X-PDF

Консультация для воспитателей на тему: Роль опытно -экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Поделиться статьей

«Роль опытно-экспериментальной деятельности в познавательномразвитии детей дошкольного возраста»

Экспериментированиеможет использоваться в различных видах

организованной и самостоятельнойдеятельности дошкольников. Детям

нравится  деятельность,  где вместе с взрослыми они совершенствуют свои

первые открытия, учатся объяснять идоказывать. Дети с удовольствием

рассказывают о своих открытиях родителям,ставят также опыты дома,

учатся выдвигать новые задачи исамостоятельно решать их.  

Опыт работы показывает: элементарноеэкспериментирование

доступно уже детям с раннего, младшеговозраста. Они с удовольствием

обследуют песок, глину познавая ихсвойства, плещутся в воде, открывая её

тайны, отправляют в плавание кораблики,ловят ветерок, запускают

самолётики, пробуют делать пену и манипулируют ей. Превращают снег в

воду, а воду – в разноцветные льдинки,пускают мыльные пузыри.

С возрастом опыты усложняются. Дети ужеспособны найти ответы н а

трудные вопросы: как зёрнышки в мукупревращаются? Как замесить тесто?

Как поймать воздух? Почему осенью многолуж? Круг явлений, с которыми

экспериментируют старшие дошкольники,расширяется. Дети определяют

свойства магнита, знают, что такое звук,как бегут звуковые волны, как

сделать звук громче и  как записатьего, знакомятся с электричеством,

превращают солнечный свет в «разноцветныеогоньки». Они с интересом

открывают, тайны земных недр и далёкихпланет открываются им в

моделирующих экспериментах.

Живая природа  –  это тожеобъект исследования: чем нюхает червяк,

сколько лет рыбе, как определить возрастдерева?

Как показывает практика, приобретенный вдошкольном возрасте опыт

поисковой, экспериментальной деятельностипомогает успешно развивать

творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы

Связь экспериментирования с другими видамидеятельности

дошкольников.

Детское экспериментирование тесно связанос такими видами

деятельности как:  познавательно-исследовательская,

коммуникативная,  продуктивная,игровая, трудовая, чтение

художественной литературы.

Виды наблюдений и экспериментов:

1.  Классификация наблюдений иэкспериментов.

2.  Демонстрационные наблюдения иэксперименты.

3.  Фронтальные наблюдения иэксперименты.

Эксперименты можноклассифицировать по разным принципам:

1.  Опыты с растениями.

2.  Опыты с животными.

3.  Опыты с объектами не живойприроды.

4.  Опыты, объектом которых являетсячеловек.

По месту проведения опытов:

·  в групповойкомнате;

·  на участке;

·  в лесу, вполе, в огороде и т.д.

По количеству детей:

· индивидуальные;

· подгрупповые;

·  коллективные(вся группа).

По причине их проведения: случайные,запланированные, поставленные в

ответ на вопрос.

По характеру включения впедагогический процесс: эпизодические

(проводимые от случая к случаю) исистематические.

По количеству наблюдений за одними тем же объектом: однократные и

многократные или циклические.

По месту в цикле: первичные,повторные, заключительные (итоговые).

По характеру мыслительныхопераций: констатирующие, сравнительные,

обучающие.

По характеру познавательнойдеятельности детей: иллюстративные;

поисковые; решение экспериментальныхзадач.

По способу применения в аудитории: демонстрационные;фронтальные.

Демонстрационными называютсянаблюдения и эксперименты, при

которых в группе имеется один объект иэтот  объект находится в руках у

педагога. Педагог сам проводит опыт, адети следят за ходом и результатами.

Такие эксперименты менее трудоёмки на всехэтапах работы; он прости в

методическом отношении. Проводя опыт, воспитатель распределяет время на

различные этапы; внимание детей; легчеследить за качеством усвоения

знаний. Меньше риска правил безопасности инепредвиденных ситуаций. Но

детям при демонстрационном наблюденииобъект виден под каким -то одним

углом зрения и мелкие детали не могутрассмотреть, лишены   возможности

обследовать действиями. Восприятиеосуществляется с помощью

зрительного   анализатора, незадействованы   кожный, двигательный, вкусовой

анализаторы  и т.д. Немало важнымнедостатком является пассивность детей;

они только видят, но сами не принимаютучастие. И затруднена

индивидуализация обучения.

Фронтальными называются такиенаблюдения и эксперименты ,  при

которых в группе имеются много объектов иони находятся в руках у детей.

Дети хорошо видят мелкие детали,рассматривают объект со всех сторон,

используют для обследования всеанализаторы, дети работают столько

времени, сколько требуется при своѐмуровне подготовленности и

сформированности трудовых навыков. Такиеэксперименты на много выше,

чем демонстрационные. Но при фронтальныхобъектах труднее  найти много

объектов, сложнее написать конспект, такжетруднее следить за ходом

процесса познания, за качеством усвоениязнаний каждым ребѐнком.

Повышен риск ухудшения дисциплины инарушений правил.

Особенностидетского экспериментирования.

В настоящее времямы являемся свидетелями того, как в системе

дошкольного образования формируется ещёодин эффективный метод

познания закономерностей и явленийокружающего мира  –  метод

экспериментирования, который давнозанял прочное место в высшей и

средней школе. Главное достоинство методовэкспериментирования

заключается в том, что он даёт детямреальные представления о

различных сторонах изучаемогообъекта, о его взаимоотношениях с

другими объектами и со средойобитания. В процессе эксперимента идёт

обогащение памяти  ребёнкаАктивизируютсяего мыслительные

процессы, так как постоянновозникает необходимость совершать

операции анализа и синтеза, сравнения иклассификации.

Необходимостьдавать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности ивыводы стимулирует развитие речиСледствиемявляется не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фондаумственных приёмов и операций. Нельзя не отменить положительноговлияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитиетворческих способностей, на формирование  трудовых навыков и укреплениездоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он являетсяведущим, а в первые три года  –  практически единственным способомпознания мира.

Детское экспериментирование имеет своиособенности, отличающие

его от экспериментирования школьников. Главным отличием можно назвать генетическоеродство детского экспериментирования с игрой, а так же с манипулированиемпредметами, которые служат у детей важнейшими

способами познания мира:

         Детскоеэкспериментирование свободно от обязательности.

Мы не можем обязать ребёнка ставить опыты,как поступили бы с учениками  в школе. Во время любого эксперимента уребёнка должно сохраниться  ощущение внутренней свободы.

Как и при игре,  не следует жесткорегламентировать продолжительность

опыта.

Если ребёнок работает с увлечением, нестоит прерывать его занятия только

потому, что истекло время, отведённое поплану. В то же время, если интерес

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

к эксперименту не возник или быстропропал. Его можно прекратить.

Исключение составляют те опыты, в которыхпрекращение работы наносит

вред животным и растениям.

2. В процессе детского экспериментирования не следует жестко

придерживаться заранее намеченного плана .Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком  далеко от цели занятия. Например, приизучении  свойств магнита я запланировала выяснить, какие материалыпритягиваются магнитом и как влияют на его свойства преграды. Дети положилискрепки в ящик и стали передвигать с помощью магнита, помещённого под дноящика.

Я поддерживаю инициативу: «Сделай изскрепок поезд и проведи его под

мостом» (используя деталь из строительногонабора). Если мы радуемся

открытиям своих питомцев, одобряем ихпопытки мыслить самостоятельно, в

группе создаётся творческая атмосфера,способствующая умственному

развитию детей.

3. Дети не могут работать не разговаривая.

Кроме того, потребность поделиться своимиоткрытиями, является

естественной потребностью любоготворческого человека. Лишение детей

возможности обращаться друг с другом н етолько затрудняет условие

материала, но и наносит ущерб личности вцелом. Из сказанного вытекает

следующий вывод: при организацииэкспериментов в д/с нужно специально

создавать условия, способствующие общениюдетей друг с другом, их

раскрепощению.

4. При  проведении природоведческихэкспериментов  нужно учитывать

индивидуальные различия, имеющиеся междудетьми.  Имеет смысл

позволить интересующимся  детямэкспериментировать чаще. В тоже время

не стоит неволить тех, у которых особыхсклонностей к исследовательской

работе нет. Они могут в это времязаниматься чем-то другим. Единственное,

чего нельзя делать – это позволять имничего не делать.

5. Не следует чрезмерно увлекатьсяфиксированием результатов

экспериментов.

Несмотря на то, что фиксированиерезультатов приносит огромную пользу,

злоупотреблять этим не следует. Этоявляется дополнительной нагрузкой для

ребёнка, не все дети дошкольного возрастаспособны осознать смысл этой

процедуры.

6. Следующим важным моментом, которыйнеобходимо учитывать  – это

право ребёнка на ошибку.  Учитываянаглядно-образный характер

мышления, гораздо целесообразнее позволитьдетям самостоятельно на

практике убедиться в неверности своихпредположений. Такой методический

приём не только сделает знания болеереальными и осознанными, н о и

укрепит авторитет педагога. Целесообразноспециально закладывать в

методику эксперимента возможностьсовершения ошибки.

7. Очень важно уметь применить адекватныеспособы вовлечения детей в

работу.

Воспитатели всё время приходится решатьзадачу: как сделать, чтобы детям,

у которых не сформированы трудовые навыки,казалось, что они работают

самостоятельно.

Приведу некоторые из них:

1.  Работа руками детей.

2.  Дробление процедуры на несколькомелких действий, поручаемых

разным ребятам «Саша, держи растение, Женя подсыпай землю с этой

стороны, Алина подсыпай с другой стороны.Молодцы, вы все хорошо

сделали».

3.  Совместная работа воспитателя идетей. «Я сейчас принесу землю, а вы

тем временем вымойте горшочки и достаньтевсё необходимое для посадки овса».

4.  Помощь воспитателя детям. «Вика,давай я подержу растение, а ты

обрывай сухие листочки»

В основе этих приёмов лежитнепосредственное участие педагога в

эксперименте, но таким хитрым образом,чтобы детям казалось ,  как  будто

они работают самостоятельно.

8. Предметом особого внимания являетсясоблюдение правил

безопасности.

9. Следующей отличительной особенностьюдетского экспериментирования

является  способ введения ребёнка вцелостный педагогический процесс .

В д/с эксперименты незаметно вплетаются вовсе виды деятельности   и

составляют с ними единое целое. Например:гуляем на участке, замечаем, что

на дорожках травы нет. Почему? Пробуемкопнуть палочкой и убеждаемся,

что земля твёрдая, а рядом (на обочине)рыхлая. Пришли к выводу:  раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям  трудно через неё пробиться.Продолжаем прогулку. Эксперимент прошёл незаметно.

В д/с не должно быть чёткой границы междуобыденной жизнью и

экспериментированием, между жизнью иобучением. Эксперименты  –  не

самоцель, а только способ ознакомлениядетей с миром.

Очень ответственнымявляется конечный этап – анализ результатов и

формирование выводов. Дети пока мыслятобразами, поэтому зачастую не

могут выразить словами то,  что, в общем, понимают неплохо. Например,

знакомясь с магнитом, они быстросообразят, как вытащить скрепку из

стакана с водой, но навернякабудут испытывать затруднения при

необходимости дать словесноеописание свойств магнита. Отказаться же от

формулировки выводов, невозможно, так какэто лишает эксперимент его

познавательной ценности. Лучше всего чтобыдети в непринуждённой форме

поделились с воспитателем радостьюоткрытия.

Вот пример нетрадиционного подведенияитогов эксперимента. Дети выращивали на окне лук, когда пришла пора его,  срезали, сделали салат и с ели обедать.  Воспитательговорит: «Спасибо тем, кто приготовил нам такой вкусный салат. Ребята, а комуже спасибо?» В этот момент в мозгу детей вихрем проносятся образы-воспоминания,как они принесли из дома лук, попросили помощника сделать ящик, воспитателиприготовили землю, каждый посадил лукавицу, поливали лук, готовили салат. Комуже спасибо? Нам! Громко скажем спасибо! Это пример широкого обобщения.Таким образом, все «словесные» этапы экспериментирования  – обоснование цели, отчёт об увиденном, формирование выводов  – представляют собой категории, существующие только для воспитателя. Онпомнит о них, ориентируется на них в своей работе, но дети об их существованиине подозревают. Они  просто что-то делают, о чём-торассказывают друг другу и взрослому в непринуждённой обстановке, во что-то играют.

Проведениеэкспериментов должно стать нормой жизни. Дети

самостоятельно задумывают опыт, самипродумывать методику и

распределяют обязанности между собой, самиего выполняют и сами же

делают выводы. Роль воспитателя сводится кобщему наблюдению за ходом

работы и выполнением правил безопасности.

Таким образом, возможностиэкспериментальной деятельности

многообразны:

·  формируетсяположительное отношение к окружающей

действительности (живой и  неживойприроде);

· экспериментальная деятельность вводит ребенка в мир интересного,

доставляя наслаждение самому открыватьмир;

·  развиваютсяпсихические процессы, которые необходимы при обучении в школе: память,мышление, наблюдательность, умение  устанавливать причинно-следственныесвязи, самостоятельно делать

выводы, умозаключения;

·  развиваетсяречь дошкольника;

Само участие ребенка в проведенииэкспериментов  –  тайна, которую еще

нужно отгадать с помощью опытов!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет