Роль семьи в воспитании ребенка
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитаниедетей»
В.А. Сухомлинский
Наиболееблагоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития егофизических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения,интеллекта, приобщения к культуре создаются в семье. Семейное воспитание – этопроцесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлятьудовольствие, как той, так и другой стороне. Традиционно главным институтомвоспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье,он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как институтавоспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительнойчасти своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один изинститутов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основыличности ребенка.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевногоединения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случаене стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте,оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенокполучает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себявести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка,подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория нерасходится с практикой.
Детский сад помогает родителям в воспитании детей, котороеосуществляется на основе научно разработанной программы, важной длявсестороннего развития детей на каждом возрастном этапе — от младенчества допоступления в школу. Для развития ребенка проводятся занятия, игры и труд. Нородители постоянно воспитывают своих детей: в выходные дни, праздничные,вечером, утром при сборах в детский сад. Чем богаче содержательнее общениевзрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическоевоздействие взрослых. Мать и отец пользуются знанием и умением, опираясь наопыт старшего поколения.
В каждой семье,которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности,те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудовоговоспитания дошкольников. Прежде всего, это глубокая кровная любовь родителей кдетям и детей к родителям.
Но если состороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретаетжертвенный характер (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной(то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистическиетенденции в поведении. И наоборот, когда детям недостает любви, рано или поздноэто драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.
Каждый ребенокневольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам,бабушкам и дедушкам. Поэтому родители должны заботиться о культуре повседневныхвзаимоотношений, быть образцом для подражания. Для ребенка дошкольного возрастаавторитет родителей существует как бы изначально и непререкаем. Папа и мама длянего «самые, самые» — красивые, умные, смелые и т.д. В спорах дошкольниковнаиболее веский аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает».Поступки и суждения родителей не подлежат критике. Но ребенок взрослеет,наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вынужден признать, что егопапа и мама не столь безупречны, как ему казалось ранее.
Грубость, неуважение,раздражительность так же перенимаются детьми, как и доброжелательность. Нельзявымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Дети немогут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, ноэто не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка,создавать гнетущую атмосферу в доме.
Ребенок-дошкольникповседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствияисходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца,двойную заботу берет на себя, близкие семье люди. Бабушки и дедушки должнырассказать внукам об их предках и других родственниках. Можно нарисовать вместес ребенком древо семьи (генеалогическое дерево): это позволит ему нагляднопредставить последовательность поколений семьи, родственные отношения между еечленами. На дереве будет и его веточка, он сможет ощутить свою связь с ушедшимии ныне живущими людьми, которых объединяет понятие «семья». Обретут имена ибиографии те, кто запечатлен на старых фотографиях в семейном альбоме.
Все это оченьважно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, потребностизнать свои корни, понимания необходимости теплых отношений междуродственниками. Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит онна всю оставшуюся жизнь.
Успешнымвоспитание детей в семье может быть лишь тогда, когда родители ясно понимаютего цель и задачи, пути и средства их осуществления. Это необходимо дляустановления единства воспитательных воздействий в семье и детском саду. «Надоотдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний»,— говорил А. С. Макаренко. Он подчеркивал, что родители должны яснопредставлять себе, кого они хотят воспитать из своего ребенка, какого человека,какими качествами наделить его.
Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенствосупругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членамисемьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосферапатриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требованийвзрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобыполнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды (в еде,одежде, тепле и т. п.), но и духовные потребности.
Родители должны иметь авторитет вглазах ребенка, без этого воспитание невозможно. На чем основан родительскийавторитет? Основой родительского авторитета является гражданское лицородителей, их жизнь, работа, поведение, чувство ответственности за свою семьюперед обществом. Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетаюттрудовую и общественную деятельность с семейными обязанностями, проявляютинтерес и внимание к жизни своих детей, умело и тактично руководят их жизнью иразвитием — все это относится в равной мере и к матери, и к отцу.
В основеотношения родителей к ребенку лежит естественное и прекрасное чувство любви кнему. «Любовь — творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого исветлого»,— писал Ф. Э. Дзержинский. Все дело в чувстве меры проявленияродительской любви, в сочетании ее с требовательностью и уважением к личностиребенка. Безмерная любовь к ребенку, проявляющаяся в безоговорочномудовлетворении всех его желаний и требований «Хочу», «Дай», «Купи», открытоелюбование им, демонстрация его едва намечающихся способностей — все этоприносит вред малышу, делает его капризным, эгоистичным, ослабляет волю. Такаялюбовь к ребенку называется слепой.
Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку,мягкость, и нежность со строгой последовательной требовательностью, учитывающейвозможности ребенка, особенности возраста. А. С. Макаренко советовал родителям«быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть, но когда возникаетнадобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз…». Следовательно, тонвзаимоотношений родителей с детьми должен сочетать спокойствие,уравновешенность, приветливость с решительностью и деловитостью. Правильноотноситься к ребенку — это значит уважать в нем человека, пусть пока ещемаленького, с малым жизненным опытом и знаниями, уважать его права на внимание кнему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной деятельности.
Вся тайнасемейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самомуразвертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего неделать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться кребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полнымпризнанием его личности и неприкосновенности этой личности.
Народная мудрость:
— Где любовь и совет, там и горя нет
— Добрая семья прибавит разума-ума
— Дерево держится корнями, а человек семьей
— Дом согревает не печь, а любовь и согласие
— Если в семье живёт старец, значит, в семье естьдрагоценность
— Нет такого дружка, как родная матушка, да родимыйбатюшка
— Родители трудолюбивы — и дети не ленивы
— Счастье родителей — честность и трудолюбие детей
— У милого дитяти много ласковых имен
— Дитятко – словно тесто: что замесил, то и выросло
