Коррекционныетехнологии и методы в работе с детьми с аутизмом
Абилитация аутизма проводится комплексно разнымиспециалистами: психиатрами, психологами, психотерапевтами, логопедами,специальными педагогами, музыкальными терапевтами, педиатрами иневропатологами. Используются следующие виды терапии: психофармакотерапия, физиотерапия,массаж, лечебная физическая культура, индивидуальная и семейная психотерапия,логопедическая коррекция и т.д.
К самой интенсивной программе относят АВА-терапию. Спомощью данной технологии обучают детей с расстройством аутистического спектрамногим навыкам, корректируют проблемное поведение, используя «стимулы» и«подкрепления», которые важны для данного ребёнка.
Программа занятий по АВА-терапии разрабатывается длякаждого ребенка с учётом его индивидуальных особенностей и потребности вразвитии на данный момент. Вся коррекционная работа построена с учетомприближения к повседневной жизни и имеет прикладной характер. Важным аспектомявляется тщательный подбор системы поощрений.
Программа «Система альтернативной коммуникации спомощью карточек (PECS)» способствует безречевым детям с аутизмом установитькоммуникационное взаимодействие. Концептуальные особенности данного методазаключается в использовании карточек с изображением предметов, действий, иногдана них изображены символы. Данные карточки очень часто являются единственнымсредством общения и самовыражения способствуют установлению связи с окружающиммиром. Дети могут сообщать о своих желаниях, намерениях, выражать самочувствие.
Так же данный метод используют в запуске речи, затемпостепенно уменьшают их использование, при обретении вербальных навыков
Общение с окружающими людьми для ребёнка с помощьюпрограммы РЕСS становится более доступным и является стимулом для приобретениявербальных навыков. Представителями данной программы коммуникации являютсяЛ.Фрост и Э. Бондив 1985 году.
С целью оказания коррекционной помощи детям с аутизмомпри наличии явно выраженных эмоциональных нарушений, эффективна в примененииконцепция DIR (развитие – индивидуальные различия – отношения) способствующаявыстраиванию положительного контакта с ними. Данная концепция была разработанаС. Гринспеном,детским психиатром и специалистом по коррекции эмотивных нарушений у детей.
С целью формирования социальных навыков иконструктивного решения социальных задач, для каждого ребенка разрабатываетсяпрограмма с учетом психофизиологических особенностей. Данная концепция даетвозможность приобрести способности, которые отсутствуют или патологичны впроцессе развития. Например приобретаются умения выстраиванию теплых отношенийс окружающими, целенаправленному межличностному общению.
Эффективным составляющим является метод Floortime.Работа с ребенком происходить в процессе игры на полу, на его уровне, позволяядетям заниматься любимым делом. Данная методика носит в себепсихотерапевтический характер, в специально организованной игре происходитэмоциональное развитие ребенка.
Сочетаятехнологии ABA и DIR можно достигнуть наиболее эффективных результатов, что всовокупности дает возможность использования приобретенные навыки спонтанно иосмысленно.
Также на современном этапе развития инклюзивнойпрактики активно внедряются в работу с детьми с аутизмом нейропсихологическиетехнологии, которые представляют собой совокупность специальных методов,направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга.Нейропсихологическая коррекция актуальна для ребенка любого возраста, еёприменение дает положительную динамику при дизонтогенезе различного вида, в томчисле, и при аутизме.
В работе с аутичными личностями используютсяспециальные технологии, например эстетопсихотерапию, которая в широком еепонимании в включает в себя музыкальную, танцевальную, креативную, и театральнуюсоставляющие. Эта форма помощи дает возможность использовать все видыдеятельности в жизни ребенка, стимулирует его инициативу, активность,удовлетворяет эмоциональные потребности. Наряду с эстетопсихотерапиейиспользуют и другие методы. Например, методы Арт-терапии.
Арт-терапия или лечение искусством (art – искусство,therapy – лечение) берет на вооружение самые разнообразные виды творческойдеятельности человека, с целью оказания помощи ему в решении психологическихпроблем. Очень эффективны упражнения с использованием cветоизотерапии иимаготерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с аутизмом. Процессхудожественного самовыражения напрямую связан с укреплением психическогоздоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психо- и физиопрофилактическийфактор.
В последнее время активно развивается такоенаправление помощи детям с особыми возможностями здоровья как эрготерапия.Эрготерапия – современная технология, концептуальная идея которой заключается втом, чтобы адаптировать окружающую среду под нужды конкретного человека ипомочь ему стать более самостоятельным в повседневной жизни.
Большой популярностью пользуется метод выбора А.С.Кауфмана, который предусматривает работу с аутичным с ребенком один на один втечение всего дня. Этот метод состоит метод из двух частей: первая направленана изменение точки зрения родителей и учителей на ребенка, вторая предполагаетвлияние этого нового отношения к ребенку на поведение родителей и педагоговтаким образом, что сам ребенок тоже начинает изменяться. Метод допускает то,что коммуникативные и когнитивные затруднения могут быть биологическиобусловлены.
Актуальным в работе с аутистами является прикладнойанализ поведения. Аналитическое лечение поведения при аутизме базируется наобучении малыми измеряемыми циклами систематически. Каждый навык, которыйребенок не проявляет – от относительно простых реакций, как например, смотретьна других, до сложных действий, как спонтанное общение и социальноевзаимодействие – разбивается на малые шаги. Каждому шагу обучают (частопоначалу один на один с ребенком) путем специальной реплики или инструкции.Иногда добавляют подсказку (в виде жеста, движения), чтобы ребенок начал.Правильная реакция должна сопровождаться определенным следствием. Несоответствующиереакции (вспышки гнева, стереотипия, нанесение себе повреждений, уход) незакрепляются, они требуют систематического анализа, чтобы определить, какиесобытия действуют как усилители для таких реакций.
Таким образом, с целью социализации, развития и образованиялиц с аутизмом в современной инклюзивной практике используются различныетехнологии, методы и приемы, разрабатываются и внедряются адаптированныепрограммы с учетом психологических особенностей данной категории.