Контрольно-оценочныйматериал по предмету «Обществознание» и предназначен дляопределения качества знаний и умений обучающихся.
Контрольно-измерительныйматериал включает в себя:
-тестовые задания в формате ЕГЭ (2 варианта);
-критерии оценок;
КомплектКОМ содержит 2 варианта по 22 задания в каждом:1,2,3, -простой уровень, 4-21-повышенный уровень, 22-сложный уровень.
Контрольнаяработа по обществознанию 10 класс
1вариант
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
НАПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
Прогресс |
Направление поступательного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному |
… |
Переход от более высоких форм развития к более низким; упадок в развитии |
2.В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое обобщает/включает всеостальные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Формапознания; ощущение; восприятие; представление; суждение.
Ответ____________
3.Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являютсяназваниями, под которыми в различных классификациях представлены природныепотребности человека.
1)биологические,2) физиологические, 3) социальные, 4) органические, 5) естественные,
6)эстетические
Ответ____________
4.Установите соответствие между отличительными признаками и типамиобществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первомстолбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ |
|
ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
А) развитие высоких технологий Б) ускорение развития промышленности В) выдвижение на первый план сферы услуг Г) доминирование религиозных ценностей Д) общинный уклад, коллективизм |
|
1) традиционное (аграрное) 2) индустриальное 3) информационное (постиндустриальное) |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
5.Установите соответствие между видами глобальных проблем и их конкретнымипроявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберитесоответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЕ |
|
ВИД ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ |
А) Масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые. Б) Глобальное изменение климата. В) Высокий уровень концентрации массовой бедности и нищеты в странах Тропической Африки. Г) Сокращение биоразнообразия Земли. Д) Ограниченность природных запасов углеводородного сырья. |
|
1) экологические проблемы 2) проблема «Север-Юг» 3) энергетическая проблема |
6.Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: ккаждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию извторого столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
А) создание логической модели изучаемого объекта Б) описание изучаемых явлений В) проведение научного эксперимента Г) объяснение существующих взаимосвязей Д) наблюдение явлений окружающего мира |
|
1) эмпирическое познание 2) теоретическое познание |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
7.Выберите верное суждение о личности и её качествах и запишите цифры, подкоторыми они указаны:
1.социальныекачества, личности формируются в процессе труда и общения.
2.социальнаяприрода человека проявляется в наличие у него инстинктов и рефлексов
3.человекможет стать личностью вне общества
4.развитиеличности продолжается на протяжении всей жизни человека
5.врожденноекачество человека оказывают влияние на формирование личности.
Ответ_____________
8.Выберите верные суждения об обществе и социальных изменениях, запишите цифры,под которыми они указаны
1.Революция как форма социальных изменений, как правило предполагает качественныеизменения
общественныхотношений
2.Общество состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов
3.Гуманистический критерий прогресса связывают с ростом производства и повышенияпроизводительности труда
4.Общество является динамической системой
5.Возвращение общества к изжившим себя социальным структурам называют регрессом.
Ответ______________
9.Установите соответствие между признаками и видами истины
А)объективныйхарактер 1) толькоотносительная истина
Б)отражение свойств познаваемого объекта 2) иабсолютная и относительная
В)возможность корректировки при дальнейшем
развитиинауки
Г)неполное, изменяемое знание о предмете
Д)проверяемость знания
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
10.Представьте,что Вы помогаете учителю оформить презентацию «Общественное развитие». Один изслайдов называется «Критерии общественного прогресса». Что из перечисленногоможно включить в слайд?
1.рост уровня инфляции
2.развитие производительных сил
3.увеличение свободы людей
4.развитие науки и технологии
5.сокращение рабочих мест
6.ослабление социальной мобильности
Ответ____________
11.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры.
1.Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью
2.Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества,в котором он живёт
3.Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью
4.Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность кобщественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу иответственность
5.Только человек обладает способностью использовать природные объекты в процессеудовлетворения потребностей
Ответ___________
12.Ученик 11 класса Степан готовится к экзаменам. Найдите в приведённом нижесписке возможные цели деятельности Степана.
1.Поступление в ВУЗ
2.проведение экзамена
3.консультация педагогов
4.решение задач, выполнение упражнений
5.получение высокого балла
6.чтение учебников
Ответ_____________
13.Установите соответствие между методами и уровнями научного познания: к каждойпозиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второгостолбца.
МЕТОДЫ |
|
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
|
А) наблюдение Б) эксперимент В) описание объекта Г) объяснение существующих взаимосвязей Д) формулирование закономерностей |
|
1) эмпирический 2) теоретический |
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
14.Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. Запишитецифры, под которыми они указаны.
1)приоритет коллективистских ценностей
2)рост численности рабочего класса
3)высокая социальная мобильность
4)использование информационных технологий
5)глобализация экономики и финансов
Ответ_________
15.Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания
1)Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна
2)Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийскогоплемени ругов.
3)Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальнойэкономики.
4)Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности водозера Байкал.
5)Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженериивыявили ген, способствующий заболеванию раком.
Ответ______________
16.В стране Z информационные технологии являются важнейшим факторомпроизводства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Zразвивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которымиони указаны.
1)Общественные отношения регулируются правовыми и моральныминормами.
2)Большинство населения занято в сфере услуг.
3)Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
4)Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающиетехнологии.
5)Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные областижизни.
6)Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
Ответ_____________
17.Выберите верные суждения о соотношении биологического и социальногов человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детствосменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологическиобусловлена.
2)Становление человека как личности связано с приобретением социальныхчерт и качеств.
3)Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённымвидам деятельности.
4)Влияние генетических факторов на развитие способностей человекаслужит выражением его социальной сущности.
5)Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельностипроявляется в социальных обстоятельствах.
Ответ____________
18.Выберите верные суждения о деятельности человека и запишитецифры, под которыми они указаны.
1)Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательныйхарактер.
2)Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3)В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентированана удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4)Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5)Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
Ответ____________
19.Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, подкоторыми они указаны.
1)Формой чувственного познания является представление.
2)Одной из форм чувственного познания является восприятие.
3)Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4)Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражаетпредмет изучения.
5)Исходным элементом чувственного познания является ощущение.
Ответ_____________
20.Выберите верные суждения о критериях истины и запишите цифры, под которымиони указаны.
1)Основной критерий истины – соответствие интересам познающегосубъекта.
2)К критериям истины можно отнести соответствие законам логики.
3)Практическое применение может проверить истинность знания.
4)Разум и интуиция учёного являются критериями истины.
5)С точки зрения представителей философского направления эмпириковглавным критерием истины является разум.
Ответ____________
21.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Мировоззрение— система обобщенных взглядов на мир и место _______________(А) в нем, наотношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а такжеобусловленные этими взглядами основные _______________(Б) людей, их убеждения,идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение– это далеко не все взгляды и _______________(В) об окружающем мире, а толькоих предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того илииного решения _______________(Г) философии. В качестве _______________(Д)мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядромобщественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения —существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной_______________(Е), общественного класса. По своей сущностимировоззрение — общественно-политический феномен, возникший с появлениемчеловеческого общества.»
Выбирайтепоследовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется длязаполнения пропусков.
1) предметы |
2) субъект |
3) социальная группа |
4) жизненные позиции |
5) человек |
6) рассудок |
7) способности |
8) представления |
9) основной вопрос |
Запишитепод каждой буквой номер, обозначающий в списке выбранное вами слово.
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
22.Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, чтоличностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции впервые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Приведите три аргумента в обоснованиеданной позиции
Контрольнаяработа по обществознанию 10 класс
2вариант
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
… |
Осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. |
Результат |
То, чего достигает человек в ходе деятельности. |
2.В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое обобщает/включает всеостальные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Умозаключение,восприятие, ощущение, представление, форма познания
Ответ____________
3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся кпонятию «биологические потребности человека».
1)воспроизводство рода, 2) самореализация, 3) питание, 4) дыхание, 5)движение, 6) общение
7)отдых Ответ_________________
4.Установите соответствие между отличительными признаками и типамиобществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первомстолбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ |
|
ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
А) развитие высоких технологий Б) механизация промышленного производства В) выдвижение на первый план сферы услуг Г) натуральный характер хозяйства Д) общинный уклад, коллективизм |
|
1) традиционное (аграрное) 2) индустриальное 3) информационное (постиндустриальное) |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
5.Установите соответствие между глобальными проблемами современности и их видами:к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию извторого столбца.
ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА |
|
ВИД |
А) быстрый рост населения в развивающихся странах и «старения» населения в развитых странах Б) сокращение озонового слоя земли В) угроза ядерной войны Г) международный терроризм Д) глобальное потепление |
|
1) демографические 2) политические 3) экологические |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
6.Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научногопознания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующуюпозицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ |
|
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
А) формулирование научных законов Б) сбор опытных данных В) выдвижение и обоснование гипотез Г) экспериментальная проверка полученных данных Д) наблюдение изучаемых явлений |
|
1) эмпирический 2) теоретический |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
7.Знакомые характеризовали Виталия как незаурядную личность. Какие из приведённыхниже качеств могли бы стать основой такой характеристики?
1.высокий рост
2.интерес к садоводству
3.педагогический талант
4.голубые глаза
5.светлые волосы
6.участие в волонтёрских организациях
Ответ______________
8.Выберите верные суждения об обществе как системе.
1.Общество как форма организации присуще всем живым существам в природе
2.Все сферы общественной жизни и социальные институты подвержены изменениям
3.Обществом называют большие группы людей, объединённых совместной деятельностью
4.Общество является самоорганизующейся системой
5.Влияние природных факторов на развитие современного общества отсутствует
Ответ____________
9.Установите соответствие между характеристиками и типами общественного развития.
Характеристика Типы общественного развития
А)движение общества от простых и отсталых 1) только общественныйпрогресс
кболее сложным и развитым 2) толькообщественный регресс
Б)совершенствование общественных 3) и прогресс ирегресс
институтов
В)деградация
Г)изменения в общественной жизни
Д)противоречивый характер
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
10.Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, подкоторыми они указаны.
1.Абсолютная истина, в отличии от относительной истины, представляет собойтеоретически обоснованное знание
2.Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете
3.Относительная истина –это знание, которое может изменяться, дополняться по мереразвития возможностей познания.
4.Единственным критерием истины является соответствие существующим научнымтеориям
5.Истина-это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.
Ответ____________
11.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры.
1.Каждый человек обладает биологической и социально-психологическойиндивидуальностью
2.Человеку свойственно мышление
3.Человек, в отличии от других живых существ, обладает способностью кцеленаправленной, в том числе творческой, деятельности
4.Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах,строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах
5.Социальные потребности человека реализуются в его взаимодействиях с другимилюдьми.
Ответ____________
12.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1.Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числетворческой деятельности.
2.Совокупность социально-значимых качеств индивида, формирующихся в процессеобщественной жизни, называются личностью
3.Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни,особенностями его личности
4.Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью запринимающие решения
5.К биологическим потребностям человека относятся потребности в общении, труде,жизненном успехе.
Ответ__________
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ |
|
УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
А) измерение и систематизация научных фактов в виде таблиц Б) накопление информации об исследуемых объектах и явлениях В) выдвижение гипотез Г) выявление общих признаков у объектов познания и сведение их в общие классы по этим признакам Д) исследование путём оперирования знаками (формулами) без непосредственного обращения к объекту познания |
|
1) эмпирический 2)теоретический |
13.Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научногопознания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующуюпозицию из второго столбца.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
14.Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу.Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)развитие сферы услуг
2)рост численности рабочего класса
3)отсутствие социальной стратификации
4)использование информационных технологий
5)новые интеллектуальные технологии
Ответ__________
15.Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научногопознания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)проведение контрольных измерений
2)выдвижение и обоснование гипотез
3)создание логической модели изучаемого объекта
4)описание изучаемых явлений
5)проведение научного эксперимента
6)объяснение существующих взаимосвязей
Ответ______________
16.В стране Z производство ориентировано не на объём, а на качество продукциии соответствие её запросам потребителя. Какие иные признаки свидетельствуюто том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишитецифры, под которыми они указаны.
1)развитие массового стандартизированного производства
2)усиление роли малого и среднего бизнеса
3)преобладание доли физического труда над умственным
4)рост доли умственного высококвалифицированного, творческого труда
5)индивид ориентирован на производство и потребление
6)развитие наукоёмких, ресурсосберегающих, информационных технологий
Ответ_____________
17.Одиннадцатиклассник Юрий готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите вприведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Юрия и запишитецифры, под которыми они указаны.
1)чтение учебников, справочной литературы
2)поступление в вуз
3)получение высокого балла
4)проведение экзамена
5)консультации педагогов
6)получение аттестата о среднем общем образовании
Ответ____________
18.Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишитецифры, под которыми они указаны.
1)Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностяхмышления и памяти.
2)Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальныхкачеств.
3)Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессовпсихики.
4)Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участиив жизни общества.
5)Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованныекачества.
Ответ______________
19.Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры,под которыми они указаны.
1)Рациональное познание присуще только человеку.
2)Одной из форм рационального познания является представление.
3)Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4)Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести котносительной истине.
5)Исходным элементом рационального познания является понятие.
Ответ______________
20.Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишитецифры, под которыми они указаны.
1)Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляетсобой теоретически обоснованное знание.
2)Единственным критерием истинного знания является авторитетныйисточник информации.
3)Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них,но их истинность можно установить иными путями.
4)Истинным можно считать лишь то знание, которое соответствует объектупознания.
5)Истина всегда объективна.
21.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберитеиз предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на местопропусков.
«Вфилософии под отражением объективной действительности в сознаниичеловека понимается процесс ________(А). Учёные выделяют две егоступени. Одна из ступеней — ________(Б) — характеризуется получением информациио предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляетсяв форме ощущений, восприятия и________(В). Она является исходным пунктомосвоения мира, в результате которого создаётся________(Г). Другая ступеньпознавательного процесса — _______(Д) — обеспечивает постижение сущностипредметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический(связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основныммыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. Врезультате этих операций формируются понятия,_______(Е), умозаключения».
Словав списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) можетбыть использовано только один раз.
Выбирайтепоследовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуетсядля заполнения пропусков.
Списоктерминов:
1) образ |
2) рациональное познание |
3) эмоциональное |
4) представление |
5) познание |
6) суждение |
7) теоретическое |
8) чувственное познание |
9) смысл |
Вданной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишитев таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
22.Сравните три ситуации:
1)ураганный ветер валит в лесу деревья,
2)животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,
3)лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку.
Ккакой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите двааргумента в обоснование своего вывода.
Ответыи критерии оценивания
п/н |
1вариант |
2 вариант |
баллы |
1 |
регресс |
цель |
1 |
2 |
форма познания |
форма познания |
1 |
3 |
36 |
26 |
1 |
4 |
32311 |
32311 |
2 |
5 |
21213 |
13223 |
2 |
6 |
21121 |
21211 |
2 |
7 |
145 |
236 |
2 |
8 |
1245 |
234 |
2 |
9 |
22112 |
11233 |
2 |
10 |
234 |
235 |
2 |
11 |
13 |
1235 |
2 |
12 |
15 |
234 |
2 |
13 |
11122 |
11212 |
2 |
14 |
23 |
145 |
2 |
15 |
145 |
236 |
2 |
16 |
245 |
246 |
2 |
17 |
125 |
236 |
2 |
18 |
145 |
24 |
2 |
19 |
125 |
15 |
2 |
20 |
23 |
345 |
2 |
21 |
548923 |
584126 |
2 |
22 |
Пояснение. Возможные аргументы, например: 1) понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли); 2) на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди; 3) под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.
|
Пояснение. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). 1) В ответе указано, что понятие «деятельность» применимо только к третьей ситуации. 2) В качестве аргументов приводятся следующие положения: — именно в этой ситуации имеет место целеполагание (наличие идеального образа ожидаемого результата); — лесорубы целенаправленно применяют искусственно созданные объекты — орудия труда.
|
3 |
5 |
4 |
3 |
2 |
42-39 |
38-31 |
30-21 |
20 и ниже |
