X-PDF

Коррекция устной и письменной деятельности

Поделиться статьей

Упражнения по формированию связной речи.

Упражнение 1.

Цель:

  1. Развивать умение сравнивать, анализировать.
  2. Воспитывать самостоятельность в принятии решений.

Оборудование:

  • мультимедиа;
  • карточки с «лишними» словами.

Выполняется в устной форме. 1 и 2 группа –самостоятельно по карточкам, 3 и 4 – при помощи учителя.

Найди в каждой группе прилагательных лишнее.Объясни, почему оно лишнее.

  1. Горький, розовый, солёный, сладкий, пресный.
  2. Лиловый, фиолетовый, красный, оранжевый, шёлковый.
  3. Молодой, гигантский, огромный, большой, громадный.
  4. Грубый, ласковый, нежный, тонкий.
  5. Утренний, морозный, вечерний, ночной.
  6. Прекрасный, старый, пожилой, юный, молодой.
  7. Холодный, морозный, жаркий, жуткий.

Упражнение 2.

Цель:

  1. Преодолевать инертность психических процессов.
  2. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование:

  • запись на доске или мультимедиа;
  • индивидуальные карточки со словами (10 слов).

Выполняется коллективно со всей группойучащихся. Замени выделенное сочетание прилагательными. Составь предложения с полученнымисловосочетаниями.

  1. Известие, принёсшее радость.
  2. Дождь, после которого начинают расти грибы.
  3. Горка, покрытая льдом.
  4. Лес, в котором растут только сосны.
  5. Дно, покрытое песком.
  6. Цветок, который растёт в комнате.
  7. Песня, навеявшая грусть.
  8. Поезд, который перевозит пассажиров.
  9. Вагон, в котором перевозят багаж.
  10. Кисель, приготовленный из клюквы.

Учащимся 1 и 2 группы предлагается записатьколлективно составленные предложения. 3 группа – списывает с карточки. 4 группаработает над чтением составленных предложений вместе с учителем.

Упражнение 3.

Цель:

  1. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
  2. Вырабатывать умение преодолевать трудности.

Оборудование.

  • карточки с данными существительными;
  • картинки или рисунки дождливой осени, туманного утра, летнего жаркого дня.

Выполняется в устной форме. Фронтальный видработы.

  1. Образовать прилагательные от данных существительных:
  • Осень, дождь.
  • Утро, туман.
  • Вечер, прохлада.
  • Лето, зной.
  • Составить словосочетания, состоящие из данных существительных и образованных от них прилагательных:
    • Осенний дождь.
    • Дождливая осень.
  • Составить предложения с полученными словосочетаниями:
    • На дворе моросит мелкий осенний дождь.
    • В этом году выдалась дождливая осень.

    Усвоение слов обобщающего характера.

    Упражнение 4.

    Цель:

    1. Развивать умение группировать предметы.
    2. Формировать навык самоконтроля.

    Оборудование: одинаковые наборы предметных картинок для каждой группы учащихся.

    1, 2, 3 группы выполняют самостоятельно вписьменном виде. 4 группе предложены картинки, которые нужно разложить на двегруппы. При проверке задания учащиеся читают записанные слова, 4 группасопровождает чтение показом картинок. Продолжи список слов.

    1. Одушевлённые имена существительные: (кто?) кошка, волк, воробей, …
    2. Неодушевлённые имена существительные: (что?) солнце, дерево, мяч, …

    Упражнение 5.

    Цель:

    1. Расширять активный словарь.
    2. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

    Оборудование: мультимедиа.

    Выполняется коллективно в устной форме. Идётфронтальная беседа о профессиях родителей, о родном городе. Подбери конкретныеимена существительные. Поставь к ним вопросы.

    1. Профессии людей: (кто?) столяр, слесарь, …
    2. Птицы: ( …?) …
    3. Деревья: ( …?) …
    4. Дни недели: ( …?) …
    5. Города: ( …?) …
    6. Имена людей: ( …?) …
    7. Цветы: ( …?) …
    8. Домашние животные: ( …?) …

    Упражнение 6.

    Цель:

    1. Упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные признаки.
    2. Воспитывать умение анализировать свою деятельность.

    Оборудование:

    • тематические предметные картинки;
    • сигнальные карточки.

    1 группа выполняет самостоятельно в письменномвиде. 2, 3, 4 группы с помощью учителя устно. Из данных ниже слов выделите исгруппируйте слова, которые обозначают растения и места, где они растут:

    • деревья;
    • злаки;
    • грибы;
    • цветы;
    • ягоды;
    • места, где растут растения.

    Ельник, пион, дубрава, мак, бор, болото,боровик, тайга, рис, рыжик, клюква, кедр, пальма, василёк, роза, брусника,шиповник, рожь, рябина, берёза, одуванчик, клумба, овёс, подберёзовик,березняк, сыроежка, пшеница, поле, тюльпан, кукуруза, дуб, малина, парк,незабудка, черника, приусадебный участок, маслёнок, сосна, оазис, земляника,ель, роща, степь, смородина, кабачок, арбуз, помидор, бахча, сад, груша,огород, дыня, вишня.

    Работа над усвоением значения слова всловосочетании, предложении.

    Упражнение 7.

    Цель:

    1. Развивать словесно-логическую память.
    2. Вырабатывать положительные привычки поведения.

    Оборудование: мультимедиа.

    Выполняется всеми письменно. Подобрать ксуществительным подходящие по смыслу прилагательные.

    1. Туча (медная, свинцовая, цинковая).
    2. Нервы (оловянные, серебряные, стальные).
    3. Аппетит (волчий, кроличий, тигровый).
    4. Здоровье (медное, стальное, железное).
    5. Услуга (заячья, лисья, медвежья).
    6. Желание (сильное, крепкое, могучее).
    7. Спор (горячий, огненный, тёплый).
    8. Встреча (тёплая, жаркая, горячая).

    Упражнение 8.

    Цель:

    1. Учить строить умозаключения.
    2. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям.

    Оборудование:

    • карточки со словосочетаниями;
    • предметные картинки.

    Выполняется коллективно устно. Составитьпредложения с данными словосочетаниями.

    1. Глубокая река, глубокая старость.
    2. Горькая редька, горькая правда.
    3. Крепкий чай, крепкая дружба.
    4. Стальной нож, стальной характер.
    5. Каменный дом, каменное сердце.
    6. Мягкий диван, мягкий климат.

    Упражнение 9.

    Цель:

    1. Развитие экспрессивной стороны речи.
    2. Воспитывать чувство товарищества.

    Оборудование: карточкисо словосочетаниями у каждого учащегося.

    Выполняется коллективно устно. Объяснитеданные ниже словосочетания; дайте им определения по образцу. Составьте с каждымсловосочетанием по два предложения.

    Образец. Овощноймагазин – это магазин, в котором продают овощи. В наш овощной магазин завезли вмае свежие огурцы. Машина остановилась у овощного магазина.

    • Обувной магазин, продовольственная палатка, хозяйственный магазин, промтоварная палатка, книжный киоск.

    Развитие функции словоизменения исловообразования.

    Упражнение 10.

    Цель:

    1. Развивать целенаправленность внимания.
    2. Воспитывать самоконтроль.

    Оборудование:

    • схемы частей слова;
    • сигнальные карточки для самопроверки.

    Дети записывают слова под диктовку, затемобъясняют, выделяют корень слова. Объясните значение данных слов. Какая частьслова помогает это сделать?

    • Земляника, перина, шиповник, лесник, среда, победитель, садовник.

    Упражнение 11.

    Цель:

    1. Развивать силу внимания (не замечая посторонних раздражителей).
    2. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям.

    Оборудование: мультимедиа.

    Фронтальная работа. Руководствуясь смыслом ирифмой, закончить предложения словами с безударными гласными в корне.

    1. Пришла весна, поют скворцы,
      Бегут ручьи во все … (концы).
    2. Жгуч мороз трескучий,
      На дворе темно;
      Серебристый иней
      Запушил … (окно).
    3. Падают легки, как воздух,
      Белые снежинки – звёзды.
      А поймаешь – нет звезды:
      Только капельки … (воды).
    4. Двое мальчиков вчера.
      Подрались среди … (двора).
    5. Уж тает снег, бегут ручьи,
      В окно повеяло весною.
      Засвищут скоро соловьи,
      И лес оденется … (листвою).

    Упражнение 12.

    Цель:

    1. Совершенствовать грамматический строй речи.
    2. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

    Оборудование: карточкис текстом заданий у учащихся каждой группы.

    Выполняется в парах. Учащиеся помогают другдругу. Предложения записываются. С учащимся 4 группы ведётся индивидуальнаяработа. Закончите предложения, используя данные ниже слова.

    1. Наша школа находится недалеко от . . .
    2. Мы живём около . . .
    3. Стадион находится у . . .
    4. Мои друзья живут напротив . . .
    5. Гостиница находится вблизи . . .
    6. Поезд шёл мимо . . .
    7. Трибуны расположены вокруг . . .

    Слова для справок: парк, бассейн, станция, остановка, центр города, почта, вокзал.

    Усвоение предикативных отношений внутриречевого высказывания.

    Упражнение 13.

    Цель:

    1. Активизировать мыслительную и творческую деятельность.
    2. Формировать умение добиваться результата.

    Оборудование:

    • мультимедиа;
    • схемы предложений.

    Выполняется коллективно устно. Затем записьсоставленного текста под диктовку учителя с комментированием у доски. Дана тема«Вечер» и три нераспространённых предложения.

    • Догорает заря. Лес затих. Птица скрылась.

    Посмотрите, как можно этот маленький текстсделать интереснее. Найдём «друзей» подлежащему и сказуемому, опираясь насхемы.

    Формирование внутреннего программированияречевого высказывания

    Упражнение 14.

    Цель:

    1. Учить строить предложения по принципу сочинения, подчинения.
    2. Формировать навыки потребности в труде.

    Оборудование: сериясюжетных картинок.

    Учащиеся 1, 2 группы выполняют самостоятельно.3 и 4 группы – с помощью учителя. Посмотрев внимательно на четыре картинки,ответь письменно на вопросы.

    1. Кто отдыхал под кустом?
    2. Кто заметил следы зайца?
    3. Что стала делать лиса?
    4. Что сделала сорока?
    5. Почему убежал заяц?

    Используйте в своих ответах слова: сталаподкрадываться, застрекотала, сигнал тревоги.

    Упражнение 15.

    Представленная информация была полезной?
    ДА
    58.69%
    НЕТ
    41.31%
    Проголосовало: 990

    Цель:

    1. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
    2. Воспитывать доброжелательность.

    Оборудование: сериясюжетных картинок.

    Выполняется индивидуально с каждым учащимся.Детям предложена серия сюжетных картинок.

    Задания:

    1. Запомнить последовательность картинок, а затем восстановить их по памяти.
    2. Найти лишнюю картинку.
    3. Найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок.

    Упражнения на развитие слогового анализа исинтеза:

    Упражнение 1.

    Цель: Выделениегласного звука из слога.

    Задания: 1)Назватьтолько гласный звук слога: ах, то, ло, ва, кра.

    2)Записать только гласные буквы слогов: ус, ом, но, ру, зол.

    Упражнение 2.

    Цель: Выделениегласных звуков из слова.

    Задания1)Назватьгласный звук. Сказать, где он находится в начале, в середине или в конце слова.

    На начальном этапе работы предлагаются односложные словаразличной структуры (ус, на, мак, волк, двор). Дети определяют, какой гласныйзвук в слове и его место (начало, середина, конец). Составляется графическаясхема слова: слово обозначается прямой линией, гласный звук — кружочком. Взависимости от места гласного звука кружочек ставится либо в начале, либо всередине, либо в конце предлагаемой графической схемы:

    2)Записать на схеме только гласные слова. Например, слово кошка обозначаетсятак:

    О А

    3) Назвать гласные звуки, выложить буквы из разрезной азбуки,обозначающие эти звуки (деление слова на слоги и условно-графическая запись).

    Например: Собака

    О А А

    4)Составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус;воз, ро, па; вар, мо, са.

    Упражнение 3.

    Цель: Выделениеударного гласного звука. Для усвоения правила на правописание безударныхгласных.

    Задания:1)Назватьударный (самый громкий слог) слова.

    Сначала ударный слог интонируется логопедом, произносится сбольшей силой и длительностью. Предлагаются слова, которые начинаются сударного слога: а) двусложные — мама, парус; б) трехсложные — дерево. Далеедаются слова с ударением на последнем слоге: а) двусложные слова — вода, дача;б) трехсложные — молоко, самолет. И, наконец, предлагаются трехсложные слова сударением в середине слова — работа, машина.

    2)Записать слова по слогам, подчеркнуть ударный слог. Нос,машина, рука, самолет.

    Упражнения на развитие анализа структурыпредложения:

    Упражнение 1.

    Цель: Формированиеумения определять количество, последовательность и место слов в предложении.

    Задания1)Определитьграницы предложения в тексте:

    Когда я был маленький меня отвезли жить к бабушке у бабушки надстолом была полка а на полке пароходик я такого никогда не видал он был совсемнастоящий только маленький.

    2)Составить предложение из слов, данных в беспорядке. Например,даются слова: грядке, на, огурцы, растут.

    3)Составить графическую схему предложения: предложениеобозначается целой полоской, слова — маленькими полосками.

    Например: Летом ярко светит солнце

    Упражнения на развитие фонематическогоанализа и синтеза:

    Упражнение 1.

    Цель: Вычленениепервого и последнего звука из слова, дифференциация звуков.

    Задания1)Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками. Логопед называет слово. Ученикзакрывает картинку той буквой, с которой начинается, заканчивается слово.Например, картинка с изображением облака закрывается буквой О, И т.д.

    2) Изменить первый звук слова. Логопед называет слово. Детиопределяют первый звук слова. Далее им предлагается заменить этот первый звук вслове на другой. Например, в слове «гость» заменитьзвук [г]на звук [к],в слове «карта» заменитьзвук [к]на звук [п],в слове «моль» заменитьзвук [м]на звук [с],в слове «соль» заменить[с] на [б], в слове «зайка» заменить [з] на [м].

    Упражнения на развитие сложных формфонематического анализа:

    Упражнение 1.

    Цель:Определение количества, последовательности и места звука в слове.

    Задания1)Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.Например, придумать слова, в которых звук [к] был бы на первом (кот), на втором (окно), на третьемместе (мак).

    2) Игра в кубик. Кинуть кубик, придумать слово, состоящее изтакого количества звуков, сколько точек на кубике выпало.

    3) К графическим схемам слов, подобрать соответствующие слова.Например, даны слова птица, дача, лиса,над схемами нужно написать подходящееслово.

    Лиса Дача Птица

    4)Игра «Как называется цветок?». Предлагается картинка цветка.На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать,если выделить из названий картинок первый звук.

    Например:

    Упражнения на развитие зрительного восприятияи узнавания (гнозиса):

    Упражнение 1.

    Цель: Развитиезрительного восприятия и узнавания, буквенного восприятия и узнавания,формирование пространственного восприятия и представления.

    Задания1)Назвать недорисованные предметы:

    2) Сказать, что изображено на картинке:

    3) Дополнить рисунок. Предлагается нарисовать домик, справа исверху от домика — солнце, слева от домика — забор, справа внизу нарисоватьозеро, справа от забора — цветы.

    4) Написать новую букву (реконструирование букв): а) добавляяэлементы (например, сделать из буквы Р букву В), б) уменьшая количествоэлементов (например, сделать из буквы ж букву к).

    Упражнения на закрепление грамматических формв письменной речи:

    Упражнение 1.

    Цели: Развитиефункции словоизменения, формирование навыков словообразования, развитие уменийморфологического анализа слова, закрепление грамматических форм в письменнойречи.

    Задания1)Вставить пропущенные суффиксы, приставки в предложения.

    Например: Сахар кладут в сахар… .

    Поезд …ъехал к станции.

    2) Дописать приставки в слова:

    Дети …ъехали с горки.

    Грузовик…ехал через мост.

    Мальчик …шел к забору.

    3)Вставить в предложение слова вместо картинок. Записатьпредложение.

    Например: Девочка сорвала

    Нарушения письменной речи являются наиболее распространеннымиречевыми расстройствами у школьников с нарушением интеллекта, поэтому коррекцииэтих дефектов речи уделяется особое внимание. В процессе логопедической работыосуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевыенавыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированностьпрактического уровня владения языком является необходимым условием для изученияязыковых явлений и закономерностей овладения знания о языке.

    Таким образом, логопедическая работа должна подготавливать детейк усвоению программы по русскому языку. Следует строить содержаниелогопедической работы по коррекции нарушений письменной речи, опираясь на программуобучения русскому языку учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида.

     


    Поделиться статьей
    Автор статьи
    Анастасия
    Анастасия
    Задать вопрос
    Эксперт
    Представленная информация была полезной?
    ДА
    58.69%
    НЕТ
    41.31%
    Проголосовало: 990

    или напишите нам прямо сейчас:

    Написать в WhatsApp Написать в Telegram

    ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

    Поделиться статьей

    Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


    Поделиться статьей

    ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

    Поделиться статьей

    Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


    Поделиться статьей

    Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

    Поделиться статьей

    Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


    Поделиться статьей

    Нравственные проблемы современной биологии

    Поделиться статьей

    Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


    Поделиться статьей

    Семейство Первоцветные — Primulaceae

    Поделиться статьей

    Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


    Поделиться статьей

    Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

    Поделиться статьей

    Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


    Поделиться статьей

    или напишите нам прямо сейчас:

    Написать в WhatsApp Написать в Telegram
    Заявка
    на расчет