ЗАНЯТИЯ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ
ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Занятия всенсорной комнате включают:
1. Релаксационный блок
ØРастение-фонтан
ØГенератор запахов созвуками природы и ароматами природы
ØМузыкальный центр снабором CD дисков для релаксации:
§ «Шум океанского прибоя»
§ «Тропический дождевой лес»
§ «Шелест ветра»
§ «Солнечная поляна»
§ «Пение птиц»
ØКресло сенсорное длярелаксации
ØПузырьковая колонна длярелаксации
ØЗеркальный шар
ØБольшая мягкая подушка
ØЗвездное небо
ØСухой бассейн
ØПламя
2. Активационный блок
üСухой бассейн
üРастение-фонтан
üЗеркальный шар
üБольшая мягкая подушка
üМузыкальный центр снабором CD дисков
üЗеркало
üРебристая дорожка
В сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко-и ароматерапии для воздействия на состояние человека через соответствующиеорганы чувств.
Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего еёсимптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно восенне-зимний период). Элементарные частицы света — фотоны — воздействуют напроцессы, происходящие в организме:
• осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутриорганизма между клетками, тканями и органами;
• улучшают состояние иммунной системы;
• регулируют функции многих гормонов;
• задают и поддерживают ритм суточных колебаний;
Цветотерапия используется для влияния на настроение иобщее состояние человека. Уже сотни лет назад египтяне строили целительныехрамы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давалоразные результаты. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организмнекоторых цветов:
КРАСНЫЙ — активизирует, стимулирует;
ОРАНЖЕВЫЙ — восстанавливает, согревает, стимулирует;
ЖЕЛТЫЙ — укрепляет, тонизирует;
ЗЕЛЕНЫЙ — компенсирует энергетические потери, ослабляетнапряжение, успокаивает;
СИНИЙ — успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.
ФИОЛЕТОВЫЙ — вдохновляет, успокаивает, снимаетнапряжение.
Звукотерапия — одно из наиболее интересных и покамалоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффектэтой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующихс отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на рядболее узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и в последнеевремя получила большое признание музыкотерапия.
Музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный нацелительном воздействии музыки на психологическое состояние. С древних временизвестно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровьячеловека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятныхслуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральнуюнервную систему. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. Припассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальныепроизведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья.
Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозгачеловека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма. К ещеодному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнести лечение звукамиприроды. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органичновписывается во многие направления традиционной медицины, в частности, впсихотерапию.
ЗАНЯТИЕ1.
Тема. Релаксация.
Цель: комплексное расслабление мышц тела, восстановление эмоциональногофона.
Оборудование: кресло для релаксации, пузырьковая колонна, большаямягкая подушка, сухой бассейн.
Ход занятия.
1. Ознакомление ссенсорной комнатой.
2. Первая релаксация.
Расположились поудобнее, прикрыли глаза. Отпустили, растворили всемысли, все проблемы дня и ожидания вечера. Сосредоточились только на себе, насвоем теле, на всех его ощущениях. Зафиксировали внимание на кончиках пальцевног, ступне. Поднялись вниманием выше к икрам, коленям. Все клеточки нашеготела расслаблены, они здоровые и красивые. Поднимаемся вниманием выше по телу.Бедра, низ живота, живот. Вспоминаем, где находится наша печень. Улыбнитесь ей.Все ее клеточки здоровые и красивые. Желудок. Все его протоки, все его клеточкиздоровые и красивые. Если вас что-то беспокоит, обратите на это свое внимание.Улыбнитесь органам. Все их клеточки здоровые и красивые. Поднимаемся вниманиемвыше. Легкие, сердце.… Мысленно наполняем теплотой и комфортом пальцы рук,кисти, предплечья, плечи. Все клеточки приятно расслабленны, здоровые икрасивые. А мы поднимаемся выше и нежно касаемся шеи, основания черепа.Задерживаемся на лице. Можно руками нежно погладить щеки, лоб, нос, брови, уши.Далее поднимаемся вниманием к голове. Можно помассировать кожу головы подволосами. Еще минут держим вниманием все наше тело, все его органы, все егоклеточки. Улыбаемся ему. Оно самое красивое, самое сильное, самое молодое. Всеего клеточки здоровые и красивые.
Отпустили сосредоточенность, открыли глаза.
3. Вторая релаксация.
Перед вами сенсорные предметы.
Пузырьковая колонна.
Расслабились. Просто, спокойно и легко следим, как пузырьки поднимаютсяк верху. Представьте, что эти маленькие воздушные шарики бегут по вашему телу,поглаживая и массажируя его. Они нежные и мягкие, легкие, они скользят,придавая ощущение полета и покоя. Журчание воды гладит ухо, словно нежнаяколыбельная. Вы легки и свободны, как эти шарики. Беззаботны, раскованы,счастливы. Вам некуда спешить. Вы позволили себе несколько минут сладкогоспокойствия, расслабления, комфорта. Еще несколько минут помечтайте о самомприятном для вас.
Можно медленно встать, потянуться.
А теперь посмотрите в зеркало.
Вы изменились? Как вы выглядите сейчас.
4. Завершение занятия.
ЗАНЯТИЕ2.
Тема. Общая релаксация. Стимуляция мышечной активности.
Цель: расслабление нервной системы, восстановление эмоционального фона,стимуляция мышечной системы.
Оборудование: кресло для релаксации, большая мягкая подушка, сухойбассейн, пузырьковая колонна, сухой душ, тактильные подушки, ребристая дорожка.
Ход занятия.
1. Приветствие.
2. Релаксация.
Расположились поудобнее, прикрыли глаза. Отпустили,растворили все мысли, все проблемы дня и ожидания вечера. Сосредоточилисьтолько на себе, на своем теле, на всех его ощущениях. Зафиксировали внимание накончиках пальцев ног, ступне. Поднялись вниманием выше к икрам, коленям. Всеклеточки нашего тела расслаблены, они здоровые и красивые. Поднимаемсявниманием выше по телу. Бедра, низ живота, живот. Вспоминаем, где находитсянаша печень. Улыбнитесь ей. Все ее клеточки здоровые и красивые. Желудок. Всеего протоки, все его клеточки здоровые и красивые. Если вас что-то беспокоит,обратите на это свое внимание. Улыбнитесь органам. Все их клеточки здоровые икрасивые. Поднимаемся вниманием выше. Легкие, сердце.… Мысленно наполняемтеплотой и комфортом пальцы рук, кисти, предплечья, плечи. Все клеточки приятнорасслабленны, здоровые и красивые. А мы поднимаемся выше и нежно касаемся шеи,основания черепа. Задерживаемся на лице. Можно руками нежно погладить щеки,лоб, нос, брови, уши. Далее поднимаемся вниманием к голове. Можно помассироватькожу головы под волосами. Еще минут держим вниманием все наше тело, все егоорганы, все его клеточки. Улыбаемся ему. Оно самое красивое, самое сильное,самое молодое. Все его клеточки здоровые и красивые.
Отпустили сосредоточенность, открыли глаза.
3. Стимуляция мышечнойактивности.
Разогрейте ладони. Потрите их друг о друга.Помассируйте лицо кончиками пальцев по массажным линиям. Очень нежно.Помассажируйте кожу головы под волосами.
Напрягите икры и колени. Подержите 5, 6, 7, 8. Расслабьтемышцы. Напрягите бедра и ягодицы. 5, 6, 7, 8. Расслабьтесь. Пресс 5, 6, 7, 8.Расслабьтесь. Руки. 5, 6, 7, 8. Расслабьтесь.
Потянитесь, ощущая, как расслабляется каждая мышца вашеготела.
Находясь в сухом бассейне, помассажируйте мячиками тело.Там, где чувствуете напряжение. Возьмите мячики в руки. Сожмите немного,расслабьте ладонь. Повторите упражнение несколько раз.
Пройдите по ребристой дорожке. На ступнях много нервныхокончаний, отвечающих за все органы. Постарайтесь прочувствовать каждуюклеточку, относясь к ней с любовью и радостью.
Возьмите тактильные подушки. Помните их в руках,пошелестите. Можно стать на них ногами и потоптаться.
4. Вторая релаксация.
Пузырьковая колонна.
Расслабились. Просто, спокойно и легко следим, как пузырьки поднимаютсяк верху. Представьте, что эти маленькие воздушные шарики бегут по вашему телу,поглаживая и массажируя его. Они нежные и мягкие, легкие, они скользят,придавая ощущение полета и покоя. Журчание воды гладит ухо, словно нежнаяколыбельная. Вы легки и свободны, как эти шарики. Беззаботны, раскованы,счастливы. Вам некуда спешить. Вы позволили себе несколько минут сладкогоспокойствия, расслабления, комфорта. Еще несколько минут помечтайте о самомприятном для вас.
Можно медленно встать, потянуться.
Сухой душ.
Нежные шелковые ленточки касаются вас, гладят руки. Это маленький,легкие ручейки, которые струятся по телу, то охлаждая его и освежая, тосогревая и взбадривая.
А теперь посмотрите в зеркало.
Вы изменились? Как вы выглядите сейчас.
5. Завершение занятия.