МУНИЦИПАЛЬНЫЙОКРУГ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Оленёнок»
ул.Северная, 5, п. Тазовский, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350
тел./факс:8(34940)2-00-15/2-00-10, olenenok@tazovsky.yanao.ru
ИНН8904081720/КПП 890401001; ОГРН 1168901053012; ОКВЭД 85.11
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Методыи приёмы
мотивациидошкольников»
Подготовила:
АблиноваЛ.Г.
Старшийвоспитатель
Тазовский,2021
В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детейопределяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, аформированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическуюготовность ребёнка к школе. Основным видом обучения должна стать совместнаяорганизованная образовательная деятельность детей с взрослым, то есть развитиеребёнка должно осуществляться в непринужденной атмосфере игровой и творческойдеятельности, через искусство, сказку, исследовательское конструирование.
И здесь на помощь приходит мотивационная направленностьдеятельности детей.
Мотивация— представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил,которые побуждают человека к деятельности.
Длячего вообще нужна эта мотивация?
Цельмотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу,или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственногонапряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знанийи умений.
Мотивация позволяетрешить сразу несколько задач:
· Расширитьи обогатить диапазон игровых умений и навыков.
· Повыситьпознавательную активность и работоспособность детей.
· Активизироватьпроцессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
· Плавнорегулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчинятьсяправилам игры.
С мотивацииначинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации состороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы,ребёнок не будет готов к постановке целей.
Дошкольныйвозраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Средиразнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив,который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольноговозраста. В то же время очевидно, что познавательная активность не являетсяпрямым следствием возраста и далеко не все современные дошкольники обладаютэтим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитиемфактических знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса кпознанию окружающей действительности. Мы считаем развитие познавательной мотивациив старшем дошкольном возрасте залогом формирования всех групп универсальных учебныхдействий в начальной школе (регулятивных, познавательных, коммуникативных) иосновой дальнейшего самообразования.
Понятие познавательной мотивации внутренне связано сдругими, смежными понятиями, среди которых можно выделить: познавательный интерес,познавательную деятельность, творчество (креативность), познавательную активность,любознательность.
Исследования показывают, что наибольшая степеньэмоциональной вовлеченности, инициативности и целенаправленности наблюдается удетей в ситуациях совместного действия со сверстником и взрослым, а наименьшая– в ситуации индивидуальной деятельности. Однако сверстники и взрослые по-разномувлияют на проявления познавательной мотивации старшего дошкольника. Участиевзрослого отражается главным образом на целенаправленности и эмоциональнойвовлеченности ребенка в деятельность. Инициативность же, напротив, в ситуациисовместной работы со сверстником оказывается несколько выше. Эмоционально детиболее вовлечены, когда они работают вместе (по сравнению с ситуациейиндивидуальной деятельности). Наблюдается феномен «эмоционального заражения»друг от друга, хотя содержание детских эмоций не всегда направлено на познавательнуюзадачу.
При организации совместной деятельности, направленнойна формирование предпосылок учебной деятельности, важными критериями сталиследующие показатели выраженности познавательной мотивации:
1. Эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность(сосредоточенность на задании, экспрессивно-мимические проявления интереса,положительный эмоциональный фон).
2. Целенаправленность деятельности, ее завершенность(способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельностьдо конца).
3. Степень инициативности ребенка (наличие вопросов,реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний,просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).
Для получения данных показателей в предшколе необходимосоздавать следующие психолого-педагогические условия:
– личностно ориентированное взаимодействие взрослых сдетьми;
– развитие навыков игровой деятельности как важнейшегофактора формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников;
– сбалансированность репродуктивной,исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных формактивности;
– ориентированность педагогической оценки наотносительные показатели детской успешности, стимулирование самооценки ребенка;
– повышение компетентности родителей в вопросахподготовки детей к школьному обучению.
Выделенные показатели выраженности познавательноймотивации и психолого-педагогические условия их успешного формирования впредшкольном образовании позволяют продумывать задания, упражнения дляплодотворной совместной деятельности.
Метод -способ воздействия или способ передачи знаний.
Прием —варианты применения данного метода.
Методы иприемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические.
1. Игровые методы и приемы в обучении детей:
- дидактические игры
- подвижные игры
- игры-забавы, инсценировки.
На первомплане стоят эмоции. Это актуально для раннего и младшего дошкольноговозраста. Например: педагог (во время сборов на прогулку в летний период):ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняйнас. А зайка отвечает, что не умеет. ребята давайте покажем зайке, как надоодеваться. зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. дети показываютпример, как правильно одеваться.)
Заинтересоватьможно также и поставленной проблемой (для старшего возраста). Например:дети, собираясь на прогулку находят записку от огородного Пугала «Ребята,помогите. солнышко так жарко печет, что все растения в моем огороде вот-вотпогибнут. А моя шляпа совсем не спасает меня от жары». Педагог спрашиваетдетей, что делать в данной ситуации, дети озвучивают варианты и идут на улицуполивать огород. Можно продлить игру дальше, не просто принести из дома илиуголка ряжения шляпу для Пугала, а устроить конкурс на лучшую шляпку дляогородного Пугала. В конце Пугало снова пришлет письмо со словамиблагодарности.
Яркостьпредлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка илипособие)
Новизна(незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькиеисследователи)
Игровые приемы:
а)Внесение игрушек,
б)Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)
в)Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения УронилиМишку на пол, дидактическая игра Скажи, что звучит)
г)сюрпризность, эмоциональность (показ Птичка и собачка —воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться Кто этопоет, поищите. Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки,чирикает.)
д)Внезапность появления, исчезновение игрушки.
е)Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, надшкафом).
ж)Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).
з)интригующие обстановки.
2.Словесные методы и приемы:
1)Чтениеи рассказывание стихов, потешек, сказок.
2)Разговор, беседа.
3)Рассматриваниекартинки, инсценировки.
Приемы:
- Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах — упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
- Просьба произнести, сказать слово (это платье).
- Перекличка до 1,5 лет (скажи-повтори).
- Подсказывание нужного слова.
- Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем).
- Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).
- Вопросы.
- Договаривание слова в конце фразы (Котята пьют (молоко), Катя, ешь суп (с хлебом)).
- Повторение слова за воспитателем.
- Пояснение.
- Напоминание.
- Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).
3. Практические методы:
1)Упражнения (оказаниепомощи).
2)Совместныедействия воспитателя и ребенка.
3)Выполнениепоручений.
4. Наглядные методы и приемы:
1)Показпредметов, игрушек.
2)Наблюдениеявлений природы, труда взрослых.
3)Рассматриваниеживых объектов.
4)Показобразца.
5)Использованиекукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.
6)Диафильмы.
Приемы:
- Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
- Показ с называнием (это кролик).
- Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).
- Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).
- Многократное повторение слова.
- Активное действие детей.
- Приближение объекта к детям.
- Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).
- Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).
- Художественное слово.
- Включение предметов в деятельность детей (Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка).
- Выполнение игровых действий.
Выделимвосемь типов мотивации:
Первыйтип — игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнокдостигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки использую яркие,эстетичные, желательно новые.
Назанятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использованиеигровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочныеперсонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания»,«рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты трудамалышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свойхарактер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличиваетактивность и заинтересованность. Во время работы у каждого ребёнка свойперсонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь).По окончании работы предложить детям поиграть с игрушками.
Приданной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместноиспользовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивациюможно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании.
Например:(для младшей и средней группы).
Аппликация:Ребята,посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком). Что – то зайчихагрустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята, она сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима.Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ейпоможем найти зайчат и переодеть.
Рисование: Ребятак нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, кудаим спрятаться. Попробуем спрятать их под листьями.
Лепка: Матрешкасобралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Сделаем для матрешкидорожку из камешков.
Этотпример подходит для детей старшей, подготовительной групп.
Медведьразрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным?(Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, нарисовать красками).
Второйтип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».
Здесьмотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение,а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
Сообщаемдетям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Интересуемся, как онимогут помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем,что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли всевместе.
Этумотивацию можно использовать в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.
Например:
Сенсорикаи лепка: Ребята,я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное,не успею. Помогите мне? Можно сделать разноцветное печенье.
Трудоваядеятельность: Ребятак нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.
Коллективные работы, коллажи «Ваза с цветами»,«Подводный мир», «Волшебный телевизор» и другие. Можно использовать в итоговыхмероприятиях по теме недели.
Этоттип мотивации можно использовать со 2 младшей группы.
Третийтип мотивации «Научи меня» — основан на желании ребёнкачувствовать себя знающим и умеющим.
Высообщаете детям, что собираетесь заняться какой — либо деятельностью и проситедетей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действийи раздаете звездочки.
Например:
Игроваядеятельность: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть напрогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
Рисованиеладошками: Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, какпревратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.
Использоватьэтот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.
Четвёртыйтип мотивации «создание предметов своими руками для себя» -основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждаетдетей к созданию предметов и поделок для себя или близких.
Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подаритьмаме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно этоизготовить.
Используюв художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде,художественном творчестве.
Пятыйтип мотивации «Художественное слово». Использование стихов, песенок,потешек, загадок и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всехвозрастных группах.
Шестойтип мотивации «Словесный». Она осуществляется только пословесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.
Например:
- Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.
- Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.
Словесныемотивации использую в НОД, а также в итоговых мероприятиях. (в старшей иподготовительной группах).
Седьмойтип мотивации «Предметно-действенный». Это письма,волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.
Восьмойтип мотивации «Использование ИКТ».
Использованиекомпьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес кобучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствуетдостижению поставленных целей.
Например:Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация«Кому что нужно для труда», а также презентации по теме.
Использоватьэтот тип мотивации можно в любом возрасте в НОД, а также на итоговых мероприятиях.
Каждаядеятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг,что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение Познание начинаетсяс удивления. При этом важно учесть возраст детей, приемы, которыеподходят для каждого возраста. Данная система построения, проведения и анализаНОД помогает вам и детям получать необходимые знания и готовиться к школе синтересом и легкостью, не замечая, что его учат.
При планировании совместной деятельности педагогов идошкольников значительное место отводится играм по правилам. Здесь мы исходимиз понимания, что именно в играх по правилам ребенок начинает обращать вниманиена способ достижения результата, а не только на собственно результат и учится«деловому», содержательному общению со сверстниками. Достаточно напомнить, что«центральным моментом формирования учебной деятельности дошкольников являетсяпереориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимополучить в ходе того или иного задания, на способы выполнения этого задания»(Н. Н. Поддьяков). Это дает основание утверждать, что предпосылки учебнойдеятельности невозможно сформировать без данного вида игр.
Примеры организации игр по правилам, использованные назанятиях в учебно-методическом кабинете «Развивайка» при педагогическомфакультете в Томском государственном педагогическом университете:
Игра «Что это такое?»
Для игры используются различные геометрические материалы(например, «Сложи квадрат» или «блоки Дьеныша»). Детям показывается одна геометрическаяфигура (зеленый круг, желтый треугольник или коричневая трапеция) ипредлагается ответить, на что она похожа. Дошкольники с большим интересомподбирают возможные ответы при показе определенной фигуры. Например, зеленыйкруг ассоциировался с зеленой полянкой, цветком, шариком, ковром. Затемпоказываются две фигуры, и игра продолжается. На последующих занятияхдошкольникам предлагается не только воссоздать образы отдельных предметов, но иназвать их действия, позднее – попробовать составить небольшие истории,рассказы. Дети в непринужденной ситуации охотно составляют оригинальныепредложения, не боясь дать неверный ответ. В любом случае их педагог услышит,поддержит, даст указание, как действовать дальше. Варианты ответов при показедвух треугольников: «Это конура Рекса, он охраняет дом своего друга Матвея» или«Это двугорбый верблюд, он переносит тяжелые грузы. Я видел верблюдов, когдагостил у бабушки в Казахстане». При использовании данной игры у детейразвивается воображение, обогащается словарный запас, развивается речь. Крометого, дети учатся правильно структурировать предложения, составлять небольшиерассказы. Правила данной игры: ответы не должны повторяться, дети отвечают поочереди, поощряются оригинальные ответы.
Игра «Узнай цифру»
На занятиях детям предлагается слепить цифры, а потом сзакрытыми глазами ощупывать и опознавать их. Особый интерес вызывает у детейигра, когда предлагается обменять- — 15 — ся своими изделиями и угадать цифрусоседа. На следующем занятии для расширения познавательных границ предлагаемназвать соседей угаданного числа, отсчитать от него в обратном порядке,разложить вылепленные цифры по порядку, подобрать нужное количество предметов,соответствующих данному числу, и т. д. Вводятся правила: побеждает тот, кто правильноназовет цифру и подберет количество предметов, соответствующее данному числу.
Игра «Скажи наоборот» Игру можно проводить в видесоревнования. Перед началом игры вводятся правила: не перебивать отвечающего,не подсказывать, не выкрикивать с места. Выигрывает тот, кто наберет большеочков за правильные ответы. Педагог называет слово, а ребенок должен подобратьк нему противоположное по значению. Например, верх – низ, мокрый – сухой,легкий – тяжелый, север – юг и др. Детям очень нравится, когда игра проходит вбыстром темпе, на скорость, кто быстрее всех догадается и назовет нужноепротивоположное слово. Такие упражнения можно использовать и для развитияумения объединять слова в группы по принадлежности к частям речи. Это умениеявляется опережающим, и дети могут даже не догадываться, что тренируются внекотором навыке, который пригодится им в будущем на уроках русского языка.«Диктуя», педагог может объединять слова в группы особым образом – ориентируясьна вопросы, которые можно задать, и дети будут учиться находить в форме словобщие признаки к этим словам.
Взаключение следует заметить, что развитие познавательной мотивации дошкольниковкак залога успешного формирования универсальных учебных действий в начальныхклассах обеспечивается личностно ориентированным взаимодействием взрослых идетей. Познавательный интерес может раскрыться в случае опоры на игровую итворческую деятельность, способствующую в полной мере проявлению индивидуальныхспособностей и инициативности детей, стимулирующую их к постоянномусамовыражению, стремлению познавать окружающую действительность.
Список литературы:
1. ФГОС ДО [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф
2. Вахитова Г. Х. Особенности содержания и методикапредшкольного образования в аспекте компетентностного подхода. Компетентностноеобновление на разных ступенях образования / под ред. С. И. Поздеевой. Томск:Изд-во ТГПУ, 2010. С. 7–19.
3. Вахитова Г. Х. Полисубъектное взаимодействие вконтексте предшкольного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун—та (Tomsk StatePedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 13 (141).
4. Кузнецова Т. В. Проектно-исследовательскаядеятельность как один из способов формирования универсальных учебных действиймладших школьников // Науч.-пед. обозр. (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1).С. 63–69.
5. Вахитова Г. Х., Поздеева С. И. Приемы активизацииречетворческой деятельности старших дошкольников // Детский сад: теория ипрактика. 2012. № 3. С. 75–81.
6. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения поразвитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение,1989. 127 с.
7. Дьяченко О. М. Возможности развития умственныхспособностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольноевоспитание. 1993. № 11. С. 43–47.
8. Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.,1972.