X-PDF

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ»

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение Криушинский детский сад «Светлячок»

 

 

 

 

 

 

 

Консультация длявоспитателей

«Проектная деятельность

в ДОУ»

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

                                                                                          Майорова С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г.

Содержаниеобразовательной программы «От рождения до школы», по которой работает нашдетский сад, предполагает создание насыщенного инновационного образовательногопространства. Реализации этому также активно способствует педагогическоепроектирование.

Проект– любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степеньюсамостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом(американский педагог — Ульям Килпатрик).

Проект — этосамостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социальнозначимый результат. В основе ее лежит проблема, для ее решения необходимисследовательский поиск в различных направлениях, результаты которогообобщаются и объединяются в одно целое. Это полный, завершенный циклпродуктивной деятельности, как отдельного человека (ребенка), так и группы, илиорганизации.

Методпроектов -это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не назапоминании отобранной информации, а  на самостоятельном поиске и развитииинтересов ребёнка.

Проектнаядеятельность –это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённойцели.

Проектированиеотличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продуктдетской деятельности и его дальнейшее использование.

Педагогическаязначимость проектов заключается в том, что в процессе проектнойдеятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельностидетей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяетэффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизньдетского сада.

Особенностипроектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещёне может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому ввоспитательно-образовательном процессе МБДОУ проектная деятельность носитхарактер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги,родители.

Дошкольникне может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается впомощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решенияпоставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы длядостижения цели.

Опираясьна помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям,совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений.Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят,сочиняют.

 

Условия,необходимые

дляуспешной реализации проектной деятельности:

     Учётинтересов ребёнка.

     Деятельностьбез принуждения.

     Тематикаиз близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.

     Предоставлениесамостоятельности и поддержка детской инициативы.

     Ненавязчивоепривлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферысовместного с ребёнком творчества.

     Соблюдениепринципа последовательности в работе над проектом.

     Совместноес педагогом достижение цели.

 

Классификацияпроектов, используемых в практике МДОУ:

·       По составуучастников(дети, родители, сотрудники — индивидуальный, парный, групповой ифронтальный)

     Попродолжительности (краткосрочные (1-2 недели, несколько занятий);средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные (учебный год);

     По целевойустановке(развитие оздоровительной системы в  МБДОУ, развитие коммуникативных навыкови.т.п.)

     Потематике.

 

Основныевиды проектов, используемых в практике МДОУ:

     межгрупповые;

     групповые; 

     индивидуальные;

     комплексные.

ЭТАПЫПРОЕКТА.

1 этап –организационно-подготовительный:

ü подборка программно-методическогообеспечения для реализации проекта;

ü изучение опытапедагогов-новаторов по теме проекта;

ü пополнениепредметно-развивающей среды.

На первом этапе воспитательформулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта.Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

2 этап –рефлексивно-диагностический (можно отнести к подготовительному):

ü анализ педагогомрезерва своих профессиональных возможностей;

ü формирование банкаданных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Здесь происходит совместноедвижение взрослых и детей к результату, планирование совместной деятельности.

3 этап –практический:

ü коррекцияиндивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

ü определениесодержания;

ü реализация проектачерез взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрениенетрадиционных форм работы с детьми,

ü обобщение ираспространение опыта работы.

На этом этапе педагог (помимоорганизации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственнуюдеятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы ипроисходит распределение ролей.Воспитательпо необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет иконтролирует осуществление проекта. У детей происходит формированиеразнообразных знаний, умений и навыков.

4 этап –заключительный:

ü анализ достиженияцелей и полученных результатов;

ü определениедальнейших направлений реализации, рассматриваемой в проекте проблемы в  МБДОУ.

Здесь педагог организует выставкупроектов.Предлагаются различные задания и интеллектуальные игры для закрепления исистематизации материала, представленного в детских проектах.

 

План работывоспитателя по подготовке проекта:

 

1.     Определитьцель проекта.

2.     Наметить основныезадачи: образовательные, развивающие, воспитательные.

3.     Определитьсостав участников проекта. Осуществить поиск возможных партнеров (школа,библиотека, театр и др.).

4.     Составитьплан-схему (с указанием сроков и результатов).

5.     Подобратьматериал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео идр.)

6.     Предложитьдомашние задания родителям и детям.

7.     Реализоватьпроект.

8.     Представитьитоговый продукт совместной деятельности (мероприятие, праздник, выставка,презентация, смешные истории, зарисовки  и др.)

9.      Проанализироватьрезультат.Организоватьрефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспективразвития проекта).

 

Типы проектов:

1.     исследовательские.

2.     творческие.

3.     ролевые,игровые.

4.     информационно- практико-ориентированные.

 

v исследовательские.

Цель — организация исследования детей по определенной проблеме, сбор информации обобъекте, явлении, образе.

Особенности:

ü четкая структура;

ü обозначенностьцелей;

ü наличие гипотезы;

ü актуальность исоциальная значимость содержания для всех участников;

ü комплекс методовполучения и обработки информации.

Эффективный способразработки этих проектов – модель «трех вопросов»:

üЧтомы знаем? Проводитсяобсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о предмете или явлении потеме проекта (можно записать ответы детей);

üЧтомы хотим узнать? Ответы детей на этот вопрос – основа постановки задачпроекта (так же можно записать) Когда дети выскажутся, воспитатель уточняетспособы сбора информации – Как нам найти ответы на вопросы?

üЧтомы узнали? Ответына этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети.

 

v творческие.

Цель: развитиетворческих способностей в процессе разрешения специально смоделированнойпроблемной ситуации (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют ввиде газет, драматизации, детского дизайна, детского праздника);

Особенностиданных проектов:

ü Нет детальнопроработанной структуры, она только намечается и далее развивается всоответствии с интересами участников, подчиняясь конечному результату;

ü Педагог и детидоговариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, праздник,концерт, панно и т.д.);

ü Четко продуманнуюструктуру имеет только оформление результата (программа концерта, сценарийпостановки или фильма и т.д.);

ü В этих проектахможет доминировать определенный вид творчества (изобразительное, музыкальное,художественно-речевое, театральное), а все остальные виды деятельности егообогащают, или все виды творческой деятельности равноправны.

 

v ролевые, игровые.

Цель: имитациясоциальных или деловых отношений  в различных ситуациях (с элементамитворческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своемупоставленные проблемы);

Особенности: 

        Структуратолько намечается;

        Участникиберут на себя определенные роли: литературных персонажей, выдуманных героев впридуманных ситуациях;

        Проектыстроятся по принципу развивающейся интриги: дети строят догадки, предположения,прогнозируют результат;

        Высокаястепень творчества;

        Ведущийвид деятельности – ролево-игровая.

Вариантыначала игрового проекта:

ü Исчезновениеобъекта: пропал Дед мороз, папка с нотами, песня и т.д. Организуется поискпропавшего объекта (отправляемся в космическое или морское путешествие). Впроцессе поиска педагог продумывает разнообразные проблемно-игровые ситуации,предлагая детям «игровые позиции» (пришло письмо, выловили из моря бутылку,оказались на острове и пр.).

ü Появление новогообъекта (героя): пришел пират, вирус, новая мелодия, нота, сундук с …Организуется выяснение причин появления и анализ объекта, поиск вариантовиспользования или преобразования (что нам делать с этой мелодией, нотой,сундуком; как его использовать?) Дети в проекте обязательно действуют всоответствии с определенной ролью (моряк, композитор, зайчик, повар)

ü Обыгрывание какого-либособытия в жизни детей (праздник, памятная дата, наступление нового сезона).Дети изображают литературных или выдуманных персонажей в проблемных ситуациях,предлагаемых педагогом. Например, в День космонавтики, дети устраиваюткосмическое путешествие, весной можно устроить день птиц, когда дети изображаютперсонажей, связанных с жизнью птиц…

 

v информационно -практико-ориентированные.

Цель: сборинформации о каком-то объекте, явлении, ознакомление с ней участников, анализ иобобщение наблюдаемых фактов (дети собирают информацию и реализуют ее,ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи идр.);

Особенности:

ü Четкообозначенный, ориентированный на социальные интересы результат деятельностиучастников;

ü Продуманнаяструктура и организация работы на отдельных этапах «Украшение елки»,«Оформление зала (группы)», «Создание экспозиции музея».

 

Таким образом,проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочениюпедагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и ихродителями.Использование в работе с детьми данной технологии позволяет  усвоить материалпрограммы с высокой прочностью, приобрести детьми необходимые знания, навыки,умения.

 Поддерживаядетскую инициативу, проектная деятельность помогает оформить ее в видекультурно-значимого продукта. Это значит, что даже в отношении неприятных длямаленького человека процессов, ребенок не просто имеет свое мнение, а мнение,которое создалось на основе комплексного изучения, затрагивающего все стороныпроцесса.

Используя в работепедагогическое проектирование,  реализуется личностно-ориентированный иразвивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой,педагогической работы является внедрение новых ФГОС, а сними и новыхкомпетенций, технологий. Проектная деятельность – это тот вид педагогическойработы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральныхгосударственных образовательных стандартов в практику работу дошкольныхобразовательных учреждений.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет