X-PDF

Консультация: Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста

Поделиться статьей

«Развитиемелкой моторики рук у детей раннего возраста».

 Впоследнее время на упаковках детских игр и игрушек все чаще можновстретить такую надпись: «Развивает мелкую моторику рук». Эта фразанаверняка знакома большинству родителей. Давайте разберемся, чем же обусловленоповышенное внимание к этой проблеме? Под термином «мелкая моторикарук» подразумеваются слаженные движения мелких мышц кистей и пальцев рук.Их координированные движения необходимы не только в дальнейшей жизни ребенкадля выполнения повседневных заданий. Ученые, исследующие деятельность детскогомозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Развитая мелкаямоторика рук способствует успешному развитию речи, поскольку речевой центр ицентр, отвечающий за координацию движений пальцев, находятся в коре головногомозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние. При этом важно помнитьи о зрительно-моторной координации, так как для слаженных движений рукнеобходим контроль зрения.

Первыйэтап

Развитиеточных согласованных движений предполагает известную степень зрелости структурголовного мозга, от них зависит управление движениями рук. 

Ксожалению, о проблемах с координацией движения и мелкой моторикой большинствородителей узнают довольно поздно, уже на пороге школы, особенно если ребенокпоступает в привилегированное учебное заведение и проходит тестирование. Чтобыне столкнуться с такими трудностями, уделите внимание развитию мелких движенийрук, пока ваш кроха еще совсем мал. 

Начинаяс третьего месяца жизни ребенок учится сосредотачивать внимание на игрушках,рано или поздно хватая их руками. С этого момента можно говорить о началеразвития мелкой моторики рук.

Развитиезахвата и манипулирования предметами проходит в три этапа. Сначала малышхватает предмет всей кистью (кулачком). Затем для удержания он используетбольшой, средний и указательный пальцы (захват щепотью). Постепенносовершенствуясь, он переходит к захвату большим и указательным пальцами (такназываемый захват пинцетом), что позволяет брать и удерживать мелкие предметы.

Оченьважные события

Известныйпедагог-гуманист Мария Монтессори в своей теории о сензитивных периодах(наиболее благоприятных моментах особой восприимчивости детей копределенным видам деятельности) указывает в том числе три сензитивных периода,имеющих непосредственное отношение к развитию мелкой моторики рук. Так,известный итальянский педагог Мария Монтессори определяет сензитивный периодразвития детской речи от 0 до 6 лет. Причем в этом периоде она отмечает дваважных события. С 1 года до 2, 5 лет происходит лавинообразное расширениесловаря ребенка.

Ав 4 – 4,5 года малыш начинает осваивать письмо, при условии косвеннойподготовки его интеллектуальных способностей и достаточно развитой моторики.Сензитивный период восприятия мелких предметов проходит от 1, 5 до5, 5 лет. В таком возрасте кроха манипулирует пуговицами, бусинками,доставляя немало хлопот и тревог родителям. Не упустите эту блестящуювозможность позаниматься совершенствованием слаженных движений пальцев и кистеймалыша. Нанизывание бусинок, плодов каштана на нитку, сборкаконструктора «Лего» и игрушек из «Киндер-сюрприза» помогутвам не только занять ребенка, но и развить его ручки. Сензитивный периодразвития движений и действий (включающий в себя, собственно, и развитиемелкой моторики рук) длится от 1 года до 4 лет.

Кчему здесь подобные научные выкладки? Это сделано для того, чтобы еще разподчеркнуть тот факт, что внимание такой важной проблеме стоит уделить задолгодо поступления ребенка в школу. А последствиями слабо развитой моторики могутстать неспособность детей обслуживать себя в повседневных занятиях,неготовность к письму и задержка речевого развития.

Способыразвития мелкой моторики

Чтобыулучшать мелкую моторику, не нужно выполнять утомительные тренировки и скучныезанятия — все упражнения проходят в легкой игровой и развлекательной форме,которая поможет скрасить досуг ребенка.

Массаж

Массажможно практиковать для развития моторики как самых маленьких ребят, так и ужеподросших школьников. Желательно массировать и разминать руки перед тем, какприступать к основным упражнениям.

Разминкаладоней и кистей может проводиться без помощи посторонних предметов, для этогонужно просто помассировать, потереть и пощипать ладошки и загибать пальчикималыша. При этом можно рассказывать различные стишки или просто проговариватьвсе действия. Со временем ребенок научится делать такую разминку безпосторонней помощи.

Такжеможно использовать подручные средства: карандаши, мячики, маленькие твердыеигрушки. Предметы нужно катать между ладоней, просовывать между пальчиками ификсировать в определенных положениях.

Можносоорудить импровизированные «бассейны»: емкости с песком, крупой, крышкамиили маленькими мячиками. В этой бассейн малыш должен опускать руки и водить ими,перебирать элементы наполнителя пальчиками, перемешивать содержимое.

Гимнастикадля рук

Какже можно совершенствовать мелкие движения рук, не обладая определеннымипедагогическими навыками? Прежде всего вам на помощь придут развивающиеигры и игрушки. Разные по форме и фактуре игрушки провоцируют ребенка на разныевиды захватов, достигая намеченной цели. С девятого месяца жизни малыша можноначать заниматься с ним пальчиковыми играми, простейшими из которых являютсязнакомые всем «Ладушки» и «Сорока-белобока». 

Мамы,старающиеся оградить своего карапуза от тягот домашнего труда и избавляющие егоот усилий одеваться самостоятельно (дабы не опоздать с утра в детский сад),совершают большую ошибку. Стирка руками, мытье посуды и полов, чистка ботиноки картофеля, зашивание одежды, завязывание шнурков – настоящаягимнастика для рук! 

Поэтомуни в коем случае не избавляйте своего кроху от домашних дел. И не идите накомпромисс со своей ленью, покупая ребенку ботинки на липучках!

Нестоит умалять и таких видов деятельности в детскомсаду, как аппликация, лепка, рисование, оригами и т. д.Приятно проводя время за этими занятиями, детишки незаметно для самих себяполучают ценнейшие навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни и учебе.Если таких занятий в вашем саду не проводится, следует поинтересоваться, почемуони отсутствуют. 

Играна музыкальных инструментах, печатание на компьютере, все виды рукоделия такжевнесут свою лепту. Если же вы явный сторонник развивающих программ ипредпочитаете, чтобы с вашим малышом занимались опытные педагога, обратитевнимание на систему Марии Монтессори. Перебирание и пересыпание крупы,переливание жидкости, полировка предметов, освоение разных видов застежек —занятия, на которых ваш малыш не только получит удовольствие и практическиенавыки, но и еще одну возможность совершенствования мелкой моторики рук! 

Пальчиковыеигры

Подобныеигры заключаются в том, чтобы ребенок изобразил при помощи кистей рук и пальцевопределенные предметы, тем самым развивая координацию движений.

Очки.Ребенок может делать круги сначала с помощью всего кулачка, а потом толькобольшими и указательными пальчиками, подносить «очки» к глазам и т.д.

Стули стол. При помощи кулачка и ладошки изображается стул, затем меняетсяположение рук. Затем стул можно изображать одной рукой.

Лодочка.Ладони складываются пригоршней, и «лодочка» начинает путешествовать,перевозить «пассажиров» – маленькие игрушки, которые нужно удержатьили поймать.

Ножницы.Изображая ножницы пальцами одной руки, малыш «разрезает» сначаламягкую ткань, а потом уже более твердые предметы.

Игры-шнуровкии одевашки

Вмагазинах можно приобрести специальные книжки-развивашки с элементами застежек:молнии, липучки, пуговицы, заклепки, шнурки и т.д. При желании их можно сделатьсамостоятельно. Работая с такими обучающими книгами, ребенок не только разовьетмелкую моторику, но и быстрее научится одеваться.

Такжемалышам предлагают специальные наборы для вышивки, в которых вместо нитокиспользуются шнурки. Так ребенок может делать поделки, «шить» сумочки,кошелечки и т.д. Особенно такие игрушки нравятся девочкам.

Пальчиковыекраски

Маленькимдетям тяжело рисовать при помощи кисточек, акварели или гуаши, но это не поводотложить рисование в дальний ящик. В магазинах сейчас продаются специальныепальчиковые краски: они не содержат вредных веществ в составе, а значит, дажеесли малыш проглотит немного красителя, ничего страшного не случится.

Пустьмалыш сначала познакомится с красками, сделает отпечатки своих пальчиков иладошек. Далее научите его рисовать линии и круги. С детьми 3-4 лет уже можноначинать рисовать животных, дома, машины. Постепенно пальчиковые краски стоитзаменить на обычные, а пальчики на кисточки.

Аппликации

Этимвидом творчества могут заниматься ребята постарше: уже с 4-5 лет малыши могутвырезать фигуры из бумаги и картона, а значит можно начать занятия. Старайтесьиспользовать не только бумагу, но и мелкие необычные детали: крупы, семечки,салфетки, камушки, палочки и т.д. Поделки должны быть объемными и детальными.

Идеидля творчества:

·         дерево с настоящими листочками;

·         рыбка с чешуйками в виде страз;

·         цветы из скрученных салфеток;

·         овечка из риса или манки;

·         ежик с иголками из подсолнечных семян.

Лепка

Вкачестве материала для лепки можно использовать пластилин различной жесткости,глину, тесто и кинетический песок. Начинать стоит с более мягких и податливыхматериалов.

Малышейв возрасте 2-4 лет стоит учить катать колбаски, шарики и прочие элементарныефигуры. Детям постарше уже можно доверить создание настоящей картины изпластилина. В 6-7 лет дети уже могут создавать настоящие фигурки с мелкимидеталями, поэтому можно увлечь малыша созданием глиняных фигурок.

Помогаеммаме и развиваемся или тренировки для ленивых

Поработатьнад улучшением координации мелких и точных движений рук можно в процессезанятий повседневными делами. Так, малыш не отвлекает родителей, занятинтересным для него делом и получает от этого пользу. Если такая перспективаВас радует, запомните наши рекомендации, чтобы в следующий раз применить вбыту.

Накухне

Согласитесь,когда ребенка не с кем оставить, процесс готовки превращается в сплошноеиспытание. Малыш норовит провести время вместе с Вами, совершенно не оцениваяопасную близость к огню, острым или горячим предметам. Попробуйте занять своегоозорника – вручите ему банку гречки, риса, пшена или любой другойкрупы и попросите перебрать зерна, отделив мусор. Для стимулирования интересаможно назначить особый приз или вознаграждение.

Витоге мы получаем вагон плюсов: ребенок занят делом и не мешает готовить, крупыперебраны и очищены, очередная тренировка над моторикой малыша проведена.

Вванной комнате

Утренниеили вечерние сборы не радуют ребенка? Предложите ему помочь Вам и ускоритьминуты ожидания. Доверьте малышу важную миссию — открывать все баночки,коробочки и тюбики, которыми Вам нужно будет воспользоваться, после чегозакрывать и складывать их на место. Так Вы сможете утолить природный интересребенка и научите быстро справляться с различными видами тар.

Вгардеробе

Одежданесет для малыша большую познавательную и развивающую нагрузку: это и большоеколичество деталей и креплений, с которыми нужно научиться справляться, иразнообразие тканей, которые очень полезно изучать на ощупь.

Дляначала предложите малышу помочь Вам с сортировкой и сворачиванием вещей. Пустьмама убирает взрослые предметы гардероба, а ребенок — свои. Научите егоправильной технике и алгоритмам и наслаждайтесь маленьким помощником, которыйсовершенствует свою мелкую моторику.

Такжестоит предлагать ребенку одеваться самостоятельно. Выделите для этого побольшевремени, дайте ребенку необходимую одежду и научите, как ее необходимонадевать. Пусть сначала это будут легкие предметы одежды без пуговиц, замков изаклепок. Когда малыш начнет с легкостью справляться с майками, просторнымиштанишками, носочками и свитерками, переходите к более сложным вещам.Ежедневное повторение таких тренировок позволит овладеть навыкамисамостоятельного одевания и совершенствовать координацию движений.

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей