МУНИЦИПАЛЬНОЕАВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняяобщеобразовательная школа № 1 г. Немана» ДО
Консультацияна тему:
Развитиеречевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр.
Воспитатель: Лоскина В.В.
г.Неман 2023 г.
Ранний возраст – это период интенсивного развития организма, период, когда у ребенка происходит становлениеи развитие сторон речи.
Этот возраст считается самымценным возрастным этапом развития ребенка. Это яркий, неповторимый отрезокжизни человека. В этом возрасте развиваются многие психические процессы.Большинство исследований показывают, что проблемы в речевом развитии начинаютсяеще в раннем возрасте. Среди них отметим следующие: у большинства детейвстречаются эмоциональные проблемы; отсутствует стремление к общению. Одни детизамкнуты, обидчивы, другие — раздражительны, чрезмерно подвижны;артикуляционный аппарат недостаточно подвижен не вытягивают губки вперед, сложно улыбнуться, показать язычок; недостаточно развито слуховое восприятие(дети не распознают звучание знакомых предметов. Дети позже говорят, речеваяактивность на низком уровне, речь их бедна и примитивна т. е. не соответствуетвозрастным особенностям, у детей начинается отставание в развитии словарногозапаса. Часто речь детей невнятная, непонятна для окружающих. Зачастую в этотпериод идет активное становление речевой функции.
Детям необходим толчок для развития. В работе с детьми раннего возраставозможно использовать следующие приемы: показ и рассматривание предмета;выполнение действий с предметом; повторение с ребенком слов, словосочетаний,предложений; общение через куклу; многократное проговаривание речевогоматериала; комментирование действий.
При рассмотрении вопросовречевого развития детей раннего возраста, значение уделяют сенсорномуразвитию, так как с одной стороны, оно составляет фундамент познавательногоразвития ребенка раннего возраста, с другой – это самостоятельное значение.Сенсорный опыт считается базовым для развития психики ребенка, он не изолированот речевых процессов, а является ступенью формирования. Поэтому работа сдетьми раннего возраста строится на чувственном познании, тесно связана спрактической деятельностью ребенка, наглядной ситуацией, с игрой, сактивизацией речи. Всестороннее представление об окружающем предметном мире уребенка не сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежитв основе чувственного познания. С помощью тактильно-двигательного восприятияскладываются первые впечатления о предмете: форме, величине, расположениипредметов в пространстве. Ребенок быстрее связывает новое слово с предметом,действием, признаком, если он широко опирается при знакомстве на различныеанализаторы.
Речь совершенствуется подбольшим влиянием кинетических импульсов рук, от пальцев. Поэтому, если выхотите, чтобы ребенок хорошо говорил, пополнял словарный запас, развивайте егоручки.
В наше время имеется большоеразнообразие сенсорных пособий, которые стимулируют зрительное, тактильное,обонятельное ощущения, слуховое восприятие. Материал отвечает требованиямгигиены, безопасности и эстетики, включает развивающую направленность.Гармоничность сочетания разных форм, контрастных величин, разнообразие фактурыи цветовой гаммы- многих пособий в оформлении сенсорных уголков, вызывают удетей положительные эмоции и желание действовать, оперировать с ними, а значит- познавать.
Ведущей деятельностью вдошкольном возрасте считается игра. Игра – это универсальный способ обучениямалыша. Игра приносит в жизнь ребенка радость, интерес, уверенность в себе.Между речью и игрой содержится двусторонняя связь. Речь развивается иактивизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развитияречи.
Сенсорными считаются те игры,которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые,тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Сенсорные игры помогаютсовершенствованию, развитию у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий,представлений и пополнению новыми словами словарного запаса детей. В практикевоспитателя целесообразно использовать нетрадиционные игры. Дети любят игратьс материалами и предметами, которые на первый взгляд интереса не вызывают.Поэтому неободимо предоставить детям проводить манипуляции со всевозможными предметами(разной формы, фактуры, материала, поверхности (камешки; крупа; орехи; шишки;фольга, и т. д.)
Работая с детьми раннегодошкольного возраста, делают акцент на использование сенсорных игр внетрадиционных формах, взаимодействуют с родителями для развития положительнойречевой активности детей.