Тренинг«Позитивная самооценка»
Цель:повысить уверенность в себе участников тренинга.
Задачи:
1.Формирование информационного пространства.
2.Обеспечение учащихся средствами самопознания.
3.Развитие навыков психорегуляции.
4.Усиление «Я-центра» и идентичности.
Методыработы: беседа, игра, упражнения, работа в группах, диагностическая методика,творческие задания.
Возрастучастников: 12-17 лет.
Оборудование:мультимедийный проектор, записи релаксационных композиций, доска, ватман, цветныекарандаши, листы формата А4, ручки, анкеты, карточки с ролями.
Ходзанятия
Чтотакое уверенность в себе ?
Несекрет, что уверенность в себе является самым важным ключом к достижению успехав жизни. Уверенность в себе – это то, что чувствует человек, воспринимая самогосебя, это его положительная оценка своих способностей и возможностей.
Уверенностьв себе влияет на то, как человек действует публично, на людях.
Такжеона четко отражает поступки и поведение человека.
Здоровоечувство уверенности в себе играет важную роль в формировании личности.
Положительноеразвитие чувства уверенности в себе напрямую влияет на степень счастьячеловека.
Почемуподростку необходима уверенность в себе?
Уверенностьв себе дает подростку возможность смело сталкиваться со всеми проблемами инеопределенностями жизни, а также лучше преодолевать все разочарования, взлетыи падения.
Взаимоотношения,эмоции, давление сверстников, конкуренция и завышенные ожидания могут серьезнопоколебать у подростка уверенность в себе.
Позитивнаясамооценка помогает ему добиваться своих стремлений и целей в жизни.
Чувствособственного достоинства помогает подростку наладить взаимосвязь ивзаимоотношения, стать счастливым и внутренне сильным человеком.
Уверенностьв себе – важная составляющая психологического комфорта и социального успехаподростка. Уверенность в себе тесно связана с самооценкой. Она влияет на то,как человек действует на людях, отражает психологическое состояние подростка,влияет на его уровень счастья и самоудовлетворения, помогает формироватьздоровую личность и социально активного гражданина.
Длячего подростку нужно иметь уверенность в себе? Во – первых, она даетвозможность смело сталкиваться со всеми проблемами, а также лучше преодолеватьвсе разочарования и сложности. Во-вторых, хорошая уверенность в себе помогаютподростку добиваться желаемых целей в жизни, не опускать руки, бороться за своимечты.
3.Тестирование участников тренинга
Акакова ваша степень уверенности в себе?
Этонам поможет определить тест.
«Наскольковы уверены в себе?»
1.Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Как вы поступите:
а)поищете удобного случая выяснить отношения;
б)перестанете с ним общаться и будете избегать встреч.
2.Когда вы входите в автобус или трамвай, вас грубо толкают. Вы:
а)громко протестуете;
б)молча пытаетесь пробраться вперед;
е)ждете, пока все войдут, и тогда, если получается, заходите сами.
3.Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы:
б)не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его;
д)отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.
4.Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключениемодного в первом ряду. Вы:
б)стоите у двери и ругаете себя за опоздание;
д)без колебаний направляетесь в первый ряд;
е)долго оглядываетесь вокруг в поисках другого места, а потом все-таки садитесь впервый ряд.
5.Согласны ли вы с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах:
д)нет; е) да.
6.Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми:
д)нет; е) да.
7.Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку:
б)нет; в) да.
8.Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы:
д)нет; е) да.
9.От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности.
Легколи вам отказаться от ее исполнения:
б)нет; в) да.
10.У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы:
д)используете эту возможность; е) не используете.
11. Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы:
б)под любым предлогом избегаете этого;
в)звоните без колебаний;
е)звоните после долгих мучительных колебаний.
12. Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы:
б)молча переживаете;
г)спорите с преподавателем по поводу этой оценки.
13.Вы не понимаете объяснений. Вы:
б)не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым;
в)спокойно зададите вопрос сразу после объяснений;
г)зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с преподавателем наедине.
14. Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают.Вы:
б)долго терпите, а затем срываетесь на крик;
в)вежливо просите их перестать разговаривать;
е)молча терпите.
15.Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы:
б)глотаете обиду; д) даете ему отпор.
16.Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного
пола,который для вас очень привлекателен, очень нравится вам:
б)очень трудно; не знаю, что сказать;
в)легко;
г)начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьезныхзатруднений.
17.Умеете ли вы торговаться:
а)да; б) нет.
18.Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом:
б)да; д) нет.
19.Вас хвалят за хорошую работу. Вы:
б)не знаете, что сказать в ответ;
д)благодарите за похвалу;
е)ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность.
20.При хорошем знании предмета предпочтете ли вы сдавать письменный или устныйэкзамен:
а)устный;
б)письменный;
в)мне все равно, это не повлияет на мой ответ.
4.Мини-лекция.
Какоеже поведение можно назвать уверенным?
Уверенноеповедение – это собирательное понятие, включающее различные состояния. Оно:
целенаправленное:уверенный человек достаточно точно представляет свои цели и выстраиваетсобственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченнымцелям. При этом они должны быть: реалистичными, конкретными и позитивными;
ориентированноена преодоление возникающих препятствий, а не на переживание по их поводу:уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, скакими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит.
гибкое,подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющую обстановку;
социальноориентированное – направленное на построение конструктивных отношений сокружающими: движение «к людям». Такой человек стремиться к установлениюгармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопониманиии сотрудничестве.
сочетающееспонтанность с возможностью произвольной регуляции, т.е. такой человек нестремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себеоткрыто выражать их. Но при необходимости готов взять их под контроль;
настойчивое,но не переходящее в агрессивное: человек прилагает усилия для достижения своихцелей, но делает это по возможности не в ущерб интересам других людей, но готовотстаивать свои интересы весьма жёстко и идти на конфликт только по объективнымпричинам. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешать конфликтгибко.
созидательное:человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем иличем бы то ни было, а вместо этого создаёт то, что считает нужным
Такимобразом: «Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать ипретворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания,интересы, чувства в отношении своего окружения»
Признакиповедения уверенного и неуверенного человека
Человек,проявляющий уверенное поведение, выглядит спокойным, держится с достоинством. Унего открытый взгляд, ровная осанка, спокойный и уверенный голос. Он несуетится, не заискивает, не выказывает раздражения.
Поведениенеуверенного человека бывает двух типов: агрессивным и пассивно-зависимым.
Неуверенныйв себе человек может быть агрессивным: кричать, оскорблять, размахивать руками,смотреть с презрением и т. п. Проявление агрессивности в поведении, как это нипокажется странным, показатель неуверенности. Такое поведение характеризуетсятребовательностью или враждебностью, человек «переходит на личности» и зачастуюобращает внимание не столько на то, чтобы удовлетворить свои потребности,сколько на то, чтобы наказать другого.
Неуверенностьпроявляется также и через прямо противоположное, застенчивое поведение: такойчеловек может быть очень тихим, застенчивым, ходить, ссутулившись и опустивголову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. Притаком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говоритьо своих желаниях и потребностях в косвенной форме, «обиняками», пассивен, но приэтом не готов принять и то, что может предложить партнер.
Уверенныйв себе человек умеет отстаивать свою позицию, не прибегая ни к агрессии, ни кпассивно-зависимому поведению. Он откровенно высказывается о своихпотребностях, а также о желаемых действиях со стороны партнеров, делая это безвраждебности и самозащиты. Уверенного человека отличает также способностьпроявлять независимость, отстаивать свое личное мнение, а не покорно следоватьза окружающими.
1.Упражнение «Приветствие»
Инструкция:Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку смаксимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, чторуку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Необходимоподсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался.
Анализупражнения: Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с20?
2.Упражнение «Мое положительное качество»
Инструкция:Участники по кругу называют свое имя и одно положительное качество, которым выгордитесь (например, я-Таня – я-добрая), те, кто считает себя тоже добрым,произносят: «и Я».
Анализ:«В чем трудность этого упражнения?
Почемунекоторые затрудняются найти в себе положительное качество?»
Вывод:необходимо знать свои положительные качества. Осознание своей силы умножает её.
3.Упражнение Моё имя
Инструкция:Участникам предлагается записать по буквам своё имя и подобрать начинающиеся накаждую из этих букв слова, характеризующие их. На размышления даётся 4-5 минут.Потом каждый называет своё имя и те характеристики, которые ему удалосьпридумать.
Анализ:«Трудно ли было искать характеристики? Кому хотелось бы добавить другиехарактеристики, которые вам очень подходят, но их названия не начинаются набуквы, входящие в ваше имя?»
4.Упражнение «Зато ты…»
Каждыйиз участников подписывает свой лист бумаги и пишет на нем один какой-то свойнедостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе«Зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, чтоугодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).
Вконце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
5.Упражнение «Я могу быть разным
Инструкция:«Каждому из вас нужно будет сыграть в предложенной мной ситуации определённуюроль: уверенного, застенчивого или агрессивного человека»
Ведущийраздаёт всем карточки с ролями, затем зачитывает ситуацию №1, и трое участниковобыгрывают её тремя способами, и т.д., пока все не поучаствуют в игре.
Затемидёт обсуждение, и делаются выводы:
-агрессивный ведёт себя грубо, нахально, нападает, угрожает, смотрит свысока ит.д.;
-застенчивый говорит тихо, выпрашивает, смотрит умоляющим взглядом и т.д.;
-уверенный частично уступает, предполагает, действует аргументированно и т.д.
Какиеощущения вызывают агрессивный, застенчивый и уверенный в себе человек?
Агрессивныйвызывает неприятные ощущения; застенчивый вызывает жалость; уверенный даёт ощущениенадёжности.
6.Упражнение «Помоги другу».
Инструкция:«Ребята, представьте, что вы работаете на популярном молодёжном радио, и вампозвонил подросток с проблемой, что он очень неуверенный, и просит у вас помощии поддержки. Что бы вы ему пожелали? Сейчас вам предстоит записать на листочкахбумаги свои пожелания и советы неуверенному подростку.»
Работав группах. Выступления представителей групп.
Анализ:«Трудно вам было найти слова в поддержку неуверенного человека? На самом деле,чем больше вы поддерживаете других людей, тем сами становитесь увереннее.»
Авот ещё несколько подсказок как укрепить свою уверенность:
1.Помните, идеальных людей не бывает, и Вы не исключение, поэтому позволяйте себесовершать ошибки. Относитесь к этому спокойно. Любая ошибка — это опыт, которыйпозволяет Вам совершенствоваться!
2.Быть уверенным в себе не значит дерзко, агрессивно или оскорбительно относитьсяк другим.
3.Применяйте самовнушение.
4.Замечайте свои удачи и достижения, даже небольшие. Хвалите себя за них!
5.Не концентрируйтесь на том, что и как подумают или скажут о Вас окружающие.
Начнитеуже сейчас немного больше верить себе, ценить и любить себя и у Вас всеполучиться!
6.Почаще улыбайтесь! Ведь улыбка — один из самых главных признаков уверенного всебе человека!
7.Упражнение «10 заповедей неудачника»
Оченьмногое в нашей жизни зависит от нашей установки. Если человек сам в себесомневается и говорит «у меня не получится, я не смогу», то в его жизни вряд лислучится что-либо позитивное. «Неудачники» притягивают к себе проблемы.
Инструкция:«Ваша задача сейчас поработать в парах и изменить негативные установкинеудачника на установки успешного уверенного человека.»
Всегдаи везде жди от себя только неприятностей (больших и маленьких).
Еслина тебя неожиданно свалится успех, сделай все, чтобы его не замечать, или, ужесли это совсем невозможно, убеждай себя и всех вокруг, что это, конечно же,случайно, по ошибке и скоро кончится.
Будьво всем последовательным и принципиальным. Ни за что и никогда не меняй своихрешений и не отступай от своих принципов.
Выбериодно из двух — или придерживайся чужих советов, или действуй напролом, какпридется. Самое главное — не обращай внимание на то, что в действительностипроисходит.
Изовсех сил уклоняйся от возможностей проверить себя, свои способности. Избегайтрудных ситуаций.
Сострастью занимайся коллекционированием своих бед и неприятностей. Холь и лелейкаждую, ни об одной не забывай. Относись к каждой из них, как к своему личномудостоянию.
Побольшезанимайся самооправданиями. Помни, поиск самооправдания и того, на кого можносвалить вину, — одно из основных интеллектуальных занятий истинного неудачника.Во всех случаях задавай вопрос Кто виноват? и никогда Чтоделать?.
Относисько всему как можно серьезнее. Не позволяй себе легкомысленного взгляда на вещи.
Рассматривайкаждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет решающее влияние навсю вашу дальнейшую жизнь.
Избегайлюбви к себе!
8.Упражнение «Круг уверенности»
Представьтеневидимый круг диаметром 60 сантиметров на полу примерно в полуметре от себя.
Зайдитев этот круг и вспомните прекрасное время, когда вы были на «волне успеха». Вэтой ситуации максимально проявились все ваши способности. Всё было хорошо,удача сопутствовала вам.
Развивайтеполную визуальную, аудиальную и кинестетическую картину этого состояния.Отметьте для себя и запомните то, как вы видите, слышите и чувствуетеокружающий мир в ситуации успеха. Как обычно уверенно звучит ваш голос, какустойчива и горда осанка. Представьте себя в наилучшем состоянии.
Вернитесьиз круга в нейтральное состояние. Запомните комплекс в «Круге уверенности».Этот комплекс станет ключом к уверенности и спокойствию, когда они вам будутнеобходимы
Когдавозникнет особая ситуация, требующая уверенности, войдите в своих мыслях в этоткруг. Как вступив в картинку самого себя.
Рефлексия.
Изменилосьли ваше представление о себе?
Какойопыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?
Чтонового вы узнали о себе?
Какиевыводы вы сделали для себя?