БалабановаО.Л., Тимонина Е.В.
МБДОУ«Детский сад «Жемчужинка»», г.Тамбов,
gankova.75@mail.ru
Доказано, что наразвитие ребенка дошкольного возраста большое внимание оказывает окружающее егопространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условияхдошкольного учреждения такой средой является групповая комната.
Предметно-развивающаясреда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействияребенка со сверстниками, педагогом, включить в активную познавательнуюдеятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности,инициативности. В ней дети реализуют свои способности.
В составпредметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собойспециально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшимигруппами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне,зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагогисоздают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевойдеятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала учитываетсяследующее: наполняемость, разнообразие материала, соответствие возрасту,доступность, системность, эстетика оформления, ведущая игрушка («хозяйка»коррекционного уголка).
В основунаполняемости положено тематическое планирование по лексическим темам. Подборигрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендацийлогопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а оченьтесным и плодотворным.
Наполняемостькоррекционного уголка по лексической теме «Огород. Овощи»:
1. Мелкая моторика:волчки с подложками для вращения в виде овощей, емкости с горохом и фасолью(сухой бассейн, «Золушка»), клубочки «Спрячь овощ», шнуровки, мозаика, пазлы,трафареты для штриховки по теме, ленточки.
2. Общие речевыенавыки: вертушки разных видов, кубик с интонационными схемами, игра «Узнайовощ».
3. Высшиепсихические функции: игры «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Домино»,«Цвет и форма», «Узнай по контору», «Чем мы похожи?».
4. Фонематическийслух: игра «Соберем урожай» (дифференциация звуков)
5. Звукопроизношение:игры «Веселые звуки», «Магазин», «Мы вас различаем»
6. Языковой анализи синтез: игры «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме»
7. Грамота: игры«Сложи слово», «Учимся читать», кроссворды, ребусы.
8. Лексика: игры«Овощное лото», «Парочки», «Собирай-ка», «Кто больше?»
9. Грамматика: игры«Погрузи урожай», «Сварим борщ»
10. Связная речь: иредметныеи сюжетные картинки «Угадай по описанию», «Играем в профессии», «Когда этобывает?»
Материал,содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игрыдолжны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие(коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющихпсихологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется илипополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексическойтемы.
Одновременно тамнаходится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой. Не следуетперегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор.
Весь материал, врамках лексической темы подобранный специалистами группы, долженсоответствовать возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельностидошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект вкоррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка сосверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровойматериал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитиеречи и интеллектуальное развитие в целом.
Создаваяразвивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая обстановка былакомфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Его оформление должно бытьпривлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельнойдеятельности.
Особое место впредметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером вигре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционныезадачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижениеэмоциональной устойчивости и саморегуляции. Ведущей в коррекционном уголке можетбыть мягкая игрушка, игрушка – трансформер, кукла (обычная, би-ба-бо, марионетка).
Такая игрушкамногофункциональна. Это обязательно должен быть одушевленный персонаж. Егоспособность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы илиотвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашатьв гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы – вызывает у детей живойинтерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижныйязычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционнойгимнастики. Ее одежда содержит различные элементы для развития мелкой моторикирук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, ленточки,зажимы и т.д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяетдетям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства(с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные иоттеночные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощьюдети быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела.
Литература
1. Дыбина О.В.,Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование развивающейпредметно-пространственной среды в детском саду. ФГОС ДО Методическоепособие / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
2. Нищева Н.В.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципыпостроения, советы, рекомендации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. –СПб.: «ДетствоПресс», 2005.
3. Цквитария Т.А.В помощь старшему воспитателю. Книга 2: Диагностика, предметно-пространственнаясреда. – М.: ТЦ Сфера, 2014.