Муниципальное казённое дошкольное образовательноеучреждение
детский сад №3 «Солнышко»
общеразвивающеговида городского поселения –
г.Семилуки Воронежской области
Консультация
Тема:«Нравственно—патриотическое воспитание в семье»
Воспитатель: Заложных Ю.А.
Семилуки 2023г.
Нравственноевоспитание — это сложный педагогическийпроцесс в основе которого лежит развитие чувств. Те высокие нравственныечувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и способнывдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку вготовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжениидетства под влиянием социальных условий жизни и воспитания
А.В. Запорожец.
Длятого, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающиелюди, не переставая, воспитывали себя
Л.Н. Толстой.
Дошкольныйвозраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высокихчеловеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственныеосновы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить ихправилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитаниянравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Издавна ведетсяспор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание(детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагогисклонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство общественным учреждениям.Социологические исследования показывают, что на воспитание ребёнкавлияют: Семья- 50%, СМИ, телевидение — 30%, Детский сад -10%, улица- 10%.
Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и суммузнаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — безперемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнеестановится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.
Воспитываяребёнка, родители надеются вырастить из него достойного человека.Каждому родителю хочется гордиться своим ребёнком, чтобы он выроссозидателем, а не прожигателем жизни.
Нравственно-патриотическоевоспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежитразвитие нравственных чувств. Основы нравственно — патриотическоговоспитания закладываются именно в семье, к самым близкимлюдям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Семья — этопервая школа воспитания, где ребёнок получает первые уроки уважения к старшим. Именнопоэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью душиребенка, началом, порождающим личность.
Но условий дляэтого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителейвремени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградитьих от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутыймир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт. Всовременной семье большую часть времени ребёнок общается с мамой. Именно с нейскладываются доверительные отношения, обсуждаются возникающие проблемы,интересующие ребенка вопросы, потребности. Однако для детей не менееважно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем более теснымистановятся эмоциональные связи. Чем раньше отец приобщается к уходу замалышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Серьезнуюопасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплотыпри пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей.Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлениюглубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость. Воспитание детей влюбви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идейпедагогики. Огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. Доброжелательностьв отношении друг другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении -хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственныхпотребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации — такая семейная атмосфераприведёт к противоположным результатам.
Необходимо широкоиспользовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки,хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенныечерты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления одобре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей споговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их кобщечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устногонародного творчества занимают потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковыйговорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах ипоговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваютсянедостатки, восхваляются положительные качества людей. Большое место вприобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники итрадиции. Наблюдения за характерными особенностями времен года, погоднымиизменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Формированиенравственно- патриотических чувств проходит эффективнее, если дошкольноеучреждение устанавливает тесное и плодотворное взаимодействие ссемьями воспитанников, тем самым дополняя и усиливая педагогическоевоздействие. Специальныесоциологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья идетский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должнывзаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
«Воспитание любви к родному краю, к роднойкультуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, инет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается смалого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовьк родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошломуи настоящему, а затем ко всему человечеству».
АкадемикД.С. Лихачёв
Рекомендации для родителей
-Побеседуйте с ребенком о вашей семье; дайте характеристику каждого члена семьив отдельности, покажите заботливое уважительное отношение между всеми членамисемьи.
-Рассмотритесемейные фотографии; вместе с ребенком составьте «Герб семьи», «Генеалогическоедерево». С самых ранних лет необходимо научить малыша уважать и беречь семейныетрадиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Ведь семейныйочаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено соборноговоспитания.
— Знакомьтеребенка с «малой родиной» — близлежащей улицей, микрорайоном, родным городом,его знаменитыми жителями, достопримечательностями, символами. Возвращаясь сребенком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметитинтересного?», «Что нового появилось на нашей улице?», «Как горожане украшаютсвой район к празднику?». Помогите ребенку увидеть то, что в воспитательномотношении наиболее важно: труд людей, преобразование облика города, района.Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось на прогулке.
— Ввыходные дни организуйте с детьми целевые прогулки, экскурсии к памятнымместам, вечному огню; обязательно посмотрите военный парад и праздничный салют.Ребенка к предстоящей экскурсии следует соответственно подготовить, продумать,что и как рассказать о том или ином объекте, напомнить и своим примеромпоказать, что мальчикам необходимо снимать головные уборы у обелисков; датьвозможность возложить к памятникам цветы.
-Необходимо показать детям хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военныхлет. Ребенок должен гордиться тем, что в их семье близкий ему человек былучастником Великой исторической битвы, благодаря которой страна отстояла своюнезависимость, дала ему, маленькому гражданину, право на счастливое детство. ВДень Победы желательно пойти с ребенком на площадь, где встречаются ветераны,понаблюдать за встречей. Обратить внимание на радостные лица ветеранов, ихсветлые слезы, послушать, как они вспоминают дни войны. Подарите кому-нибудь изветеранов цветы, поговорите с ним, дайте возможность и ребенку задать вопрос.Хорошо, если ребенок в семье услышит песни военных лет.
-Приобщайте ребенка к истокам русской народной культуры. Знакомьте схудожественной литературой по фольклору – сказками, былинами, преданиями;посетите выставки народного декоративно-прикладного искусства. Вместе сребенком попробуйте смастерить куклу или оберег, расписать матрешку.Изготовление подобных поделок воспитывает терпение, сообразительность,развивает творческое мышление, умение видеть возможности творческогопреобразования предметов. Это превосходная школа как патриотического, так иэстетического воспитания.
-Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу стране, людямприносит ваш труд. Если это возможно, покажите конкретные результаты труда.Расскажите, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств онатребует: ответственности, внимания, умения контактировать с другими людьми идр.; что было бы, если бы вы работали плохо.
-Внимательно относитесь к вопросам детей, показывайте и объясняйте события ифакты, поощряйте любознательность, развивайте способность наблюдать ианализировать явления. Читайте малышам хорошие умные книги, посещайтебиблиотеки, выставки, музеи, участвуйте в спортивных соревнованиях, творческихконкурсах. Будьте сами активны и неравнодушны! И результаты не заставят себядолго ждать.