ЗАНЯТИЯ В СЕНСОРНОЙКОМНАТЕ
С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ.
ЗАНЯТИЕ1.
Тема. Ознакомление с сенсорной комнатой.
Цель: ознакомить с сенсорной комнатой, правиламибезопасности во время занятий, развивать внимание, воображение, корректироватьэмоциональное состояние детей.
Оборудование: большая мягкая подушка, гелиевая лампа, тактильныеподушки, сухой бассейн.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Правила безопасности иповедения в сенсорной комнате (правила пяти «НЕЛЬЗЯ»).
1) Нельзя заходить в сенсорную комнату без психолога(воспитателя, медика).
2) Нельзя пользоваться предметами в сенсорной комнатеможно только без присмотра психолога (воспитателя, медика).
3) Нельзя прикасаться к проводам, розеткам,выключателям.
4) Нельзя переставлять предметы в сенсорной комнате безразрешения психолога (воспитателя, медика).
5) Нельзя бегать, кричать и толкать друг друга, еслиэто не предусмотрено ходом занятия.
3. Ознакомление спредметами сенсорной комнаты.
1) Поочередное включениепредметов. Правила работы с этими предметами.
2) Что можно делать с большоймягкой подушкой, тактильными подушечками и сухим бассейном.
4. Релаксационный блок.
üСухой бассейн.
5. Активационный блок.
ØСухой бассейн
ØБольшая мягкая подушка
ØТактильные подушки
6. Завершение занятия.
ЗАНЯТИЕ2.
Тема. Ознакомление с сенсорной комнатой.
Цель: ознакомить с сенсорной комнатой, правиламибезопасности во время занятий, развивать внимание, воображение, корректироватьэмоциональное состояние детей.
Оборудование: растение-фонтан, ребристая дорожка, музыкальныйцентр с набором дисков, кресло для релаксации, пузырьковая колонна длярелаксации.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Правила безопасности иповедения в сенсорной комнате (правила пяти «НЕЛЬЗЯ»).
1) Нельзя заходить в сенсорную комнату без психолога(воспитателя, медика).
2) Нельзя пользоваться предметами в сенсорной комнатеможно только без присмотра психолога (воспитателя, медика).
3) Нельзя прикасаться к проводам, розеткам,выключателям.
4) Нельзя переставлять предметы в сенсорной комнате безразрешения психолога (воспитателя, медика).
5) Нельзя бегать, кричать и толкать друг друга, еслиэто не предусмотрено ходом занятия.
3. Ознакомление спредметами сенсорной комнаты.
Поочередное включение предметов. Правила работы с этими предметами.
4. Релаксационный блок.
üКресло для релаксации.
üПузырьковая колонна длярелаксации.
üМузыкальный центр снабором CD дисков
5. Активационный блок.
ØРастение-фонтан
ØМузыкальный центр снабором CD дисков
ØРебристая дорожка
6. Завершение занятия.
7. Выключение сенсорнойкомнаты.
ЗАНЯТИЕ3.
Тема. Коррекцияэмоционального развития ребенка.
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой,выявить внутренние конфликты; диагностика поведения и особенностей общениядетей; учить сдерживать и/или проявлять эмоции.
Оборудование: растение-фонтан, большая мягкая подушка, гелеваялампа.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Правила «Пяти нельзя».
a. Нельзя заходить в сенсорную комнату без психолога(воспитателя, медика).
b. Нельзя пользоваться предметами в сенсорной комнатеможно только без присмотра психолога (воспитателя, медика).
c. Нельзя прикасаться к проводам, розеткам,выключателям.
d. Нельзя переставлять предметы в сенсорной комнате безразрешения психолога (воспитателя, медика).
e. Нельзя бегать, кричать и толкать друг друга, еслиэто не предусмотрено ходом занятия.
3. Упражнения в сухомбассейне (15 мин).
4. Сказкотерапия (15мин).
«Мы просто очень боимся за вас»
В одном большом городе на первом этаже жиласемья: папа, мама и двое детей – Миша и Маша. Мама с папой ходили на работу, аМиша и Маша – в детский садик. Они были близнецами, поэтому они ходили в однугруппу и всегда вместе играли. Папа и мама очень любили своих детей и гордилисьими, но одно их огорчало – оба ребенка очень всего боялись: боялись темноты,боялись оставаться одни дома.
Когда они ложились спать, то Миша клал рядом ссобой игрушечный пистолет, который, несмотря на то что был игрушечным, оченьгромко стрелял. А Маша – саблю из Мишиного рыцарского набора. И каждый раз,засыпая в своих кроватках, они долго крутились, прислушиваясь к каждому шороху,так что по утрам, поправляя их простыни, мама каждый раз охала.
Однажды вечером мама с папой уложили детейспать и уехали ненадолго на вокзал встречать бабушку. «Может быть, второпяхони забыли закрыть дверь», — прошептал сестре Миша, потому что вскоре вкоридоре, а затем в кухне послышались какие-то уж слишком громкие шорохи ишажки. Дети тихонько приоткрыли дверь в коридор и тут же захлопнули. Там ходилабольшая черная собака с опущенным хвостом. Дети придвинули к двери стулья,велосипеды и залезли под Машину кровать. Но вдруг страшная мысль пришла к ним:«А мама с папой, а бабушка? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Можетбыть, она бешенная и искусает их?» дети затряслись от страха и тихонькозаплакали. Потом как-то сразу Миша взял свой пистолет, а Маша саблю. «Я испугаюее», — сказал Миша. «А я побью ее», — сказала Маша. Дети разобрали завал околодвери и вышли в коридор. Миша загрохотал пистолетом, а Маша застучала саблей постене, потом по батарее. «Пошла вон!» — закричали они хором. Собака выскочила,а дети заперли за ней дверь. Вскоре пришли родители. Они были оченьвстревожены. Соседка предупредила, что от их двери бежала большая чернаясобака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались: они гордилисьтакими детьми. «Но как же вам удалось прогнать такую страшную собаку?» — спросилиони. А дети отвечали: «Мы просто очень боялись за вас».
5. Игра «Как струитсяфонтан».
Какструится фонтан?
Поплечам, по спине.
Онбежит по рукам,
Онструится по мне…
6. Наблюдение за гелевойлампой «Я спокойный и счастливый».
Яспокойный, я счастливый,
Я –прекраснее всех в мире!
Мнене нужно волноваться,
Я –пушинка в этом мире…
7. Упражнения в сухомбассейне (10 мин).
8. Завершение занятия.Выключение сенсорной комнаты.
ЗАНЯТИЕ4.
Тема. Коррекцияэмоционального развития ребенка.
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой,выявить внутренние конфликты; диагностика поведения и особенностей общениядетей; учить сдерживать и/или проявлять эмоции.
Оборудование: кресло для релаксации, музыкальный центр с наборомдисков, гелиевая лампа.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Правила «Пяти нельзя».
a. Нельзя заходить в сенсорную комнату без психолога(воспитателя, медика).
b. Нельзя пользоваться предметами в сенсорной комнатеможно только без присмотра психолога (воспитателя, медика).
c. Нельзя прикасаться к проводам, розеткам,выключателям.
d. Нельзя переставлять предметы в сенсорной комнате безразрешения психолога (воспитателя, медика).
e. Нельзя бегать, кричать и толкать друг друга, еслиэто не предусмотрено ходом занятия.
3. Кресло для релаксации+ музыка.
Прикройглаза. Глубоко вдохни и спокойно выдохни. Представь, что ты – пушинка, котораяспокойно и тихо парит в воздухе. Тебе тепло и уютно. Твои глаза закрыты,дыхание спокойное и легкое. Ты слышишь приятные звуки. Это шумит морскойприбой. Он нежно ласкает твои босые ножки. Оглянись вокруг себя. Ты на пляже.Лежишь на золотом, теплом песке, загораешь, отдыхаешь. Музыка затихает. Сделайглубокий вдох и медленный выдох. Открой глаза.
4. Наблюдение за гелевойлампой «Я спокойный и счастливый».
a. Я спокойный, ясчастливый,
b. Я – прекраснее всехв мире!
c. Мне не нужноволноваться,
d. Я – пушинка в этоммире…
5. Упражнения в сухомбассейне (10 мин).
6. Завершение занятия.
ЗАНЯТИЕ5.
Тема. Коррекцияэмоционального развития ребенка.
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой, выявитьвнутренние конфликты; диагностика поведения и особенностей общения детей; учитьсдерживать и/или проявлять эмоции.
Оборудование: сухой бассейн, звездное небо, музыкальный центр снабором дисков.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Правила «Пяти нельзя».
a. Нельзя заходить в сенсорную комнату без психолога(воспитателя, медика).
b. Нельзя пользоваться предметами в сенсорной комнатеможно только без присмотра психолога (воспитателя, медика).
c. Нельзя прикасаться к проводам, розеткам,выключателям.
d. Нельзя переставлять предметы в сенсорной комнате безразрешения психолога (воспитателя, медика).
e. Нельзя бегать, кричать и толкать друг друга, еслиэто не предусмотрено ходом занятия.
3. Упражнения в сухом бассейне+ звездное небо.
4. Сказкотерапия + зеркальныйшар.
Сказка «Маленькая Луна»
Луна, которая каждую ночь появляется на небе,тоже когда-то была маленькой.
Ее детство было беззаботным и счастливым, нолишь одно ее тяготило: она боялась темноты, поэтому появляться одной на черномночном небе, как следует Луне, ей было очень страшно.
С наступлением сумерек ее знакомые звездочкиодна за другой высыпали над Землей и звали маленькую Луну с собой. Онирассказывали ей, как прекрасно ночное небо и насколько оно преобразится с ееприходом. Звездочки убеждали Луну, что нет ничего удивительней наступавшейтемноты с ее загадочной красотой.
Но маленькая Луна не могла побороть страхаперед ночной стихией. Ей казалось, что в темноте бродят ужасные чудовища. Ночьнаселяла поверхность Земли, которой Луна любовалась днем, зловещими приведениями.
Маленькая Луна грустила о том, что невеселится со звездочками и не радует собою, живущих на Земле. «Что же я заЛуна, если не чувствую себя королевой ночи и из-за своего страха не знаю всехее чудес», — думала она.
Луна так долго не появлялась в ночном небе,что некоторые уже начали злословить по этому поводу, сомневаясь в ееподлинности. Ей это было очень обидно и больно.
Но однажды случилось кое-что, что заставиломаленькую Луну появиться на ночном небе. В ту ночь небо услышало крики о помощикакого-то заблудившегося человека. В ночной мгле прохожий не мог найти дорогудомой. Света всех звезд оказалось недостаточно, чтобы осветить ему дорогу.Тогда мудрый ветер прилетел к Луне и сказал: «Луна, только твой ослепительныйсвет способен указать человеку путь к дому». Ты сама знаешь, как страшно бываетсовсем одной в ночном мраке. Только твоя способность светить может помочь ему.Покажись на небе, заставь свой страх на время отступить!».
Маленькая Луна послушалась мудрого ветра,пересилила страх и появилась на небе. При ее появлении над Землей ночная мглаотступила. И Луна вдруг увидела то, что никак не ожидала увидеть: зловещиечудовища и приведения, которые раньше так пугали ее, под ее мягким светомоказались вовсе не страшными, а милыми, добродушными, удивительными существами.Луна почувствовала, что совсем не ощущает страха.
Она и остальныенебесные обитатели так заигрались, что превратили глухую темноту в сказочнуюволшебную ночь. Никогда еще никем так не восхищались, как ею. Маленькая Луна совсех сторон слышала восторженные возгласы и благодарность.
5. Упражнения в сухомбассейне + музыка.
6. Завершение занятия.
7. Выключение сенсорнойкомнаты.
ЗАНЯТИЕ6.
Тема. Коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальнойдеятельности.
Цель: развивать сенсомоторные функции, наглядно-образное исловесно-логическое мышление; обучать детей различным предметно-практическимманипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета; обучать детейиспользованию вспомогательных предметов (орудийные действия), формировать наглядно-образноемышление в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.
Оборудование: кресло для релаксации, пузырьковая колонна, ребристаядорожка.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Правила «Пяти нельзя».
a. Нельзя заходить в сенсорную комнату без психолога(воспитателя, медика).
b. Нельзя пользоваться предметами в сенсорной комнатеможно только без присмотра психолога (воспитателя, медика).
c. Нельзя прикасаться к проводам, розеткам,выключателям.
d. Нельзя переставлять предметы в сенсорной комнате безразрешения психолога (воспитателя, медика).
e. Нельзя бегать, кричать и толкать друг друга, еслиэто не предусмотрено ходом занятия.
3. Растяжка «Половинка».
И. п. – сидя в кресле. Общее напряжение тела.Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх – низ (напряжение верхнейполовины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее(напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правойноги, а затем правой руки и левой ноги.
4. Наблюдение запузырьковой колонной.
5. Глазодвигательноеупражнение.
И. п. – сидя в кресле. Голова фиксирована. Глазасмотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четыремосновным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям(по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производитсясначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец,около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 с) сфиксацией в крайних положениях. Причем удержание должно быть равным подлительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражненийдля привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать пузырьковуюколонну. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за рыбками, затем запредметом, перемещаемым взрослым, потом учится передвигать его самостоятельно,удерживая сначала в правой, потом в левой руке, а затем в обеих руках вместе.Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда,следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, покаудержание не станет устойчивым.
6. Занятия на ребристойдорожке.
7. Дыхательноеупражнение.
И. п. – сидя на большой мягкой подушке. Вдох. Детямпредлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик,например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. Привдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
8. Завершение занятия.
ЗАНЯТИЕ7.
Тема. Коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальнойдеятельности.
Цель: развивать сенсомоторные функции, наглядно-образное исловесно-логическое мышление; обучать детей различным предметно-практическимманипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета; обучать детейиспользованию вспомогательных предметов (орудийные действия), формироватьнаглядно-образное мышление в процессе конструктивной и изобразительнойдеятельности.
Оборудование:музыкальный центр с набором дисков, большая мягкаяподушка, тактильные подушки.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Правила «Пяти нельзя».
a. Нельзя заходить в сенсорную комнату без психолога(воспитателя, медика).
b. Нельзя пользоваться предметами в сенсорной комнатебез присмотра психолога (воспитателя, медика).
c. Нельзя прикасаться к проводам, розеткам,выключателям.
d. Нельзя переставлять предметы в сенсорной комнате безразрешения психолога (воспитателя, медика).
e. Нельзя бегать, кричать и толкать друг друга, еслиэто не предусмотрено ходом занятия.
3. Упражнения дляразвития мелкой моторики рук.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
И. п. – сидя на большой мягкой подушке. Поочередно икак можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большимпальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется впрямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца куказательному пальцу) порядке. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно,затем обоими вместе.
4. «Кулак – ребро –ладонь».
Ребенку показывают три положения руки на плоскостипола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатаяв кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскостипола. Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти (8-10повторений). Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затемдвумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполненииинструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»),произносимыми вслух или «про себя».
5. Функциональноеупражнение «Послушать тишину».
Цель: формирование произвольной регуляциясобственной деятельности, развитие аудиального гнозиса.
И. п. – сидя в кресле. Закрыть глаза и последовательнослушать звуки (музыкальный центр), свое дыхание, биение сердца.
6. Занятия с тактильнымиподушками.
7. Функциональноеупражнение с правилами «зайчики Солар».
Цель: формирование внимания и произвольной регуляциисобственной деятельности. Дети сидят в креслах, или лежат на полу. Инструкторпроизносит команды: «зайцы» (дети в это время должны подтянуть ноги к животуноги), «убегают» (дети протягивают руки к бликам на потолке), «попрощаемся»(дети встают и машут руками), «снова прибежали» (дети хлопают в ладоши),«Солар» (дети берутся за руки и ходят в хороводе под бликами прибора «Солар»).Затем игра повторяется, но ведущим становится один из детей.
8. Функциональноеупражнение «Море волнуется…».
Цель: развитие концентрации внимания идвигательного контроля, элиминация импульсивности.
Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате,принимая различные позы. Инструктор произносит: «Море волнуется – раз! Мореволнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура – замри!» Дети замирают водной из поз. По команде инструктора «отомри!» упражнение продолжается.
9. Завершение занятия.
ЗАНЯТИЕ8.
Тема. Релаксационные упражнения.
Цель: освоить и закрепить позы покоя и расслабления мышцрук, ног; развивать межполушарное взаимодействие; развивать навыки сотрудничестваи двигательного контроля.
Оборудование: сухой душ, сухой бассейн, звездное небо, большаямягкая подушка, музыкальный центр.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Правила «Пяти нельзя».
a. Нельзя заходить в сенсорную комнату без психолога(воспитателя, медика).
b. Нельзя пользоваться предметами в сенсорной комнатебез присмотра психолога (воспитателя, медика).
c. Нельзя прикасаться к проводам, розеткам,выключателям.
d. Нельзя переставлять предметы в сенсорной комнате безразрешения психолога (воспитателя, медика).
e. Нельзя бегать, кричать и толкать друг друга, еслиэто не предусмотрено ходом занятия.
3. «Поза покоя».
Необходимо сесть в кресло, опереться на спинку, рукисвободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покояпроизносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами: «Всеумеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, но пока не все умеют расслабляться,отдыхать. Есть у нас игра такая – очень легкая, простая, замедляется движенье,исчезает напряженье… И становится понятно – расслабление приятно».
4. Психолог-инструкторвключает ковер «Млечный путь» и проводит релаксацию. В конце дети делятсясвоими ощущениями и впечатлениями от занятия. + музыка.
5. Релаксация«Лучики».
«Представьте себе, что ноги загорают на солнышке(вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ногинапряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми сталиего мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Ониустали, а теперь отдыхают, расслабляются; Как хорошо, приятно стало. Вдох –пауза, выдох – пауза.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим… Держим… Напрягаем…
Загораем!… Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, расслаблены. Включаем релаксационную музыку«Солнечный полдень». Дети закрывают глаза, и психолог проводит релаксацию «Загораем»+ ароматерапия.
6. Релаксация«Кораблик».
(Большая мягкая подушка). «Представьте себе, что вы на корабле. Качает.Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, леваярасслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямитесь!Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь.Вдох – пауза, выдох – пауза.
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем»
Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите вниманиеребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног.
После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позупокоя. Дети усаживаются в кресла. Закрывают глаза. Инструктор:
«Снова руки на колени,
А теперь немного лени…
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело…
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко».
7. Психолог проводит релаксацию«В море». Используется релаксационная музыка «Шум океанского прибоя».
Такая восьмичастная структура повторяется на каждом занятии. Меняется иусложняется содержание упражнений. При этом используются разные возможностиоборудования.
8. Дыхательноеупражнение.
Используется ковер «Млечный путь». И. п. — сидя в кресле. Выдох,открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, выдыхая, когда на коврезагорается синяя звездочка, вдыхая, когда загорается красная звездочка.
9. Завершение занятия.
ЗАНЯТИЕ9.
Тема. Развитие когнитивных качеств.
Цель: освоить и закрепить позы покоя и расслабления мышцрук, ног; развивать межполушарное взаимодействие; развивать навыки сотрудничестваи двигательного контроля.
Оборудование: пузырьковая колонна, трехмерные предметы (мяч, куб,стул), кресло для релаксации.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Правила «Пяти нельзя».
a. Нельзя заходить в сенсорную комнату без психолога(воспитателя, медика).
b. Нельзя пользоваться предметами в сенсорной комнатебез присмотра психолога (воспитателя, медика).
c. Нельзя прикасаться к проводам, розеткам,выключателям.
d. Нельзя переставлять предметы в сенсорной комнате безразрешения психолога (воспитателя, медика).
e. Нельзя бегать, кричать и толкать друг друга, еслиэто не предусмотрено ходом занятия.
3. Когнитивныеупражнения.
«Визуализация цвета».
И. п. – сидя на полу. Дети смотрят на пузырьковуюколонну с рыбками. Психолог-инструктор обращает внимание на смену цвета воды.Детям предлагается мысленно заполнить свое тело каким-либо цветом (красным,синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание детей насохранении цвета ярким и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве илиразличии цветов, тогда они станут более четкими. Для каждого цвета можноподобрать телесную позу, которая поможет визуализировать цвет.
«Визуализация трехмерного объекта».
И. п. – сидя на полу, глаза закрыть. Детям предлагаетсяпредставить любой трехмерный объект (мяч, стул, глобус) и изучать каждую частьобъекта, представив ее мысленно. Затем необходимо также мысленно изменитьразмер, форму, цвет. Потом предлагается представить трехмерным ковер «Млечныйпуть» и отправиться в космическое путешествие на звезду своей мечты
4. Коммуникативноеупражнение «Головомяч».
Участники разбиваются на пары или тройки, ложатся напол голова к голове. Между головами находится мяч, который необходимо поднять спомощью голов и подняться самим. Некоторое время можно передвигаться покомнате, удерживая мяч головами.
5. Релаксация.
Кресло для релаксации + музыка.
6. Завершение занятия.
