X-PDF

Коррекционно-развивающее занятие Мир эмоций (для обучающихся 2-4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Поделиться статьей

Муниципальное общеобразовательноеучреждение

 «Видимская средняяобщеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая картакоррекционно-развивающего занятия

«Мир эмоций»

(для обучающихся 2-4 класса с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями))

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                 Разработчик:

                                                                                                        Серова Марина Викторовна,

                                                                                                                                                                        педагог-психолог

                                                                                                

 

 

 

 

 

 

п.г.т. Видим,

2022 год

Технологическаякарта коррекционно-развивающего занятия

«Мир эмоций»

 

Местозанятия в системе занятий

Данноезанятие является итоговым в коррекционно-развивающей программе «Планетаэмоций». Это занятие направленно на обобщение и систематизацию у обучающихсяранее приобретённых знаний.

Краткаяпсихолого – педагогическая характеристика особенностей класса

Рабочаякоррекционно-развивающая программа «Планета эмоций» предназначена дляобучающихся 2-4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),имеющих эмоционально-волевые нарушения (перепады настроения, повышеннуюконфликтность, тревожность, возбудимость, гиперактивность, трудностикоммуникативного взаимодействия). Предполагается проведение группового занятияс наполняемостью группы от 8 до 10 человек.

Цель: развитиеэмоциональной сферы учащихся, умения взаимодействовать в коллективе.

Задачи:

 Обучающие:

v  расширить  представлениядетей о видах эмоциональных состояний и мимических способах их выражения;

v учитьумению вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние черезего называние, описание;

v  обучать умениюрегулировать своё эмоциональное состояние;

v учитьзаниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями другихдетей.

Развивающие:

v развиватьэмоционально-чувственный мир детей;

v развиватькоммуникативные навыки детей;

v развиватьпознавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое изрительное внимание, связную речь, воображение);

v развиватьэлементарные навыки самооценки.

Воспитательные:

v  воспитыватьчувство взаимопонимания и сплочения между учащимися, умение взаимодействовать впаре;

v  воспитывать умениеснимать мышечное и эмоциональное напряжение допустимыми способами.

 

Материалыи оборудование:

— компьютер, мультимедиапроектор;

— презентация кзанятию, аудиозаписи;

— ватман,карандаши, пальчиковые краски, пиктограммы, смайлики для самооценки занятия,клубок, шкатулка, сундучок.

 

 

Этап занятия

Назначение этапа

Деятельность педагога-психолога и обучающихся

Организацион

ный момент

Приветствие.

Создание психологически комфортной обстановки, доброжелательного отношения на занятии.

Упражнение «Приветствие»

Технология проведения

Педагог-психолог:

Улыбнемся мы друг другу, (дети улыбаются друг другу)

И возьмем соседа руку, (дети берут руку соседа в свою руку)

Все слегка пожмем ее, (дети пожимают руки друг другу)

Скажем: «Рады новой встрече!» (дети произносят приветствие)

С добрым сердцем сядем в круг: ты мой друг и я твой друг! (дети настраиваются на положительное отношение друг к другу в течение всего занятия)

Разминка.

Вхождение в тему занятия, самостоятельное определение темы занятия.

Постановка цели и задач занятия.

Упражнение «Полянка настроений»

Цель: развивать умение различать эмоции других.

Технология проведения

Психолог:

Все мы разные ребята, не похожи мы ничуть, посмотрите, вот зверята с разных сказок к нам идут. (Слайд-презентация: появляется изображение сказочных героев с разным настроением)

Все пришли, расположились на полянке настроений в нашем сказочном лесу.

Диалог педагога-психолога с обучающимися:

— Назовите, кто здесь весел? А кто грустен? Кто на всех рычит со злом? Кто испуган и от страха сидит — трусит? Кто же сильно удивлен? (Дети называют сказочных героев.)

Вопрос – ответ:

— Ребята, скажите, чем различаются наши сказочные герои? (Ответы детей)

— Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить? (Учащиеся определяют тему и цель занятия)

Основная часть

Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

Сказкотерапевтическая групповая работа, направленная на снятие напряжения и тревожности у учащихся.

 

 

Педагог-психолог:

Необычное начало, необычный наш урок, посетим сегодня с Вами много сказочных дорог. (Слайд презентация: появляется изображение извилистой тропинки с цветами)

Упражнение  «Связующая нить»

Цель: развивать чувство единения в группе, умения взаимодействовать в доброжелательной обстановке.

Технология проведения

Педагог-психолог:

Перед тем, как отправляться, мы возьмем с собой клубок, он укажет нам дорогу и по сказке проведёт. Для успешного начала, для успешного пути передайте все клубочек с пожеланием другим… (Дети передают клубок по кругу и желают друг другу удачного пути)

Фронтальная работа по дифференциации эмоциональных состояний (повторение, основанное на визуальном восприятии информации с включением кинезиологических ощущений. Развитие внимания, памяти и мышления.

 

 

Педагог-психолог:

Вот и катится клубок по тропинке всё вперёд. Прикатился на полянку настроений наш дружок… (Слайд-презентация: появляется изображение полянки со сказочными героями с разным настроением)

Упражнение «Изобрази эмоцию»

Цель: развивать умение правильно изображать эмоциональное состояние с помощью пантомимики.

Технология проведения        

Педагог-психолог:

Ребята, посмотрите, на волшебной полянке собрались герои наших сказок, все они с разным настроением и испытывают разные чувства. Изобразите и назовите эмоцию каждого персонажа сказки. (Каждый ребенок поочерёдно выходит к доске и показывает пантомимику, а другие отгадывают эмоцию)

Групповой и индивидуальный анализ агрессивного поведения (поступков) с использованием элементов сказкотерапии. Совместный вывод обучающихся о необходимости преодоления агрессии и формирования положительных черт характера (саморегуляция поведенческих расстройств).

 

 

Педагог-психолог:

Покатился наш клубок прям с полянки да в лесок. А в леске живет волчище, злой презлой по лесу рыщет, днем и ночью всё он ищет, по пути ругает всех. Звери в стороны бегут и к нему уж не идут. (Слайд-презентация: появляется изображение злого волка.)

Упражнение  «Гнев»

Цель: устранение агрессии у детей.

Технология проведения

Педагог-психолог:

Ребята, изобразите и назовите эмоцию нашего героя. (Дети показывают пантомимику и отвечают на вопрос)

Ребята, передавайте по кругу наш клубочек и продолжите фразу:

«Я бываю злой, когда…»

Вопрос – ответ:

Хорошо ли быть злым?

— Много ли друзей у злого человека?

— Что мы пожелаем волку?

(Слайд-презентация: появляется изображение доброго волка со зверями на сказочной полянке)

Обучение адекватным способам выражения гнева с использованием игровых технологий преодоления гнева и эмоционального напряжения.

 

Игра «Снежки»

Цель: устранение агрессии у детей адекватными способами.

Технология проведения

Педагог-психолог:

Ребята, что можно сделать, чтобы злость прошла? (Дети отвечают)

Предлагаю вам безобидный, но эффективный способ снятия гнева: возьмите бумагу, скомкайте её, и что есть силы бросьте вперёд, при этом говорите «уходи злость, уходи…» (Дети выполняют задание)

Групповая работа по дифференциации эмоционального состояния (повторение, основанное на визуальном восприятии информации с включением наглядного раздаточного материала, элементов сказкотерапии). Развитие внимания, памяти и мышления, умения взаимодействовать в коллективе.

Педагог-психолог:

Наш клубочек покатился по тропинке, по леску. Вот у дерева уже он, чем поможем мы ему? (Слайд-презентация: появляется изображение дерева эмоций – вместо фруктов на нём расположены пиктограммы.)

Упражнение «Пиктограммы»

Цель: развивать умение различать эмоциональные состояния других людей.

Технология выполнения

Педагог-психолог:

Ребята, перед нами сказочное дерево эмоций.

Для выполнения задания разделитесь на две группы. У вас на столе лежат картинки со сказочными героями и пиктограммы. Положите на каждую картинку соответствующую пиктограмму. (Дети выполняют задание)

Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения, утомления, формирование позитивного настроя на продолжение работы.

 

Педагог-психолог:

Мы отправляемся дальше в путь: наш клубочек по тропинке покатился к ручейку, вот и вышел на полянку, а она стоит в цвету. (Слайд-презентация: появляется изображение цветочной полянки с ручейком и солнышком)

Этюд «Цветок»

Цель: развивать у детей умение выражать удовольствие и радость.

Педагог-психолог:

Ребята, представьте, что мы с вами цветочки на волшебной полянке. Сядем на корточки, как маленькое семечко, обхватим руками колени, голова опущена вниз. И тут тёплый лучик солнца упал на землю и стал согревать в земле семечки, стало очень тепло. Все почувствовали, как стало тепло? (музыкальное сопровождение). И из каждого семечка проклюнулся росток, сначала поднимается голова, распрямляется корпус, туловище, руки поднимаются выше, выше к солнышку. Цветочки растут, растут, и вот уже появился бутончик, а солнышко всё теплее и теплее греет, и бутончик распускается. Вот какие красивые у всех цветы! Погреем на солнышке каждый лепесточек, погреем головку, улыбнёмся солнышку, другим цветам, погреем правую щёчку, теперь левую. Можно покружиться – мы же волшебные цветы. Как рады солнышку цветы! Улыбаются!

Групповое взаимодействие с элементами изотерапии. Расслабление, снятие тревожности, выражение своего эмоционального состояния. Обучение умению бесконфликтного сотрудничества.

Педагог-психолог:

Теперь снова отправляемся в путь: наш клубочек покатился, скачет весело вперёд, вот и домик феи виден. В этот домик нас ведёт. (Слайд-презентация: появляется изображение сказочного домика, на пороге стоит фея и держит в руках волшебную шкатулку.)

(Педагог-психолог ставит на стол шкатулку)

Мы прошли длинную дорогу и преодолели все препятствия. Поэтому фея Радости преподнесла нам в подарок эту шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней.

(Педагог-психолог открывает шкатулку и достает краски)

 Ребята, это волшебные краски! Они помогут нам изобразить все эмоции, которые мы ощутили на занятии.

Упражнение «Мир эмоций» (совместный рисунок)

Цель: развивать умение выражать эмоции посредством изотехнических приёмов.

Технология выполнения

Педагог-психолог:

Ребята, выберите ту краску, которая соответствует вашему настроению и нарисуйте пальчиками ваш волшебный цветок чувств. Выполняйте работу дружно, договариваясь друг с другом о последовательности вашей работы. Помните, что это полянка волшебных цветов, куда нас привёл сказочный клубочек.

Заключитель

ная часть

Рефлексия.

Осознание детьми цели посещения занятия, повышение мотивации к занятиям.

Педагог-психолог:

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Я предлагаю вам взять из волшебной шкатулки тот смайлик, который соответствует вашему настроению и прикрепить его на ваш цветок. (Дети выполняют задание)

Посмотрите, какая у нас получилась красивая цветочная полянка: наши цветы ожили, они выражают ваше настроение.

Вопрос – ответ:

— Ребята, расскажите о своих цветах и об их настроении.

— Что вам понравилось и запомнилось на занятии. (Рефлексия)

 

 

 

Список использованнойлитературы:

  1. Громова Т.В. Страна эмоций. – М., 2002 г.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М., 2001 г.
  3. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль, 2006 г.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 2002 г.
  5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М., 2005 г.
  6. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – С.-П., 2001 г.

Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет