Как учить наизусть стихотворение: 7 советов отлогопеда.
Выучить стихотворение — непростая задача длядетей, особенно для дошкольников и учеников младших классов. Ребёнок понимает, что емунужно дословно запомнить текст и рассказать его потом наизусть. Но как этосделать?
Чаще всего дети пользуются простейшими приёмами заучивания — читаютнесколько раз, пытаясь воспроизвести текст сначала небольшими частями, затемобъединяя их во все большие отрывки и, наконец, читая полностью. Но в день иксвыясняется, что стихотворение выучено плохо. Почему?
Понаблюдайте за ребёнком. Скорее всего,окажется, что, пытаясь запомнить стихотворение, он всякий раз повторяет его ссамой первой строчки. Сначала заучивает первое четверостишие, затем переходитко второму и всякий раз повторяет его вместе с первым. А когда доходит очередьдо третьего, то повторяет первое и второе. Поэтому нет ничего удивительного втом, что конец стихотворения в памяти не задерживается. Вот несколько советовдля быстрого заучивания.
- Важно, чтобы ребёнок сам вслух прочитал стихотворение и при этом чётко проговаривал звуки и слова. Важно, чтобы он почувствовал ритмику поэтических строк.
- Во время чтения обратите внимание на то, чтобы все слова были понятны. Сложности с запоминанием могут быть связаны с тем, что дети часто не знают значений отдельных слов или выражений.
- Если есть незнакомые слова, и ребёнок с трудом запоминает их, попросите придумать ассоциацию (пусть даже самую нелепую) к этому слову и нарисовать её. И всякий раз, когда он спотыкается на трудном месте, показывайте ему этот рисунок.
- Обязательно задайте малышу вопросы по содержанию и обсудите прочитанное.
- Учите стихотворение отдельными четверостишиями, затем объединяйте их в единое целое. Важно, чтобы на этом этапе ребёнок понял необходимость проверять себя самостоятельно.
- Когда дети читают стихотворение, они могут использовать жесты, которые помогут лучше запомнить слова. Например, «у оленя дом большой» (изображаете крышу домика); «он глядит в своё окошко» (подставляете руки к глазам, делая «бинокль»); «зайчик по лесу бежит» (показываете пальцами ушки зайца, а потом то, как он бежит) и так далее. Движения должны быть наглядными и подсказывать слово.
- Однократное правильное воспроизведение — ещё не гарантия того, что ребёнок без запинки сможет прочитать стихотворение, поэтому заученные строчки нужно повторить несколько раз. Лучше это сделать в игровой форме: пригласить бабушку или папу и устроить генеральную репетицию или же повторять вслух стихотворение по дороге в школу, стараясь попасть в ритм шагов.
Заучивание стихов — не только отличнаятренировка памяти, но и возможность научить ребёнка любить и пониматьпоэзию. И эта цель не менее важна. Читайте своим детям как можно больше стихов,обсуждайте поэтические образы, развивая таким образом их вкус и тягу к прекрасному.