X-PDF

Консультация на тему:В партнерстве с ребенком: сотрудничество как метод воспитания.

Поделиться статьей

МБДОУ БГО Детский сад №16 комбинированного вида

 

 

 

 

Сообщение на тему:

В партнерстве с ребенком: сотрудничествокак метод воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подготовила педагог-психолог

Башкатова Н.Е.

 

 

 

Борисоглебск,2021

Впартнерстве с ребенком: сотрудничество как метод воспитания.

Как правило, жесткийконтроль, требования, запреты и нотации лишь ухудшают отношенияс ребенком, но не оказывают на него никакого позитивноговоздействия. А поощрения если и дают эффект, то тольковременный. Возможно, вы уже на собственном опыте убедились, что методкнута и пряника не работает.

 Известный детский психологРосс Грин, автор книги «В партнерствес ребенком», предлагает революционныйподход к воспитанию. Суть этого метода — сотрудничество, выстраиваниеотношений без применения репрессивных мер.

Относительно методоввоспитания детей сейчас многие родители пребывают в некотором замешательстве.Они не знают ,что применить попустительство или авторитаризм.

Они хотят, чтобыих ребенок  был самостоятельным, но только не тогда, когда онособирается сделать неправильный выбор.

Они хотят избежать жесткости, но не в том случае, когда в результате сын или дочьпроявляют неподчинение и неуважение.

Они хотят избежатьчрезмерных давления и контроля.

Они хотят поддерживатьс ним хорошие отношения.

Они не хотят кричать,но хотят быть услышанными.


Партнерство поможет родителям и  ребенку действовать как союзниками, товарищамипо команде, а не как противниками.

Партнерство позволитвыстроить отношения, которые устроят всех, дадут возможность расти и развиватьсяребенку и в дальнейшем станут хорошей основой, необходимой ему длясамостоятельной жизни.

Несоответствие

В процессе развитияребенка происходит постоянное взаимодействие его предпочтений, убеждений,ценностей, черт характера, целей и жизненных ориентиров — с ожиданиями родителей и требованиями общества в целом.

Планка постоянно повышается,требования и ожидания становятся более жесткими и сложными.

Большинство детей способныв основном оправдывать возлагаемые на них ожидания.Но у каждого в отдельности бывают моменты, когда оказываетсятрудно им соответствовать, только у одних детей это происходит чаще,у других — реже.

 

Скажем, в таком случае,когда воспитатель предлагает ребенку сделать то, что он плохо понимает ипоэтому испытывает  трудности с выполнением задания. Нужно обьяснитьродителям , что ругать ребенка за несоответствие ожиданиям этобессмысленно. Вместо этого надо помочь ему преодолеть трудности. 

Преодоление несоответствия —задача, ответственность за решение которой несет не только ребенок.Иногда ему нужен партнер, способный помочь в трудную минуту.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

Идеальныйпомощник

Одна  главных ролейв качестве партнера — быть помощником.

1. Помощникиприносят пользу. Другими словами, руководствуются клятвой Гиппократа,в которой говорится: не навреди.

2. Помощники должныбыть толстокожими. Иначе говоря, не принимать происходящеена свой счет. В этом случае они могут сохранять максимальнуюобъективность и не терять самообладания.

3. Помощникиподключаются только тогда, когда их участие действительно необходимо.Тем самым они способствуют развитию самостоятельности.

Плохоеповедение — это не корень проблемы, а ее симптом

Как малыши дают понятьо наличии несоответствия? Часто с помощью истерики и приступовгнева.

Плохое поведениене означает, что ребенок оспаривает ваш авторитет,и не указывает на то, что ребенку нужно по чаще демонстрировать,кто здесь главный. Истерики и приступы гнева всего лишь дают понять, чторебенку нужна помощь, чтобы разобраться что происходит в мире.

Как дают знатьо несоответствии дети? Они дуются,  сердятся, кричат, ругаются, бросаютсявещами, не хотят идти в детский сад.

Существует много другихпризнаков несоответствия: плохое поведение, потеря интереса  занятиям,  чрезмерноеувлечение телефонными приложениями и видеоиграми.

Взрослые обычно слишкомзацикливаются на поведении ребенка. Но поведение — лишь способ,с помощью которого ребенок сообщает о наличии проблем.


Поведение — это следствие. А нужно отыскать причины.

Чтобы иметь влияниена ребенка, вы должны уметь видеть то, что стоит за егопоступками.  Нужно сфокусировать свое внимание на выявлениии преодолении несоответствия, а не на поведении ребенка.

Пландействий

Существует три способа,которые чаще всего применяют родители и другие воспитатели для решениядетских проблем. Назовем их план А, план Б и план В.

ПланА

Предполагает решениепроблемы в одностороннем порядке. Вот несколькопримеров, которые помогут родителям.

 

  • «Раз тебе так трудно чистить зубы перед сном, я решил, что, пока ты их не почистишь, не будет тебе вечером ни телевизора, ни видеоигр».
  • «Раз ты не можешь убрать свои игрушки, я решил сложить их в кладовку».

В то время, какплан А задействует ваши ценности, опыт и житейскую мудрость,он полностью исключает самого ребенка из сложившейся ситуации. Этотподход не принимает в расчет его соображения, интересы, убеждения, предпочтения,личностные особенности, навыки и цели.

План А демонстрирует,что все решает только ваше мнение, а точка зрения ребенка не будетуслышана и учтена.

Если вы со всейопределенностью заявляете, что не считаете нужным выслушиватьи учитывать его соображения, рано или поздно он даст вам понять, чтотоже не намерен считаться с вашим мнением. И тогда конец вашемувлиянию.

Определенно можно сказатьодно: план А находится в полном противоречии с партнерскимсотрудничеством. Кроме того, он извлекает на поверхность самое плохоев родителях  и ребенке, особенно если тот не горит желаниемпримириться с их решениями.

ПланБ

ПланБ предусматривает сотрудничество. Он позволяетвам с ребенком услышать друг друга и совместно найти решения проблем,которые отвечали бы и его, и вашим интересам. Беспроигрышныйвариант.

Сотрудничествои капитуляция — это не одно и то же. Используяплан Б, вы не отказываетесь от своих ожиданий, но приэтом учитываете голос ребенка и даете ему возможность принимать участиев решении проблем, которые затрагивают его жизнь. Как показывает практика,это намного результативнее, чем наказания и поощрения, упреки, придиркии увещевания.

План состоит из трехэлементов: этап эмпатии, этап определения причин беспокойства взрослыхи этап привлечения к участию.

1. Этап эмпатии подразумеваетполучение информации от ребенка, чтобы понять причины его беспокойстваи его видение проблемы или его точку зрения.

2. Этап определения причинбеспокойства взрослых включает информирование ребенка о вашейозабоченности и мнении по поводу той же проблемы.

3. Этап привлеченияк участию предполагает совместное с ребенком обсуждениеи договоренность о решении, которое, во-первых, реалистично,то есть обе стороны действительно могут выполнить то, о чемдоговорились, и, во-вторых, будет учитывать интересы обеих сторон.

ПланВ

План В заключаетсяв том, чтобы изменить, адаптировать или отложить нерешенную проблему,по крайней мере на какое-то время, или подождать с оказаниемпомощи ребенку, чтобы посмотреть, не сможет ли он справиться с проблемойсамостоятельно.

Для применения этого планамогут быть следующие основания.

1. На самом делевас не очень волнует выполнение данного ожидания.Многие родители используют все возможности, чтобы добиться реализации того илииного ожидания, а затем, когда позволят себе роскошь как следуетпоразмыслить, приходят к выводу, что вообще-то оно не такуж и важно. Если это ваш случай, отложите на время эту проблему.

2. Вы решилидать ребенку возможность самому справиться с проблемой. Конечно,вы волнуетесь, но ребенок попросил не вмешиваться в решениепроблемы, или вы хотите дать ему возможность разобраться с нейсамостоятельно.

3. Ожиданиенереалистично на данном этапе развития ребенка. Вамне все равно, но вы пришли к выводу, что в настоящиймомент ребенок неспособен уверенно выполнять то или иное требование.

4. У вас естьдругие, более приоритетные ожидания. Есливы пришли к выводу, что ваш ребенок может уверенно выполнять данноетребование, но решили отдать приоритет каким-то другим, отложите его,хотя бы на время.

Под давлением обстоятельствбольшинство родителей хватаются за план А. Нам часто кажется, чтогораздо легче и эффективнее просто заставить ребенка сделать то, чтомы хотим. Но теперь вы знаете: настаивать на своем и требоватьвыполнения своих условий — далеко не лучший метод. Властьне решает проблем, во всяком случае на долгий период.

Конечно, потребуется время,чтобы привыкнуть к сотрудничеству; придется наработать опыт. Но онотого стоит. Это оптимальный подход к решению проблем. Плюс этой методики ещеи в том, что она поможет вам сохранить хорошие отношенияс ребенком и развить в нем наиболее позитивные чертычеловеческой натуры.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет