Консультация для воспитателей
«Сказкакак средство развития речи дошкольников»
Сказкаво многом является благодатным материалом для развития ребенка. Его легкопонять по форме и содержанию, он формирует понимание добра и зла и имееттерапевтическую функцию. Сказки представляют большой интерес как средстворазвития речи дошкольников, потому что их можно слушать, рассказывать,дополнять и разыгрывать.
Активнаяи пассивная роль сказки в развитии речи дошкольников
Сказка появляется в жизни ребенка прежде всего какхудожественное произведение. От простейших сказок, состоящих из повторяющихсядействий («Репка», «Колобок», «Теремок» и др.), Ребенок переходит кпрослушиванию более сложных и полных впечатлений рассказов.
Вы слышите много новых слов, незнакомых малышу. Но онипредставлены в таком интересном контексте, что их хочется понять и запомнить. Адети попадают в ловушку и запоминают! Дошкольник повторяет высказывания любимыхгероев, запоминает различные речитативы и художественные фразы, так частоиспользуемые в текстах сказок. Даже трехлетний ребенок склонен повторять: «Вдалеком царстве …», «хороший человек грустит», «нечего рассказывать, нет ручки,чтобы описывать».
Увлекательные и волшебные рассказы в дошкольных учреждениях непреподносятся из-за развитости речи. Однако влияние сказок на развитие детскойречи происходит с самого начала их применения. Сказка как-то пассивно играетважные для формирования речи функции:
· расширяет словарный запас ребенка;
· предоставляет готовые вымышленные фразы и метафоры;
· показывает пример составления разных предложений;
· естественным образом знакомит с основами грамматики.
Чуть позже проявляется активная роль сказки по отношению кразвитию речи. Дети начинают рассказывать отрывки, которые произвели на нихособое впечатление, рассказывать о действиях героев, придумывать свою версиюиного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для развития связной речи удошкольников.
Развитиесвязной речи дошкольников посредством сказки
Слушая рассказ, ребенок ставит себя на место главного героя. Ещедо старшего дошкольного возраста воображение ребенка переносит его в мирфантазий, и только после 6 лет ребенок играет роль слушателя и воспринимаетсказку как художественное произведение.
Дошкольник может бессознательно участвовать в приключенияхрассказчика историй или сознательно называть себя сказочными персонажами. Но влюбом случае картинки помогают ребенку запомнить целые фрагменты увлекательноготекста, потом рассказать им о них, а также использовать их для придумывания собственныхисторий.
Творческое воображение помогает детям соединять кусочки разныхисторий. В одном рассказе фигура была впечатляющей, в другом — магическимдействием, а в третьем — запоминающимся рифмованным заклинанием. И вот детскоевоображение рождает новый продукт. Дети пытаются мотивировать действия своихгероев, придумывают объяснения их действиям.
Пересказ
Даже 4-летние дети могут частично рассказать услышанную сказку.Может быть, они пропускают много мероприятий, но определенно используют самые запоминающиесясловосочетания. Основные моменты также включены в их рассказ, сохраняя при этомлогику событий. Даже такое поверхностное повествование способствует развитиюречи к 3–4 годам.
Рассказываяисторию, ребенок постепенно усваивает принцип причины и следствия и учитсявыстраивать логически последовательные сообщения.
Пятилетние дети исправляют неточности, когда взрослыерассказывают историю своими словами. У них есть прямые эмоциональные отношенияс персонажами и событиями, которые они описывают. Их понимание основано насочувствии к персонажам. Услышав новое повествование, дети теряют логическуюсвязь между событиями. Поэтому они требуют, чтобы взрослый рассказчик строгопридерживался текста.
В своем собственном рассказе дети среднего возраста передаютсодержание рассказа целиком, исключая только эпизоды, которые они не считаютважными. Ключевые повороты помогают вашему ребенку логически построить историю,но их может быть недостаточно. Чтобы повествование было более связным,дошкольнику следует задать наводящие вопросы:
· Куда пропал главный герой?
· Кто был первым на этом пути?
· Какие магические предметы были у героя?
· Что помогло ему победить?
· Что нужно помнить герою?
Когда ребенок слышит заданный вопрос, он сразу запоминаетдетали. Однако полные ответы способствуют активному развитию связныхутверждений, поэтому важно побуждать дошкольника давать подробные объяснения.
Сочинениесказочных историй
Эссе — действенный метод развития речи. Но это сложно. С такимизадачами справляются далеко не все дети старшего возраста, не говоря уже одошкольниках. Тем не менее, «сочинять истории» можно и с детьми младшеговозраста.
Для младших дошкольников атрибуты, являющиеся героями сказки,обязательны. Следует максимально активизировать визуальное и образное мышление.Только взяв игрушку в руки, ребенок может начать: «Жил-был медведь / котенок…». Тогда Медведь сможет построить дом, который не построят без помощи егодрузей. Кролик может выращивать морковь, поливая живую воду и т. д.
Четырехлетние дети могут сочинять короткие рассказы, есливзрослые дадут им дополнительные идеи. Самое ценное, что ребенок способенусвоить намек и сформулировать законченное предложение, которое соответствуетсмыслу создаваемого рассказа. «Зайчик хочет посадить дерево … чтобы на немросли золотые яблоки … Для этого дерево нужно полить волшебной водой.
Всочинении важна не законченная история, а процесс ее создания и составлениясодержательных предложений.
5-летние дети могут самостоятельно составить сказку, если имподарить несколько сюжетных картинок. При создании своих сказок дети берут заоснову известные им мотивы из известных им сказок. Они очаровывают инакладывают заклинания, затем придумывают задачи, которые нужно выполнить заночь, а затем рассказывают о магии отдельных предметов.
Старшие дошкольники справляются с более сложными задачами.Например, вы можете попросить ребенка придумать главного героя и придумать онем сказку по основным элементам:
· герой нарушил запрет;
· получает задание исправить то, что произошло;
· уход героя;
· волшебные открытия;
· испытания в пути;
· победа над злым противником;
· вернуться домой.
Это элементы дизайна, которые используются во многих сказках.Дошкольники придумывают собственные истории по аналогии. Сходство с известнымипроизведениями помогает автору больше внимания уделять звуку, словесномувыражению содержания.
Использованиеформата сказки для развития речи дошкольников
Сказка также может служить привычным форматом для целевыхречевых упражнений. Вы можете придумать упражнения для составления предложенийили поиграть со словами и буквами в контексте сказки.
1) Например, интересно сформировать волшебный поезд, которыйзапускается только при выполнении какого-либо важного условия. Условие — вкаждой машине найдется подходящий пассажир. Типы матчей могут быть разные:
· Кто скажет, в какие необычные места они собираются.
· Если он произнесет волшебные слова, дверь машины откроется.
· Кто скажет, какие подарки привезут друзьям из сказочной страны.
2) Восприятие алфавитного и звукового состава слов будетподдерживаться встраиванием персонажей из сказок в Теремок. Предложите старшемудошкольнику отчитаться по Медведю, Зайцу, Коту, Лисе, Мыши и Ежику, чтобыперсонаж с наибольшим количеством букв в имени жил на первом этаже Башни, аперсонаж с постепенно уменьшающимся количеством букв — над ним. . Карасю,окуню, щуке и сому лучше селиться в подводном Теремке, а других обитателей — вчерничном Теремке.
Такие игры со сказочным контекстом представляют собой знакомуюсреду, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяютсловарный запас, делают успехи в анализе букв и звуков и учатся выражать своимысли понятным языком.
