Кора мозга – слой серого вещества на поверхности больших полушарий, площадь ≈ 2200 см2, 6 слоев нервных клеток, клетки различные ≈ 14 млд, толщина коры ≈ 2 – 4 мм.
Кора мозга – высший отдел нервной системы, регулирует функции организма, устанавливает связь с внешней средой. Коре мозга присуща ВНД (высшая нервная деятельность) психическая, регулирует поведение человека, направлена на приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды, обеспечивает память, логическое мышление, чтение, письмо, речь.
При патологии коры могут возникнуть: нарушения памяти, узнавания, речи, письма, изменяется поведение человека (агрессивное, не понимает окружающих и др.).
Функциональные зоны коры рассматриваются как:
1. моторные (двигательные) .
2. сенсорные (чувствительные): кожной чувствительности, слуховой, зрительной, вкусовой, обонятельной .
3. ассоциативные, осуществляют связь между различными областями коры.
Функции коры.
Кора мозга – сложная система анализаторов, где происходит анализ раздражений.
|
|
Различают:
— сенсорные (чувствительные) зоны коры .
— двигательные (моторные), которые регулируют все движения человека (работу мышц).
1. В лобных долях коры мозга расположены:
центр письма, анализатор письменной речи, центр одновременного поворота головы и глаз в одну сторону, центр регулирующий работу всех скелетных мышц (у правшей – слева, у левшей – справа), центр речи (т.е. двигательный анализатор).
2. В теменных долях коры мозга расположены:
центр чтения, анализатор письменной речи, центр осязания (температурный, болевой, узнавания предметов на ощупь), центр навыков трудового, спортивного характера, центр кожной чувствительности.
3. В височных долях коры мозга расположены:
-слуховой анализатор,
-центры обоняния, (восприятие запахов, их определение), центры вкуса.
4. В затылочной доле коры мозга расположен зрительный анализатор.
В коре головного мозга расположены центры условных рефлексов, которые обеспечивают приспособление организма к меняющимся условиям внешней среды.
Высшая нервная деятельность (ВНД) – способность мозга к образованию общих понятий, представлений, к отвлеченному логическому мышлению.