслышанной информации и обстоятельств, взвешивать альтернативные мнения, приниматьпродуманные решения;

·       отсутствиемодного правильного ответа, исключаемостью

доминирования как одноговыступающего, так и одного мнения;

·       целенаправленной рефлексией участников своей деятельности и состоявшегося взаимодействия;

·       устойчивым эмоционально-положительным фоном обучения;

включенностьюребенка в процесс обучения, который выступает для него процессом жизнедеятельности, личностнозначимым и переживаемым, прямым взаимодействием детей со своим опытом и опытом своих друзей;

·       изменением и совершенствованием моделейповедения и деятельности

участников образовательного процесса.

Следует также отметить, что интерактивные формы работы с дошкольникамиявляются, здорвьесберегающими по своей сути, поскольку способствуют повышению положительной мотивации здорового образажизни, степени активности, творчества и работоспособности детей, азначит, способствуют формированию,сохранению и укреплению индивидуального здоровья каждого ребенка.

Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия между детьми в группе. И от того, какими онибудут, во многом зависитуспешность их деятельности. Умелая организация взаимодействия воспитанников на основе изучаемого материаламожет стать мощным факторомповышения эффективности приобретаемых знаний и их закрепления в личностно значимомсоциальном опыте каждогоребенка.

Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста завоевывают сегоднявсе большее признаниев системе дошкольного образования, что актуализирует проблему системного осмысления оптимальных условий организации их применения для повышения эффективности качества образовательного процессана первой ступенисистемы непрерывногообразования.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет