МБДОУ БГО Детский сад №16 комбинированного вида
Сообщение на тему:
В партнерстве с ребенком: сотрудничествокак метод воспитания.
Подготовила педагог-психолог
Башкатова Н.Е.
Борисоглебск,2021
Впартнерстве с ребенком: сотрудничество как метод воспитания.
Как правило, жесткийконтроль, требования, запреты и нотации лишь ухудшают отношенияс ребенком, но не оказывают на него никакого позитивноговоздействия. А поощрения если и дают эффект, то тольковременный. Возможно, вы уже на собственном опыте убедились, что методкнута и пряника не работает.
Известный детский психологРосс Грин, автор книги «В партнерствес ребенком», предлагает революционныйподход к воспитанию. Суть этого метода — сотрудничество, выстраиваниеотношений без применения репрессивных мер.
Относительно методоввоспитания детей сейчас многие родители пребывают в некотором замешательстве.Они не знают ,что применить попустительство или авторитаризм.
Они хотят, чтобыих ребенок был самостоятельным, но только не тогда, когда онособирается сделать неправильный выбор.
Они хотят избежать жесткости, но не в том случае, когда в результате сын или дочьпроявляют неподчинение и неуважение.
Они хотят избежатьчрезмерных давления и контроля.
Они хотят поддерживатьс ним хорошие отношения.
Они не хотят кричать,но хотят быть услышанными.
Партнерство поможет родителям и ребенку действовать как союзниками, товарищамипо команде, а не как противниками.
Партнерство позволитвыстроить отношения, которые устроят всех, дадут возможность расти и развиватьсяребенку и в дальнейшем станут хорошей основой, необходимой ему длясамостоятельной жизни.
Несоответствие
В процессе развитияребенка происходит постоянное взаимодействие его предпочтений, убеждений,ценностей, черт характера, целей и жизненных ориентиров — с ожиданиями родителей и требованиями общества в целом.
Планка постоянно повышается,требования и ожидания становятся более жесткими и сложными.
Большинство детей способныв основном оправдывать возлагаемые на них ожидания.Но у каждого в отдельности бывают моменты, когда оказываетсятрудно им соответствовать, только у одних детей это происходит чаще,у других — реже.
Скажем, в таком случае,когда воспитатель предлагает ребенку сделать то, что он плохо понимает ипоэтому испытывает трудности с выполнением задания. Нужно обьяснитьродителям , что ругать ребенка за несоответствие ожиданиям этобессмысленно. Вместо этого надо помочь ему преодолеть трудности.
Преодоление несоответствия —задача, ответственность за решение которой несет не только ребенок.Иногда ему нужен партнер, способный помочь в трудную минуту.
Идеальныйпомощник
Одна главных ролейв качестве партнера — быть помощником.
1. Помощникиприносят пользу. Другими словами, руководствуются клятвой Гиппократа,в которой говорится: не навреди.
2. Помощники должныбыть толстокожими. Иначе говоря, не принимать происходящеена свой счет. В этом случае они могут сохранять максимальнуюобъективность и не терять самообладания.
3. Помощникиподключаются только тогда, когда их участие действительно необходимо.Тем самым они способствуют развитию самостоятельности.
Плохоеповедение — это не корень проблемы, а ее симптом
Как малыши дают понятьо наличии несоответствия? Часто с помощью истерики и приступовгнева.
Плохое поведениене означает, что ребенок оспаривает ваш авторитет,и не указывает на то, что ребенку нужно по чаще демонстрировать,кто здесь главный. Истерики и приступы гнева всего лишь дают понять, чторебенку нужна помощь, чтобы разобраться что происходит в мире.
Как дают знатьо несоответствии дети? Они дуются, сердятся, кричат, ругаются, бросаютсявещами, не хотят идти в детский сад.
Существует много другихпризнаков несоответствия: плохое поведение, потеря интереса занятиям, чрезмерноеувлечение телефонными приложениями и видеоиграми.
Взрослые обычно слишкомзацикливаются на поведении ребенка. Но поведение — лишь способ,с помощью которого ребенок сообщает о наличии проблем.
Поведение — это следствие. А нужно отыскать причины.
Чтобы иметь влияниена ребенка, вы должны уметь видеть то, что стоит за егопоступками. Нужно сфокусировать свое внимание на выявлениии преодолении несоответствия, а не на поведении ребенка.
Пландействий
Существует три способа,которые чаще всего применяют родители и другие воспитатели для решениядетских проблем. Назовем их план А, план Б и план В.
ПланА
Предполагает решениепроблемы в одностороннем порядке. Вот несколькопримеров, которые помогут родителям.
- «Раз тебе так трудно чистить зубы перед сном, я решил, что, пока ты их не почистишь, не будет тебе вечером ни телевизора, ни видеоигр».
- «Раз ты не можешь убрать свои игрушки, я решил сложить их в кладовку».
В то время, какплан А задействует ваши ценности, опыт и житейскую мудрость,он полностью исключает самого ребенка из сложившейся ситуации. Этотподход не принимает в расчет его соображения, интересы, убеждения, предпочтения,личностные особенности, навыки и цели.
План А демонстрирует,что все решает только ваше мнение, а точка зрения ребенка не будетуслышана и учтена.
Если вы со всейопределенностью заявляете, что не считаете нужным выслушиватьи учитывать его соображения, рано или поздно он даст вам понять, чтотоже не намерен считаться с вашим мнением. И тогда конец вашемувлиянию.
Определенно можно сказатьодно: план А находится в полном противоречии с партнерскимсотрудничеством. Кроме того, он извлекает на поверхность самое плохоев родителях и ребенке, особенно если тот не горит желаниемпримириться с их решениями.
ПланБ
ПланБ предусматривает сотрудничество. Он позволяетвам с ребенком услышать друг друга и совместно найти решения проблем,которые отвечали бы и его, и вашим интересам. Беспроигрышныйвариант.
Сотрудничествои капитуляция — это не одно и то же. Используяплан Б, вы не отказываетесь от своих ожиданий, но приэтом учитываете голос ребенка и даете ему возможность принимать участиев решении проблем, которые затрагивают его жизнь. Как показывает практика,это намного результативнее, чем наказания и поощрения, упреки, придиркии увещевания.
План состоит из трехэлементов: этап эмпатии, этап определения причин беспокойства взрослыхи этап привлечения к участию.
1. Этап эмпатии подразумеваетполучение информации от ребенка, чтобы понять причины его беспокойстваи его видение проблемы или его точку зрения.
2. Этап определения причинбеспокойства взрослых включает информирование ребенка о вашейозабоченности и мнении по поводу той же проблемы.
3. Этап привлеченияк участию предполагает совместное с ребенком обсуждениеи договоренность о решении, которое, во-первых, реалистично,то есть обе стороны действительно могут выполнить то, о чемдоговорились, и, во-вторых, будет учитывать интересы обеих сторон.
ПланВ
План В заключаетсяв том, чтобы изменить, адаптировать или отложить нерешенную проблему,по крайней мере на какое-то время, или подождать с оказаниемпомощи ребенку, чтобы посмотреть, не сможет ли он справиться с проблемойсамостоятельно.
Для применения этого планамогут быть следующие основания.
1. На самом делевас не очень волнует выполнение данного ожидания.Многие родители используют все возможности, чтобы добиться реализации того илииного ожидания, а затем, когда позволят себе роскошь как следуетпоразмыслить, приходят к выводу, что вообще-то оно не такуж и важно. Если это ваш случай, отложите на время эту проблему.
2. Вы решилидать ребенку возможность самому справиться с проблемой. Конечно,вы волнуетесь, но ребенок попросил не вмешиваться в решениепроблемы, или вы хотите дать ему возможность разобраться с нейсамостоятельно.
3. Ожиданиенереалистично на данном этапе развития ребенка. Вамне все равно, но вы пришли к выводу, что в настоящиймомент ребенок неспособен уверенно выполнять то или иное требование.
4. У вас естьдругие, более приоритетные ожидания. Есливы пришли к выводу, что ваш ребенок может уверенно выполнять данноетребование, но решили отдать приоритет каким-то другим, отложите его,хотя бы на время.
Под давлением обстоятельствбольшинство родителей хватаются за план А. Нам часто кажется, чтогораздо легче и эффективнее просто заставить ребенка сделать то, чтомы хотим. Но теперь вы знаете: настаивать на своем и требоватьвыполнения своих условий — далеко не лучший метод. Властьне решает проблем, во всяком случае на долгий период.
Конечно, потребуется время,чтобы привыкнуть к сотрудничеству; придется наработать опыт. Но онотого стоит. Это оптимальный подход к решению проблем. Плюс этой методики ещеи в том, что она поможет вам сохранить хорошие отношенияс ребенком и развить в нем наиболее позитивные чертычеловеческой натуры.