X-PDF

Креативность на уроках русского языка

Поделиться статьей

Козлова О. Л.,

учитель русского языка и литературы

Креативность на уроках русского языка.

 

Надопрогнать с уроков бога сна Морфея
и чаще приглашать бога смеха Момуса.
Ш.А. Амонашвили

 

 

      Креативность это способность ктворчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видетьмир как-то по особенному. Это творчество, которое полезно и на работе, и вжизни. Креативный человек – это выдумщик. Это тот, ктопридумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая всё во что-тоновое, неповторимое.

Дж. Гилфордвыделил шесть параметров креативности:

1)    способность к обнаружению и постановке проблем;

2)    способность к генерированию большого числа идей;

3)    гибкость – способность к продуцированию различных идей;

4)    оригинальность – способность отвечать нестандартно;

5)    способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6)    способность решать проблемы, то есть способность к анализуи синтезу.

Творческинаправленная личностьболее открыта для получения внешней информации, она переживает проблемы мира,как свои, её энергия не терпит смирения, ищет выход, пути решения.

Задание1.При изучении темы «Имя прилагательное» можно использовать стихотворениеЗ.Гиппиус «Все кругом», которое интересно тем, что состоит практическиполностью  из одних прилагательных:

                   Всё кругом.

Страшное,грубое, липкое, грязное,

Жесткотупое, всегда безобразное,

Медленно-рвущее,мелко-нечестное,

Скользкое,стыдное, низкое, тесное,

Явно-довольное,тайно-блудливое,

Плоско-смешноеи тошно-трусливое,

Вязко,болотно и тинно застойное,

Жизнии смерти равно недостойное,

Рабское,хамское, гнойное, черное,

Изредкасерое, в сером упорное,

Вечнолежачее, дьявольски косное,

Глупое,сохное, сонное, злостное,

Трупно-холодное,жалко ничтожное,

Непереносное,ложное, ложное! 

Учительобращается к классу с вопросом:

-Какиеощущения вызвало у вас это стихотворение?

Ребятадают очень разные ответы: омерзения, отчаянья, безнадежности, неприятнойтемноты, духоты и т.д.

-Врезалосьли в память какое-то прилагательное наиболее остро? (Многие называют«трупно-холодное»).

-Почему именно это? (Необычное, неожиданное, — объясняют ребята, — иусиленное повторяющимся значением: труп — уже нечто застывшее, безжизненное ихолодное; здесь же два слова становятся рядом: трупно-холодное).

Некоторымотчетливей запомнились липкое, скользкое, потому что они возвращают креально испытанным неприятным ощущениям.

Только ли сильные прилагательные влияют на наше восприятие?

 Оказывается,что в первую очередь количество прилагательных с отрицательным оценочнымзначением: они нагнетают отталкивающую атмосферу «всего кругом».

-Значит, — говорю я, — все прилагательные, которые здесь встретились, можноназвать синонимами?

Ичитаю текст ещё раз.

Одинученик замечает, что многие прилагательные можно разделить на определенныегруппы. Например, восприятие «всего кругом» по цвету (серое, чёрное); поотсутствию движения (застойное, косное, лежачее); и даже по аналогии счеловеческими качествами (грубое, блудливое, трусливое, глупое, хамское). Учащиесяговорят, что нельзя назвать синонимами  черный и тесный, но все-таки оникажутся очень близкими по значению.

-Кому кажутся?

-Нам,- говорят ребята.

-А еще кому?

-Конечно, тому, кто писал.

-А как вы думаете,- спрашиваю я, — каким мог быть человек, написавшийподобные строки?

-Неравнодушным,  очень остро воспринимающим недостатки жизни,  обидчивым и легкоранимым; он пессимист; он испытывает боль и отчаянье.

-Ну что ж, а теперь можно прочитать последние, еще не звучавшие в классе строки:

Ножалоб не надо; что радости в плаче?

Мызнаем: все будет иначе.

Налицах — изумление.

-Чтоже меняется?

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

Все!Настроение, ритм, уходит отчаянье, появляется надежда, движение, какой-то порывв совсем другой мир! Появляются глаголы – появляется движение. Значит, именноприлагательные, которые никак не связаны с действием, создавали то ощущениенеподвижности, застывшей вокруг жизни, которое передалось нам после первогочтения.

Теперь, когдасамими ребятами сделали такие открытия, когда прочитанное осмыслено, оно невызовет у учащихся раздражения и усталости, поскольку текст уже связан спережитым интересом и живым впечатлением.

Слабое,вечное, легкое, стройное,

Оченькрасивое, жизни достойное,

Ангельскинежное, светлое, лучшее,

Кроткое,милое, слабо гнетущее,

Всемилюбимое, мягко-душистое,

Доброе,дивное и шелковистое.

Солнечно-яркое,облачно-белое.

Светло-небесное,очень несмелое.

 

Задание 2. Оченьинтересно и даже азартно проходят упражнения на проговаривание сразличной интонацией одной какой-либо фразы. Например,

А потом позвонилизайчатки:

-Нельзя липрислать перчатки?

Или: бегемотразинул рот:

Булку проситбегемот.

Интонация припроизнесении этих строк может быть очень разная (с удивлением, радостью,жалостью). Произносим все это сначала хором, затем по рядам. Несколько человекобязательно произносят это по одиночке. При этом дети могут помогать себедвижением рук, головы, мимикой. Они делают это с огромным удовольствием:  онииграют, творят.

Задание 3.

Другой пример-провожу с детьми такую игру: расставляю разноцветные карточки (до 15-20оттенков). Задаю необычный вопрос: «Где здесь Василиса Прекрасная?» Ответвсегда один: дети указывают на красную карточку.

-Почему красная?

-Потому что красивая.

-А еще какая?

Вторым обычноназывают желтый цвет – он ассоциируется с нежностью. Потом – белый (чистаядуша) и т.д. Так собирается «ромашка» с разноцветными лепестками – это портретВасилисы в цвете. Совсем иной цветок получается, когда говорим о Кощее: черный(страшный), серый (злой), синий (холодное сердце) и т.д. Все это развивает то,что заложено в ребенке с рождения — способность видеть мир в цвете.

Задание 4. Атеперь проверим Ваше чувство юмора.

Однажды Дж. Свифтспросил своего слугу:

— Том, что этозначит? Мои сапоги не вычищены?

— Нет, сэр –ответил Том – Вы же собираетесь идти гулять, так я подумал: они всё равностанут грязными.

— Хорошо,собирайся, Том, пойдёшь со мной.

— Но, сэр, я ещёне завтракал…

Вопрос: Чтоже ответил Дж. Свифт?!

1. (“Не беда,всё равно опять проголодаешься”)

 

Задание 5. Одиняпонский вопрос. Сейчас Вам будут прочитаны четыре стихотворения:

В нижеприведенных стихотворениях есть нечто общее. Найдите это общее и через минутудайте название, которое объединяет все эти четыре стихотворения.

Цена этого вопроса– 3 балла

Вкруг деревнисошлись,
По склонам гор прилепившись,
Яблони в вешнем цвету…

Заглядевшись насолнце,
Незаметно забрёл я в сад –
А там пионы в цвету!

Смотрю без конца,
На картинку с видом осенним
Раскрытый веер…

Неспешно ступает
По заснеженной зимней бахче
Большая кошка…

(Ответ: “Временагода”)

Задание 6. Чёрныйящик

В чёрном ящике лежит то, чтоиндейцы майя называли чикле. Они делали это из тягучего вкусного сокадерева сапподила. Одни это очень любят, а другие – терпеть не могут. А вСингапуре продажа этого даже запрещена, и это отпускается только по рецептуврача.В конце XIX века один американский коммерсант Вильям Ригли провёлрекламную акцию. Он давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре, это сталопопулярней, чем основной продукт. С тех пор коммерсант перешёл на производствотолько этого.

Вопрос: Что вчёрном ящике? (жевательная резинка)

 Задание 7.Придумай рассказ, связав между собой следующие события:

  • Белка, сидя на дереве, уронила шишку. – Самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.
  • Собака погналась за курицей. – Школьники не смогли поехать на экскурсию.

Например:

Белка, сидя надереве, уронила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидевшего под деревом.Заяц выскочил на дорогу. Водитель самосвала увидел зайца, остановил машину ипобежал за ним. Шофёр заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришёл поназначению вовремя.

Мы с вамисоставляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами.

Какие буквы вызаменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?

Это эвристическийвопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интересучащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаютсявидеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятсядостоянием их творческого опыта.

Задание 8. Напишикак можно больше предложений, в которых слова начинались бы с указанных букв.(Предложение состоит из четырёх слов.)

  • Б… у… ж… б…
  • С… о… н… с…
  • К… е… л… к…

Задание 9.

Какдракона победить

… Обратимся к причастиям иприлагательным. Причастие – чей это сын? Забавные детские рисунки на доске всёразъясняют: один за другим появляются портреты королевской семьи, сохраняющиефамильное сходство. Вот Король по имени Глагол, он имеет настоящее, прошедшее ибудущее, любит отвечать на вопросы «что делать, что сделать?», но может ивскричать во гневе: «Что мы делаем?». Ещё бы — он глава королевской семьи.А вотКоролева по имени Прилагательное, вечно глядит в зеркало с вопросом «Какая я?».А вот их дети – Причастия …

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет